Понятие и виды ресурсов предприятия.




Ресурсы-это необходимый для жизни человека источники, запасы, ден. Средства, ценности, возможности. Ресурсы подразделяются на: трудовые(трудоспособное население страны),

Финансовые(Ден. Средства, находящиеся в распоряжении пп),

Материальные(Сырье и материалы, необх. для удовлетворения потребностей и использования в процессе производства),

Природные(часть ест. Среды, которая необходима для использования обществом целях удовлетворения материальных и духовных потребностей*земельные, водные, минералы и т.д),

Энергетические(носители энергии, которые исп-ся процессе хоз. деятельности пп),

Производственные. (средства труда)

20) Материальные ресурсы – это потребляемые в процессе производства предметы труда в виде сырья, материалов, покупных изделий, полуфабрикатов, топлива, энергии.

21)Рынок труда -это система общественных отношении согласующие интересы работодателей и работников по найму.

Основные элементы рынка труда (как и любого рынка):

- спрос на рабочую силу,

- предложение рабочей силы,

- цена рабочей силы,

- конкуренция.

22).Рабочая сила - это совокупность физических и умственных способностей человека, его способность к труду.

Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

Отличие рабочей силы от других товаров состоит в том, что он, во-первых, создает стоимость больше, чем он стоит, во-вторых, без его привлечения невозможно осуществлять любое производство, в-третьих, от него во многом зависят степень (эффективность) использования основных и оборотных производственных фондов, экономика хозяйствования в целом.

Поэтому для предприятия с позиции ведения его экономики далеко не безразлично, как и на каких условиях должно происходить удовлетворение его потребностей в рабочей силе (пожизненный наем, как в Японии, или по мере необходимости и пр.), и как она должна использоваться в процессе производства товаров и услуг.

23.Занятость – это не противоречащая законодательству деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок. Виды занятости: 1) работа по найму в течение полного или неполного рабочего времени, включая временные и сезонные работы. Временное отсутствие на работе не прерывает состояния занятости; 2) предпринимательство, в том числе фермерство; 3) самостоятельное обеспечение себя работой (лица творческих профессий); 4) работа на основе членства в кооперативах и артелях; 5) выборная работа на оплачиваемых должностях, государственная служба; 6) военная и приравненная к ней служба 7) учеба в любых очных учебных заведениях, в том числе по направлению службы занятости; 8) работа по гражданско-правовым договорам; 9) подсобные промыслы и реализация продукции по договорам.

24. Трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги. К трудовым ресурсам относятся люди как занятые в экономике, так и не занятые, но способные трудиться.

Персонал предприятия – это совокупность физических лиц, состоящих с предприятием, как юридическим лицом, в отношениях, регулируемых договором найма. Основными характеристиками персонала являются: численность и структура.

25. Рабочее время - это установленная законодательством продолжительность рабочего дня, рабочей недели.

Рабочее время для исполнителя работ подразделяется на время работыи время перерывов в работе.

Согласно ст. 95 ТК РФ продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час.

По своей продолжительности рабочая неделя может быть как нормальной, т. е. 40-часовой, так и сокращенной либо неполной. Основным видом рабочей недели является пятидневная. По структуре, которую определяет работодатель, пятидневная рабочая неделя состоит из пяти рабочих и двух выходных дней.

Как правило, шестидневная рабочая неделя устанавливается на предприятиях, где по характеру производства и условиям труда нецелесообразно введение пятидневной рабочей недели. Так, по графику шестидневной рабочей недели работают многие учебные заведения, большинство больниц и иные социальные учреждения.

Согласно ст. 95 ТК РФ накануне выходных дней продолжительность работы при шестидневной рабочей неделе не может превышать пяти часов.

26)Производительность труда – результативность живого труда эффективность производительной деятельности по созданию продукта в течение времени.

Перед статистикой производительности труда стоят задачи:

1) совершенствования методики расчета производительности труда;

2) выявления факторов роста производительности труда;

3) определения влияния производительности труда на изменение объема продукции.

27)Тарифная система оплаты труда – это форма начисления заработной платы, которая зависит от категории сотрудника, характера, интенсивности и сложных осуществляемых им работ.

28)Бестарифная система оплаты труда является ключевым элементом системы внутрипроизводственного хозрасчета. Для применения этой системы необходим перевод на хозрасчет всех структурных подразделений предприятия, чтобы устранить внутренние противоречия в области оплаты труда.
Виды:Коллективная
При коллективной системе труд оплачивается в зависимости от накоплений в фонде. Сумма делится пропорционально между всеми сотрудниками, в зависимости от КТУ и коэффициента квалификации.
Комиссионная система оплаты отличается тем, что зарплата выдается по итогам выполненной работы и зависит не столько от качества выполнения поставленных условий, сколько от количества.
«Плавающие коэффициенты»
Данная система действует в отношении руководящих должностей. Ставка напрямую зависит от качества выполненной работы подчиненным персоналом.

29)Себестоимость — это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на её производство и реализацию.

31) Цена – это денежное выражение стоимости.
Цена выполняет следующие функции:
учетную;
стимулирующую;
распределительную;
регулирующую.
Учетная функция служит для перевода товара из натурально-вещественной формы в денежную. Эта функция необходима для определения объема произведенной продукции (валовой, товарной, реализованной), для сопоставления затрат и результатов.
Стимулирующая функция цены используется для повышения качества продукции, для развития ресурсосбережения, повышения эффективных технологий и т.д.; от нее зависит уровень прибыли.
Распределительная функция – распределяет доход между предприятиями, отраслями; предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы и виды товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, поступающего в бюджет государства, региона и т.д. Это основной регулятор спроса и предложения. Таким образом, цена является важнейшим инструментом рыночной экономики, мощным рычагом управления экономическими процессами. Вместе с тем цена есть объективная категория, ее величина обусловлена действием законов стоимости, спроса и предложения.

32. Функции цен – внешнее проявление свойств, которые характерны для любой цены, вне зависимости от вида.1.Учётная. Она показывает необходимые затраты на производство продукции.2. Стимулирующая. Сущность ее выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров.3. Распределительная. Эта функция цены связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осуществляется распределение и ᴨȇрераспределение национального (чистого) дохода.4. Функция балансирования спроса и предложения. Установление баланса между спросом и предложение выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом инструмент для достижения равновесия.

5. Функция цены как критерия рационального размещения производства. Т.е. производитель получает информацию о том, что в какой отрасли или секторе экономики он может получить более высокую прибыль и соответственно происходит передвижение капиталов между секторами экономики.

Виды цен: 1. Монопольная цена(формируется не только под влиянием спроса и предложения, но также доминирования монополиста на товарном рынке). 2. Номинальная цена(это абсолютная цена товара, не учитывающая величины инфляции.Она публикуется в прейскурантах, справочниках и биржевых котировках). 3. Оптовая цена(устанавливается при продаже крупными партиями торговым и промышленным предприятиям). 4. Цена предложения(минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара). 5. Цена производства(издержки производства+ средняя прибыль).6. Рыночная цена(по которой идет купля-продажа на данном рынке)

33. В смешанной экономике государства не может устраниться от регулирования экономической жизни, которое предполагает установление самых общих правил поведения участников рынка, чаще всего в виде «мягких» ограничений, касающихся вида товаров, объема продаж, цен. Его вмешательство в деятельность предприятий и предпринимателей в странах с развитой рыночной экономикой носит преимущественно косвенный характер.

Как показывает анализ зарубежного опыта, вмешиваясь в процессы формирования цен, государственные органы управления осуществляют разработку ценовой политики и механизма воздействия на цены, определяют объекты регулирования цен.Основными видами государственной ценовой политики являются:политика высоких цен, применяемых для стимулирования предпринимательской активности;политика замораживания или блокирования цен, используемая для борьбы с инфляцией;политика низких цен, применяемая как средство повышения уровня жизни населения;политика либерализации цен, используемая для оживления рыночных механизмов; политика твердых (стабильных) цен, применяема для регулирования товарно-денежных отношений. Государственное регулирование цен осуществляется в различных формах. Одной из таких форм является контроль на потребительские товары, входящие в потребительскую корзину. Розничная цена на эти товары должна быть стабильной и не может повышаться предприятиями розничной торговли. Государство же субсидирует эти товары, обеспечивая производителям и торговле среднюю норму прибыли.

34. Для выработки эффективной ценовой политики фирмы необходим всесторонний анализ факторов, влияющих на уровень цен. Основными из них являются:1)спрос на продукцию(Значительное влияние на цену товара оказывает спрос. Чем выше цена товара, тем меньше предлагаемых по этой цене изделий могут приобрести покупатели),2) государственное регулирование цен(Определенную роль в ценообразовании играет государство, осуществляя регулирующую функцию. В условиях несовершенного рынка возникающая равновесная цена не способствует оптимальному состоянию и стабильности в обществе. Поэтому государство путем установления регулируемых цен целенаправленно создает новые условия равновесия);3)издержки по производству и реализации продукции(Основу цены изделия составляют издержки, связанные с его производством и реализацией, поэтому их размер во многом определяет уровень цены.В составиздержек входят затраты как зависящие, так и не зависящие от деятельности предприятия.);4) инфляция;5)конкуренция(она подталкивает фирмы к совершенствованию своей продукции и детальному обоснованию цены на нее);6)другие факторы(На уровень цен оказывает влияние и ряд других факторов, например стадия жизненного цикла изделия, организации.Учет влияния всех факторов в комплексе позволяет фирме выработать правильную политику ценообразования.)

35. Важнейшими показателями финансовых результатов являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономике составляет основу экономического развития предприятия.

Прибыль, как конечный финансовый результат деятельности фирмы, представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль

формируется в результате взаимодействия многих компонентов как с положительным, так и с отрицательным знаком.

Финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток, возникший, например, по причине чрезмерно высоких затрат или недополучения доходов от реализации в связи с уменьшением объёма поставок, снижением покупательского спроса. показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия.

36. Показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам. Наиболее часто используются такие показатели, как рентабельность продукции и рентабельность производства.Различают три вида рентабельности:а) производства(этот показатель характеризует эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, отражая при какой величине использованного капитала получена данная масса прибыли).;б) продукции(С помощью рентабельности продукции оценивают эффективность производства отдельных видов изделий);в) инвестиций(показатель эффективности инвестиций; чистая прибыль, деленная на объем инвестиций. Иногда рентабельность инвестиций определяется как отношение чистой прибыли к сумме акционерного капитала и долгосрочного долга.)

37. Финансовые ресурсы предприятия - это совокупность всех денежных средств и поступлений, имеющихся в распоряжении хозяйствующего субъекта.Финансовые ресурсы представляют собой денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по простому и расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию работников предприятия.

Финансовые ресурсы создаются на различных стадиях кругооборота капитала. Они необходимы для нормального протекания процесса производства. Превращение этих ресурсов из товарной формы в денежную происходит на

последней стадии (получение выручки от реализации). Значительные финансовые ресурсы, особенно по вновь создаваемым и реконструируемым предприятиям, могут быть мобилизованы на финансовом рынке.

38. В настоящее время многие предприятия вынуждены уделять все больше внимания на проблемы, которые связаны с формированием и повышением эффективности использования своих финансовых ресурсов искать новые источники для улучшения своего состояния. Успешность развития каждой организации зависит от того, насколько она умеет управлять своими имеющимися ресурсами в условиях современного рынка, так как ее эффективность зависит не только от объема используемых и привлекаемых ресурсов но и от того как она умеет распоряжаться ими.Можно выделить 3 вида основных ресурсов организации:1)материальные ресурсы;2)человеческие ресурсы;3)финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы могут формироваться за счет:1)собственных средств;2)заемных денежных средств.Собственные средства включают:уставный капитал(представляет собой имущество предприятия, которое создается за счет вкладов учредителей);добавочный капитал(может включать результаты переоценки основных фондов, средства на пополнение оборотных фондов, эмиссионный доход, безвозмездно полученные денежные и материальные ценности на производственные ценности);нераспределенная прибыль(представляет собой прибыль, полученную в определенном периоде и не направленная в процессе ее распределения на потребление собственниками и персоналом).Предприятие, прежде всего старается использовать внутренние (собственные) источники финансирования. К заемному капиталу можно отнести банковский кредит, финансовый лизинг, товарный (коммерческий) кредит, эмиссия облигаций и другие.

Заемный капитал подразделяется на:краткосрочный;долгосрочный. Отличительной чертой заемного капитала является то, что его можно получить от других организаций или физических лиц на условиях последующего возврата денежных средств, как правило, с уплатой процентов за временное пользование имуществом.

39. Финансовый механизм предприятий - это система управления финансами предприятия, предназначенная для организации взаимодействия финансовых отношений и фондов. Он используется с целью эффективного воздействия на конечные результаты предприятия. Он имеет, с одной стороны, объективный характер, так как строится в соответствии с требованиями объективных экономических законов. С другой стороны, он носит субъективный характер, формируемый на основе законов государства. Финансовый механизм предприятий должен способствовать наиболее полной и эффективной реализации функций финансов предприятий. С помощью механизма управления финансами предприятий достигается обеспеченность их необходимыми фондами. Финансовые отношения предприятий состоят из четырех групп. Это отношения:- с другими предприятиями и организациями;- внутри предприятия; - внутри объединений, которые включают отношения с вышестоящей организацией, финансово-промышленных групп, а также холдингов;

- с финансово-кредитной системой - бюджетами и внебюджетными фондами, банками, страхованием, биржами, различными фондами.

40. В процессе комплексного целевого анализа производства и реализации продукции выделяются этапы:1.Анализ формирования и выполнения производственной программы.2.Анализ качества продукции.3.Анализ ритмичности выпуска продукции.4.Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.5.Анализ резервов роста объема производства и реализации.Объем выпуска может оцениваться как в стоимостном, так и в натуральном, условно-натуральном выражении (в отличие от оценки объема реализации, где всегда используется стоимостная оценка).Основные показатели объема производства:

1.валовая продукция – стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ независимо от степени их готовности (выражается в сопоставимых ценах);2.товарная продукция – стоимость всей произведенной за период готовой продукции (работ, услуг);3.реализованная продукция – стоимость готовой продукции, отгруженной покупателям.

Анализ объема производства начинается с изучения динамики валовой и товарной продукции (расчета индексов динамики, базисных и цепных темпов роста). Оценка выполнения плана по объему выпуска осуществляется на основе сравнения данных за предшествующий период, плановых и фактических данных. Работа предприятия по реализации продукции, работ, услуг должна быть оценена с позиции покупателя. Критериями для такой оценки может быть выполнение договоров поставки в полном объеме, т. е. по объему реализации в оговоренном ассортименте, заданного количества и в установленные сроки.Факторы, влияющие на выпуск продукции, а, следовательно, и на объем ее реализации сосредоточены в наличии и использовании групп соответствующих ресурсов. По экономическому содержанию их объединяют в три группы: рабочая сила, средства труда, предметы труда.

41. Себестоимость продукции относится к числу важнейших качественных показателей, в обобщенном виде отражающих все стороны хозяйственной деятельности предприятий (фирм, компаний), их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т.д. Себестоимость, в свою очередь, является основой определения цен на продукцию. Снижение ее приводит к увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности. Чтобы добиваться снижения себестоимости, надо знать ее состав, структуру и факторы ее динамики. Все это и является предметом статистического изучения при анализе себестоимости. В себестоимости учитываются затраты прошлого труда, перенесенные на вновь созданную продукцию (сырье, материалы, топливо, электроэнергия, износ основных средств), издержки, связанные с использованием живого труда (оплата труда рабочих и служащих, отчисления на социальные нужды), и прочие затраты. Себестоимость является частью стоимости продукции и показывает, во что обходится производство продукции для предприятия (фирмы).

42. Результативность в деятельности предприятия в финансовом смысле характеризуется показателями прибыли и рентабельности.Эти показатели подводят итог деятельности предприятия за отчетный период. Они зависят от таких факторов, как объем продукции, затраты, емкость и организация производства.Показатели рентабельности - это выраженные в процентах, относительные показатели, в которых прибыль сопоставляется с базой, характеризующей предприятие либо со стороны ресурсов, либо со стороны совокупного дохода.Поэтому выделяют две группы показателей:1.Рентабельность инвестиций или капитала.2.Рентабельность продаж

Рентабельность инвестиций может рассматриваться с позиции интересов собственников, инвесторов и предприятия. Инвесторы являются основными поставщиками капитала. Их совокупный доход складывается из чистой прибыли и процентов к уплате. Этот совокупный доход может сравниваться либо со всеми активами, либо с долгосрочным капиталом

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: