Тема: Понятие о глаголе как части речи
Цель: Ознакомление учащихся с новой частью речи – глаголом.
Задачи:
1. Формировать представления о функциях глагола в речи.
2. Повторить и обобщить знания об уже известной части речи – имени существительном.
3. Развивать логическое мышление, внимание, память, устную речь.
4. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
План:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи
- Открытие нового знания
- Физминутка.
- Конкретизация и уточнение первоначальных понятий.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Итог урока. Оценивание.
Ход урока.
Организационный момент.
слайд №1 Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересной темой. Её название вы должны будете сформулировать самостоятельно и для этого вам необходимо быть очень внимательными.
Каким бы вы хотели видеть этот урок?
Дети. Мы хотим видеть этот урок ярким, интересным, запоминающимся, чтобы он нёс в себе новое открытие, которое мы сделали бы сами!
Учитель. Желаю успехов! А если вы столкнётесь с трудностями, я и ваши одноклассники непременно придём к вам на помощь и поможем справиться с
ними!
Актуализация знаний.
Учитель. Предлагаю приступить к выполнению словарной работы. слайд №2
Спишите словарные слова в рабочую тетрадь. Вставьте пропущенные буквы.
В.Р.БЕЙ
П.НАЛ
Р.БЁНОК
ЖУЖЖ.Т
Учитель. А сейчас проверьте работы, сверив написание словарных слов
в тетради с их написанием на слайде. (самопроверка)
- Посмотрите на слова. Найдите лишнее.
- Почему оно лишнее?
Дети. Слова воробей, малина, пенал, ребёнок – существительные.
|
Слово жужжит – обозначает действие предмета. Это слово лишнее.
Учитель. Ребята! Как определили, что эти слова – существительные?
Учитель. Что вы знаете об имени существительном?
Слайд №3 «Кластер» работа в группе
- Что оно обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
- Какие морфологические признаки имеет?
Постановка учебной задачи
- «Филворд» слайд №4.
Ф | Л | Г | О | Т | В | Ь | Н |
А | А | А | Л | С | И | Л | О |
В | Г | Л | Щ | Е | Т | Е | Е |
И | Т | С | У | Ь | Ч | Е | Р |
Работа в парах.
- Кто знаком с ними? Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но не пересекаться.
Итак, ищем и вычеркиваем в таблице первое слово:
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся. (Алфавит )
- Ищем второе слово:
Кто спешит так рано в школу?
Все спешат ученики!
Что несут они в портфелях?
Книги, ручки, дневники.
Как вы сделали открытие
Это удивительное?
Помогло нам всем ответить
Имя… (существительное).
- Следующее слово:
Она помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить.
(Она бывает письменная и устная). (Речь).
Какое слово составили и прочитали из оставшихся букв? (Глагол)
(Учитель читает определение глагола из толкового словаря В.И.Даля.) слайд №5.
Учитель. Ребята, о чём сегодня будем говорить на уроке?
Дети. О словах, обозначающих действия предметов – глаголах.
Открытие нового знания
Учитель. Предлагаю прочитать отрывок текста «Удивительные глаголы».
(У каждого ученика на парте текст «Удивительные глаголы») «Пометка»
слайд №6.
|
Удивительные глаголы
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название?
Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. Глаголы бывают настоящего, прошедшего и будущего времени. По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных.
Учитель. «Пометка» Возьмите тексты. Прочитайте их. Поставьте (+) напротив того, что вам уже известно. Поставьте (-) напротив того, что вам не известно. Поставьте (?) напротив того, о чём хотели бы спросить.
На интерактивной доске появляется слайд № 7.
(+) – мне это известно
(-) - мне это неизвестно
(?) – об этом я хочу спросить
Учитель. О чём рассказывается в тексте?
Дети. О глаголах.
Учитель. Что было известно?
Дети. «…существуют слова, обозначающие действия предметов…»
Дети. « …глагол – это часть речи…», «… в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом….», «Глаголы бывают настоящего, прошедшего и будущего времени…», «По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных.»
Учитель. Что заинтересовало и о чём хотели бы спросить?
Дети. Хотим узнать всё о времени глагола
Учитель. Мы обязательно подробно изучим тему «Изменение глагола по временам»,но это будет позже. Чтобы вы легко усвоили эту тему, для начала необходимо безошибочно находить глаголы в речи и тексте.
|
5.Физкультминутка. слайд № 8
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом!
Мы топаем ногами: топ –топ – топ.
Мы хлопаем руками: хлоп – хлоп – хлоп.
Мы руки разведём
И побежим кругом!
Учитель. Ребята, что сейчас делали?
Дети. Мы выполняли действия.
Учитель. Как называются слова, обозначающие действия?
Дети. Глаголы.
Конкретизация и уточнение первоначальных понятий.
А) - Гномики-глаголики большие непоседы! Гномы очень разговорчивы. Они любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают их друзья – имена Существительные. Стоит спросить: что делать предмету, что сделать с предметом, что будут делать предметы? – гномики – глаголики тут как тут.
слайд №9
Учитель. Глагол обозначает действие предмета.Устно составьте словосочетания с глаголами
Б) слайд №10 Работа в паре
Учитель. У вас на парте находится лист с творческим заданием.
- Вставь слова так, чтобы получилась рифма. Прочитайте задание. Что мы должны сделать?