Конкретизация и уточнение первоначальных понятий.




Тема: Понятие о глаголе как части речи

Цель: Ознакомление учащихся с новой частью речи – глаголом.

Задачи:

1. Формировать представления о функциях глагола в речи.

2. Повторить и обобщить знания об уже известной части речи – имени существительном.

3. Развивать логическое мышление, внимание, память, устную речь.

4. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

План:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи
  4. Открытие нового знания
  5. Физминутка.
  6. Конкретизация и уточнение первоначальных понятий.
  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  8. Итог урока. Оценивание.

Ход урока.

Организационный момент.

слайд №1 Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересной темой. Её название вы должны будете сформулировать самостоятельно и для этого вам необходимо быть очень внимательными.

Каким бы вы хотели видеть этот урок?

Дети. Мы хотим видеть этот урок ярким, интересным, запоминающимся, чтобы он нёс в себе новое открытие, которое мы сделали бы сами!

Учитель. Желаю успехов! А если вы столкнётесь с трудностями, я и ваши одноклассники непременно придём к вам на помощь и поможем справиться с

ними!

Актуализация знаний.

Учитель. Предлагаю приступить к выполнению словарной работы. слайд №2

Спишите словарные слова в рабочую тетрадь. Вставьте пропущенные буквы.

 

В.Р.БЕЙ

П.НАЛ

Р.БЁНОК

ЖУЖЖ.Т

Учитель. А сейчас проверьте работы, сверив написание словарных слов

в тетради с их написанием на слайде. (самопроверка)

- Посмотрите на слова. Найдите лишнее.

- Почему оно лишнее?

Дети. Слова воробей, малина, пенал, ребёнок – существительные.

Слово жужжит – обозначает действие предмета. Это слово лишнее.

Учитель. Ребята! Как определили, что эти слова – существительные?

Учитель. Что вы знаете об имени существительном?

 

Слайд №3 «Кластер» работа в группе

 
 


  1. Что оно обозначает?
  2. На какие вопросы отвечает?
  3. Какие морфологические признаки имеет?

Постановка учебной задачи

- «Филворд» слайд №4.

Ф Л Г О Т В Ь Н
А А А Л С И Л О
В Г Л Щ Е Т Е Е
И Т С У Ь Ч Е Р

Работа в парах.

- Кто знаком с ними? Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но не пересекаться.

Итак, ищем и вычеркиваем в таблице первое слово:

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся. (Алфавит )

- Ищем второе слово:

Кто спешит так рано в школу?
Все спешат ученики!
Что несут они в портфелях?
Книги, ручки, дневники.
Как вы сделали открытие
Это удивительное?
Помогло нам всем ответить
Имя… (существительное).

- Следующее слово:

Она помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить.

(Она бывает письменная и устная). (Речь).

Какое слово составили и прочитали из оставшихся букв? (Глагол)

(Учитель читает определение глагола из толкового словаря В.И.Даля.) слайд №5.

Учитель. Ребята, о чём сегодня будем говорить на уроке?

Дети. О словах, обозначающих действия предметов – глаголах.

 

Открытие нового знания

Учитель. Предлагаю прочитать отрывок текста «Удивительные глаголы».

(У каждого ученика на парте текст «Удивительные глаголы») «Пометка»

слайд №6.

Удивительные глаголы

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название?

Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. Глаголы бывают настоящего, прошедшего и будущего времени. По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных.

Учитель. «Пометка» Возьмите тексты. Прочитайте их. Поставьте (+) напротив того, что вам уже известно. Поставьте (-) напротив того, что вам не известно. Поставьте (?) напротив того, о чём хотели бы спросить.

На интерактивной доске появляется слайд № 7.

(+) – мне это известно

(-) - мне это неизвестно

(?) – об этом я хочу спросить

Учитель. О чём рассказывается в тексте?

Дети. О глаголах.

Учитель. Что было известно?

Дети. «…существуют слова, обозначающие действия предметов…»

Дети. « …глагол – это часть речи…», «… в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом….», «Глаголы бывают настоящего, прошедшего и будущего времени…», «По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных.»

 

Учитель. Что заинтересовало и о чём хотели бы спросить?

Дети. Хотим узнать всё о времени глагола

Учитель. Мы обязательно подробно изучим тему «Изменение глагола по временам»,но это будет позже. Чтобы вы легко усвоили эту тему, для начала необходимо безошибочно находить глаголы в речи и тексте.

 

5.Физкультминутка. слайд № 8

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом!

Мы топаем ногами: топ –топ – топ.

Мы хлопаем руками: хлоп – хлоп – хлоп.

Мы руки разведём

И побежим кругом!

Учитель. Ребята, что сейчас делали?

Дети. Мы выполняли действия.

Учитель. Как называются слова, обозначающие действия?

Дети. Глаголы.

 

Конкретизация и уточнение первоначальных понятий.

А) - Гномики-глаголики большие непоседы! Гномы очень разговорчивы. Они любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают их друзья – имена Существительные. Стоит спросить: что делать предмету, что сделать с предметом, что будут делать предметы? – гномики – глаголики тут как тут.

слайд №9

Учитель. Глагол обозначает действие предмета.Устно составьте словосочетания с глаголами

Б) слайд №10 Работа в паре

Учитель. У вас на парте находится лист с творческим заданием.

- Вставь слова так, чтобы получилась рифма. Прочитайте задание. Что мы должны сделать?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: