Глава II. В ожидании воцарения. Жизнь Гатчины и Павловска.




Павел I: просвещенный деспот?

 

Выполнила: ученица 8 «в» класса

гуманитарного профиля

Новгородова Анастасия

Научный руководитель:

учитель истории

высшей квалифицированной категории

Кюсснер Анастасия Михайловна

 

 

Екатеринбург 2016

Содержание

Введение……………………………………………………………... 2

Основная часть……………………………………………………... 3

Глава I. Детство……………………………………………………… 3

Глава II. В ожидании воцарения. Жизнь Гатчины и Павловска. Восшествие на престол……………………………………………... 5

Глава III. Политическая деятельность и оценки ее в интеллектуальной мысли современников…………………………. 7

Заключение………………………………………………………… 11

Список источников и литературы………………………………… 12

 

Введение

Актуальность: Личность Павла I не раз вызывала разногласия между историками. Некоторые считают его слабоумным, другие ассоциируют имя Павла с деспотом, для кого-то это император-романтик, склонный к благородным порывам, рыцарственным поступкам...

Сумасшедший тиран – вот отношение русского общества к Павлу. Причины такого отношения: слухи о его «жестокостях» и «странностях», жесткие приказы, переходящие в абсурдность, повлекших за собой дворцовый переворот и убийство.

Таким образом, штамп, поставленный на правлении Павла I имеет совершенно черную окраску. И это давно стало аксиомой, тем, что не требует доказательств.

Историков, биографов, драматургов, психологов привлекала к себе эта оригинальная, ни на кого не похожая личность психопата и та исключительная обстановка, в которой совершалась его драма, окончившаяся так трагически.

Что же выдумка, а что правда? Правы ли те, считающие Павла склонным к излишней горячности и жестокости? Каким же был на самом деле этот загадочный император? Как его личность отобразилась в записках современников? И осталась ли такой же оценка императора на протяжении нескольких веков? Все эти вопросы интересуют исследователей до сих пор.

Цель: понять, каким был Павел для русского общества, основываясь на воспоминаниях и заметках современников.

 

 

 

Глава I. Детство.

К сожалению, о детстве Павла мало что известно. Первые дни жизни будущего императора, судя по запискам Екатерины II, проходили так: «На шестой день происходили крестины моего сына. Он уже едва было не умер от молочницы; я должна была украдкою наведываться об его здоровьи; ибо просто послать спросить значило бы усумниться в попечениях императрицы и могло быть очень дурно принято. Она его поместила у себя в комнате, в фланелевых пеленках, в кроватке, обитой мехом черных лисиц; его покрывали одеялом из атласного пике на вате, а сверх этого еще одеялом из розового бархата, подбитого мехом черных лисиц. После я сама много раз видала его таким образом укутанного пот тек у него с лица и по всему телу, вследствие чего, когда он вырос, то простужался и заболевал от малейшего ветра. Кроме того, к нему приставили множество бестолковых старух, которые своим излишним и неуместным усердием причинили ему несравненно больше физического и нравственного зла, нежели добра. <…>Через сорок дней после родов, когда я должна была брать очистительные молитвы, императрица во второй раз пришла ко мне в комнату. Чтобы принять ее, я встала с постели; но она, видя мое истомление и слабость, позволила мне сидеть в то время, как духовник читал молитвы. В комнату ко мне принесли моего сына, которого я тут в первый раз увидала после его рождения. Он мне показался очень хорош, и вид его несколько развеселил меня; но как скоро молитвы были кончены, императрица приказала тотчас унести его, и сама ушла». Из записок Екатерины можно узнать, что сразу же после рождения Павла отняли у матери, он воспитывался в покоях императрицы Елизаветы. Также, из записок Е.Р. Дашковой известно, что «Ей (Екатерине) разрешалось один раз в неделю ездить в Петербург, где жила в то время императрица, на свидание со своим сыном, великим князем Павлом». Следовательно, из-за редких встреч, Павел особо не испытывал к Екатерине глубоких сыновних чувств.

С 6-летнего возраста обучением будущего императора занимался Никита Иванович Панин. Никита Панин обозначил весьма обширный круг тем и предметов, в которых, по его мнению, должен был разбираться цесаревич. Возможно, именно в соответствии с его рекомендациями был назначен ряд «учителей-предметников». Начавшись ещё во времена Елизаветы Петровны, занятия не прекращались ни в краткое правление Петра III, ни при Екатерине II. К учёбе у Павла были неплохие способности, у него было развито воображение, в то же время он был неусидчив и нетерпелив, хотя и любил книги. Владел латынью, французским и немецким языками, любил математику, танцы, воинские упражнения. В целом образование цесаревича было лучшим, какое можно было получить в то время.

Клод Рюльер в своем сочинении «История и анекдоты революции в России», рассказывающим о дворцовом перевороте 1762 года, (хоть это сочинение и считается памфлетом, содержащим много преувеличений, ошибок и басен, но после переговоров Екатерины II с Рюмьером, он обязался не печатать своего произведения до своей смерти и смерти Екатерины) писал: «Екатерина, обратив в свою пользу оскорбление, которое император сделал ее сыну, не называя его наследником престола, хотела сама оным воспользоваться. Граф Панин, которого польза, сопряженная с пользой воспитанника, без труда склоняла его в заговор, хотел, лишив короны императора Петра III, возложить

оную по праву наследства на законного наследника и предоставить императрице регентство». Обстоятельства прихода Екатерины II к власти, явное желание Н.Панина видеть Павла на престоле, сделали сына соперником в глазах императрицы, породили у нее желание как можно дальше отодвинуть Павла от императорского трона. Она не позволяла Павлу участвовать в государственных делах, недоброжелательно высказывалась о его способностях и не скрывала этого перед другими людьми. В общем, отношения между сыном и матерью воплощались в годах молчаливой холодности, взаимной презрительности.

Глава II. В ожидании воцарения. Жизнь Гатчины и Павловска.

Мечты Павла о высоком предназначении улетучились, и сменились на подозрительность, злобу, желание «покончить с развратом двора», «навести порядок в обществе». В своем имении Гатчина Павел воплотил эти идеи: он был окружен преданными людьми, здесь он «устроил свое маленькое государство».

К тому времени Павел успеть пережить смерть первой жены (Натальи Алексеевны), а также и повторный брак с Марией Федоровной (урожд. София-Доротея Вюртембергская).

На следующий день после встречи с будущей императрицей в Берлине, Павел писал матери: «Я нашёл свою невесту такову, какову только желать мысленно себе мог: недурна собою, велика, стройна, застенчива, отвечает умно и расторопно. Что же касается до сердца ея, то имеет она его весьма чувствительное и нежное. Весьма проста в обращении, любит быть дома и упражняться чтением или музыкою».

Муханова Мария Сергеевна, фрейлина и мемуаристка, писала: «Хотя жизнь ее с супругом, по нашим понятиям, была самая несчастная, но она любила его до конца. Мне кажется, что это было скорее по правилам нравственности, нежели по естественному чувству: трудно любить того, кто нас не любит».

Мария Федоровна любила музыку, прекрасно рисовала, резала медали на камне и кости, работала на токарном станке, ведала обширным гатчинским хозяйством, которое составляли молочные фермы, скотные дворы, конюшни. Мария Федоровна была честна, верна, открыта мужу, любила его, посвящала все время воспитанию детей. Она казалась белой вороной в обществе, занятом сплетнями и интригами. Это вызывало легкое раздражение Екатерины, которая писала, что дочери Павла и Марии будут, как мать, «держать себя прямо, заботиться о своем стане и цвете лица, есть за четверых, благоразумно выбирать книги для чтения и напоследок из них выйдут отличные гражданки для какой угодно страны».

Семейная жизнь Павла Петровича протекала в Гатчине, которую Екатерина подарила сыну в 1783 г. Осенью того же года Павел и Мария переехали в Гатчину и стали называть себя «гатчинскими помещиками». Здесь у супругов устраивались празднества и музыкальные вечера, самодеятельные спектакли…

Другим любимым местом Павла и Марии стал Павловск. Эти земли были подарены Павлу Екатериной. До 1777 года здесь было только два охотничьих домика, а с 1779 года приступили к постройке Большого дворца. Вокруг дворца был разбит парк, наполненный множеством построек: павильоны, беседки, ротонды…

Русский поэт и драматург Иван Долгоруков упоминал в «Повести о рождении моем, происхождении и всей жизни» о повседневных занятиях супругов: «Наследник престола препровождал, обыкновенно, лето в двух своих увеселительных замках: в Павловском и в Гатчине, занимаясь, по склонности врожденной к воинской службе, вахтпарадами, учил каждое утро при разводе или баталион морской, состоящий в его ведомстве, а с утренней зарей иногда забавлялся полковыми строями. Прочее время дня он томился в скуке, не имея, кроме чтения, никаких занятий, вечера он убивал за шашками». Также в

этом документе можно найти описание Гатчины и Павловска: «Гатчина – место дикое, мрачное, в пятидесяти верстах от Петербурга. На нем выстроен большой каменный замок во вкусе древних рыцарских обиталищ. <…> Великий князь живал тут по большей части осенью и тешился театром и маневрами. В Гатчине он был хозяин, а в Павловске супруга его. <…> И тут также был театр, как и в Гатчине. Место гораздо приятнее, открытое, близко от города и дворца Царскосельcкого. <…> Надо признаться, что приезжающие в маетности великого князя всегда были очень хорошо угощаемы. Всякий имел свой номер, в который принашивали поутру и пополудни, два раза в день, полный прибор чаю, кофе, шеколаду и пред обедом хорошую закуску… <…> Ах! Как я ненавидел всегда все эти дурачества, кои называют маневрами и кои лишь ребят одних занимать могут, а великий князь был уже не дитя».

Довольно интересное место в биографии Павла имеет «Рассказ великого князя Павла Петровича о видении ему Петра I», написанный В.В. Андреевым. В нем описывается ужин в Брюсселе, во время которого Павел сообщает присутствующим историю, случившуюся в Петербурге. Поздним вечером он в сопровождении князя А.Б. Куракина и двух своих слуг встречает призрака Петра I, который говорит ему: «Павел! Бедный Павел!». «Призрак вашего знаменитого прадеда существовал лишь в вашем воображении», - замечает один из присутствующих.

В заключении главы, хочется сказать, что окружающие Павла люди считали его мальчиком, хоть и достаточно образованным, но все же мальчиком, играющим в солдатики, любящим праздники и увеселения, обладающим большим воображением.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: