Одной из важнейших составляющих логистической системы является информация. Наиболее часто информационную систему подразделяют на две подсистемы:
1) функциональную, состоящую из совокупности решаемых задач, сгруппированных по целевому признаку;
2) обеспечивающую, включающую следующие элементы:
техническое обеспечение (совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков);
справочное обеспечение (классификаторы, кодификаторы и т.д.);
математическое обеспечение (комплекс программ, обеспечивающих решение задач).
Логистические информационные системы (ЛИС) подразделяют на три группы:
1. Плановые, создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Примеры решаемых задач: создание и оптимизация звеньев логистической цепи, планирование производства, общее управление запасами.
2. Диспозитивные (диспетчерские), создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Могут решаться следующие задачи: - детальное управление запасами (распределение по местам складирования); - распоряжение внутризаводским (внутрискладским) транспортом; - учет отправляемых грузов; - отбор грузов по заказам.
3. В исполнительных (оперативных) логистических информационных системах обработка информации производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ (реальный масштаб времени). Решаются задачи контроля материальных потоков, оперативного управления обслуживанием производства, управления перемещением ППТН.
Понятие информационных систем с обратной связью является основой для создания базовой структуры интегрирующей различные стороны процесса управления логистической системы.
|
Информационная система с обратной связью существует там, где окружающая среда способствует принятию решения, которое оказывает влияние на эту среду, а значит и на дальнейшие решения.
Информационные системы с обратной связью имеют три характеристики: структуру, запаздывания и усиления системы. Структура системы характеризует взаимосвязь отдельных частей. Запаздывания всегда существуют при получении информации, при принятии решений, основанных на этой информации и в процессе выполнения этих решений. Усиления обычно происходят во всей информационной системе, особенно при действующем порядке принятий решений в логистической системе. Они проявляются в тех случаях, когда действие оказывается более сильным, чем это можно предполагать, исходя из ввода информации, определяющей регулирующие решения. В информационной системе с обратной связью существует строго определенный базис, на котором основывается практика решений, принимаемых хозяйственными руководителями. Их решения не являются выражением полной "свободы воли", а строго обусловлены окружающими обстоятельствами.
Однако можно установить правила, регулирующие эти решения, и определить влияние данных правил на производственное и экономическое поведение систем.
Типовая организационная структура для функции производства и сбыта продукции может быть представлена в виде восходящих потоков заказов на товары и отгрузку товаров. Следует отметить наличие запасов трех уровней: на заводе, в оптовом и розничном звеньях.
|
Чтобы иметь возможность определить динамические характеристики системы, необходимо также знать запаздывания в потоках заказов и товаров. Запаздывание указывается, как правило, в днях, неделях и представляет собой обычную величину для предприятия, изготовляющего товары длительного пользования. Для эффективной работы логистической системы следует знать правила, регулирующие размещение заказов и размеры складских запасов в каждом звене реализации продукции. В этой модели выделяют три основных вида заказов:
1) заказы на возмещение проданных товаров;
2) заказы для пополнения запасов во всех звеньях в связи с изменением уровня продаж;
3) заказы, необходимые для заполнения каналов обеспечения товарами по информации о заказах, находящихся в стадии выполнения.
Закупки в качестве входных данных и изменения в складских запасах, в производстве продукции и их воздействие на логистическую систему позволяют построить имитационную модель потока товаров и информации (рис. 2.1).
Уровень 1 |
Уровень 2 |
Уровень 3 |
Рис. 2.1 Имитационная модель товаров и информации
Условные обозначения:
- функции решения;
- источники информации;
- каналы материалопотока.
Модель состоит из четырех элементов: уровней; потоков, перемещающих содержимое одного уровня к другому; решений, регулирующих темпы потока между уровнями; каналов информации, соединяющих решения с уровнями. При этом уровни характеризуют возникающие накопления внутри системы (товары, имеющиеся на складе, товары в пути, складские площади, численность работающих и другие показатели); темп потока — это мгновенные потоки между уровнями в системе. Темпы отражают активности в системе.
|
Решения представляют собой формулировку линии поведения, определяющую, каким образом имеющаяся информация об уровнях приводит к выбору решений, связанных с величинами текущих темпов.
Чем выше уровень информационной системы, тем выше эффективность логистической системы, поэтому качество информационной системы позволяет эффективно решать проблемы управления запасами, транспортировки продукции, складирования и других логистических функциональных областей. На практике логистическая информационная система состоит из множества дискретных, но связанных подсистем. В упрощенном виде это может быть представлено двумя подсистемами: петлей снабжения и петлей потребителя.
Заключение
1. Закупочная логистика - это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.
2. Логистику рассматривают в 3-х аспектах, т.е. как многостадийный хозяйственный процесс, систему управления, экономическую науку.
3. Задача определения предмета закупок решается совместно с производственным отделом и инженерной службой компании.
4. Основу экономической эффективности закупочной логистики составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам.
5. Исследования рынка закупок сырья и материалов могут рассматриваться внутри предприятия и как средство решения проблем возникающих в научных исследованиях и конструкторских разработках, которые связаны с характеристиками нового сырья и комплектующих.
6. Важнейший элемент в политике закупок – анализ цены приобретаемых товаров. Для анализа цены закупок, так же, как и анализа стоимости собственного производства используются различные виды расчетов.
7. Одной из важнейших составляющих логистической системы является информация. Наиболее часто информационную систему подразделяют на две подсистемы: 1) функциональную, 2) обеспечивающую.
8. Понятие информационных систем с обратной связью является основой для создания базовой структуры интегрирующей различные стороны процесса управления логистической системы.
9. Информационная система с обратной связью существует там, где окружающая среда способствует принятию решения, которое оказывает влияние на эту среду, а значит и на дальнейшие решения.
10. Информационные системы с обратной связью имеют три характеристики: структуру, запаздывания и усиления системы.
11. В информационной системе с обратной связью существует строго определенный базис, на котором основывается практика решений, принимаемых хозяйственными руководителями. Их решения не являются выражением полной "свободы воли", а строго обусловлены окружающими обстоятельствами.
12. Чем выше уровень информационной системы, тем выше эффективность логистической системы, поэтому качество информационной системы позволяет эффективно решать проблемы управления запасами, транспортировки продукции, складирования и других логистических функциональных областей.
13. На практике логистическая информационная система состоит из множества дискретных, но связанных подсистем. В упрощенном виде это может быть представлено двумя подсистемами: петлей снабжения и петлей потребителя.