Особенности социально-психологических характеристик и профессионально-ролевого поведения сотрудников правоохранительных органов




Введение

Актуальность работы. Профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных органов и корпоративных служб охраны и безопасности предъявляет повышенные требования к их психофизическим возможностям, к сенсорной выносливости; ситуации, возникающие в ходе осуществления служебной деятельности сотрудниками спецподразделений, требуют от них предельной отдачи сил, решительных (как самостоятельных, так и коллективных) действий. Возникает необходимость воспитания у сотрудников готовности к успешным действиям в служебной обстановке, которая предопределяет стремление выполнить поставленные задачи, чувствуя уверенность в своих силах. Поэтому каждый сотрудник в первую очередь должен научиться адекватно оценивать опасную ситуацию и принимать правильное решение, а также управлять своим поведением в сложной обстановке, предвидеть ее изменения.

Оценка обстановки и принятие того или иного решения – это не просто мышление, это сложная психическая деятельность, определяемая направленностью личности, ее характером, способностями, мышлением, чувствами, волей, знаниями, подготовленностью и т.д.

При выполнении служебных задач действия сотрудника находятся в прямой зависимости от уровня его профессиональной подготовленности. Если условно-рефлекторные связи (навыки) сотрудника были сформированы на учебно-практических занятиях не в адекватных условиях, то есть не схожих с условиями служебной деятельности или оперативно-боевой обстановки, то его действия в экстремальных ситуациях могут стать малоуправляемыми.

Если сотрудник психологически и физически не готов к действиям в экстремальной ситуации, то могут иметь место индивидуальные негативные реакции: туннельное видение, частичная глухота, отказ моторных функций, повышенный стресс, внезапный шок, искажение масштаба времени.

Цель работы ‒ исследовать психологическую характеристику деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Задачи исследования:

‒ исследовать особенности социально-психологических характеристик и профессионально-ролевого поведения сотрудников правоохранительных органов

‒ раскрыть структуру психологической деятельности сотрудников правоохранительных органов;

‒ проанализировать

Предмет исследования ‒ психологическая деятельность сотрудников правоохранительных органов.

Объект исследования ‒ отношения в сфере регулирования психологической деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Методы исследования ‒ анализ и синтез литературы юридической.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.


Особенности социально-психологических характеристик и профессионально-ролевого поведения сотрудников правоохранительных органов

 

Высокая социальная значимость деятельности правоохранительных органов всегда предъявляла повышенные требования к профессиональной деятельности сотрудников и их психологическим качествам.

Профессиональная направленность сотрудника правоохранительных органов‒особая система его побуждений к применению всех своих сил и способностей в укреплении законности и правопорядка в стране.

Всякая профессиональная направленность базируется на общей направленности личности, отражающей человеческие, гражданские позиции; понимание ею смысла жизни, своего места в ней; особенности мировоззрения, жизненных идеалов, потребностей, стремлений, планов жизни и др.

Основные элементы профессиональной направленности включают в себя ряд качеств.

Социально-мотивационные качества ‒ первая подгруппа качеств профессиональной направленности сотрудника правоохранительных органов Требования к ней определяются взаимосвязью внутренней политики государства и права. Сердцевина социально-мотивационных качеств ‒ социально зрелое мировоззрение - совокупность идей, убеждений, взглядов на жизнь и общество.

Потребность ‒ устойчивая и длительно проявляющаяся сильная нужда человека в чем-то. Актуализированная потребность побуждает человека к постоянному поиску средств ее удовлетворения. Сотруднику ОВД должна быть присуща острая потребность личного участия в создании и упрочении правового государства, в борьбе с преступностью, потребность посвятить свою жизнь правоохранительной деятельности, получать высокое удовлетворение от участия в ней и достигаемых положительных результатов. У сотрудника, конечно, должны быть развиты и нравственные, культурные, познавательные и иные цивилизованные потребности. Склонности, идеалы, жизненные планы и интересы определяют долговременно действующие побуждения, которые, в частности, выступают и причиной выбора подобной профессии. Для развитой направленности свойственны их устойчивые характеристики, долговременные планы службы и работы в органах внутренних дел ‒ на всю жизнь, подлинный, глубокий интерес к поиску путей повышения эффективности борьбы с преступностью и защиты интересов граждан.

Профессионально-мотивационные качества ‒ вторая подгруппа побудительных сил сотрудника правоохранительных органов, действующая непосредственно в процессе правоохранительной деятельности и в связи с нею, оказывающая широкое влияние как на нее, так и на конкретные поступки.

Правосознание сотрудника правоохранительных органов ‒ совокупность реально существующих у него правовых взглядов и представлений, выражающих понимание правовой действительности, знание конкретных правовых норм, отношение к ним и событиям в сфере правопорядка, деятельности правоохранительных органов. Правосознание есть у каждого гражданина, но у профессионала оно должно отличаться систематичностью, полнотой, детальностью, зрелостью, профессионализмом, глубокой осознанностью, убежденностью; основываться на научных данных[1].

В пристальном внимании нуждаются учет и формирование профессиональных мотивов: к службе и избранной специальности; интереса к тонкостям профессиональной деятельности и овладения высотами профессионализма; желания всегда исходить из правомерных и деловых целей; стремления исходить из перспектив службы и связывать с ними личные планы; здоровых служебных притязаний, стремления к самовыражению и самоутверждению и другим.

Чтобы пресекать зло, утверждать добро и справедливость, работнику органов правопорядка надо быть в своих действиях на высоте моральных требований. Деятельность испытывает и моральную стойкость сотрудников, способность устоять перед соблазнами воспользоваться некоторыми преимуществами и возможностями положения, властными полномочиями, не поддаваться стремлениям преступного мира подкупить или замарать его совесть, честное имя, репутацию порядочного человека. Морально-психологическая незрелость личности приводит к допущению безнравственности, видимости работы, профессиональному предательству, нарушениям законности: использованию противоправных средств принуждения, укрытию преступлений от учета, прекращению уголовных дел в выгодных для себя случаях, принятию подношений - взяток, действий по принципу «ты‒мне, я ‒ тебе» и т.п.

Морально-психологические особенности сотрудника правоохранительных органов ‒ не абстрактная, а живущая в его личности и действующая мораль. Она обнаруживается постоянно и везде в поведении, действиях и службе как:

‒ стремление постоянно, в любых условиях следовать требованиям гражданского, патриотического, профессионального, человеческого долга;

‒ непоколебимая нацеленность в жизни и деятельности на утверждение, добра и справедливости, борьбу со злом и несправедливостью во имя человека, во благо России;

‒ знание моральных норм, убежденность в их ценности и необходимости подчинения им своего личного поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности на службе;

‒ глубокое понимание ценности человека, его достоинства, прав, интересов и жизни как высшей социальной и духовной ценности;

‒ понимание связи своей профессиональной деятельности и практически каждого ее элемента с вопросами морали, убежденность в необходимости достижения в ходе ее и в каждом действии не только правовых, но и высоких моральных результатов;

‒ умение и стремление всегда разбираться в моральных тонкостях своего профессионального поведения и действий, учитывать их при решении стоящих задач;

‒ обладание привычками всегда быть на высоте моральных требований и выполнять их не ради контроля, не из страха перед наказанием, а по внутренней моральной потребности;

‒ обладание высокой морально-психологической устойчивостью при действии факторов, подталкивающих его к отступлению от моральных норм;

‒ умение сохранять оптимальный, бодрый, здоровый морально-психологический настрой в любой ситуации.

В многообразии индивидуальных особенностей личности сотрудника ОВД важное место занимают способности. Они выступают одним из важных внутренних условий успешного овладения определенной специальностью, высокопроизводительной работы и постоянного совершенствования. Наличие способности к определенной профессии - обязательная предпосылка высокого профессионализма, интереса к работе, чувства удовлетворенности, жизненного самоопределения, благополучия. Слабая способность к профессии - одна из причин неуспехов в работе, неудач, срывов, перенапряжения, тягостного чувства собственной неполноценности и неверно избранного жизненного пути, зависти и мотивов к перемене мест.

Граждане, избирающие правоохранительную деятельность в качестве своего жизненного призвания, к моменту приема на работу уже обладают в определенной степени развитыми качествами, которые расцениваются как способности к ней. Обычно они не находятся в высшей точке своего возможного развития. В связи с этим уместно говорить об актуальных способностях, т.е. том уровне развития качеств, который имеет место, и о потенциальных, т.е. об оценке возможности повышения этого уровня до максимального потолка.

Социально-юридические способности обусловлены социальным предназначением и положением сотрудника правоохранительных органов. Основные требования к его личности, к его способностям быть профессионалом, качественно достигать целей укрепления законности и правопорядка - определяются его социальной ролью, его положением государственного человека, представителя власти.

Способности сотрудника ОВД ‒ это всегда целостная совокупность, а не россыпь тех или иных качеств, структура которых строго соответствует требованиям юридического труда. Для последнего характерны две группы требований и соответственно две группы способностей: социально-юридические и специально-юридические.

В них можно выделить две подгруппы: общие - необходимые всем сотрудникам правоохранительных органови частные способности, которые должны быть присущи отдельным специалистам.

Общие способности:

‒ высокоразвитое чувство долга, чести, ответственности;

‒ обостренное чувство справедливости и нетерпимость к злу;

‒ честность, совестливость, требовательность к себе, моральная устойчивость, неподкупность;

‒ хорошо развитый интеллект, познавательная пытливость, сообразительность, находчивость, комбинационность;

‒ речевые способности: умение связно, логично и точно выражать свои мысли;

‒ наблюдательность (обстановочная и психологическая), быстрота ориентировки в обстановке;

‒ хорошая память на лица, фамилии, слова, факты, цифры;

‒ волевые качества, активность, целеустремленность, организованность, самостоятельность, настойчивость, упорство, смелость; устойчивость к риску, опасности и неудачам; способность к самомобилизации;

‒ организаторские способности;

‒ представления и воображение, способность образно предвидеть, мысленно проигрывать события;

‒ склонность и интерес к работе с людьми, способность разбираться в них, видеть их индивидуальные особенности и возможности, правильно оценивать и использовать их;

‒ коммуникативные способности: общительность, доступность, открытость, доброжелательность, умение слушать, со вниманием относиться к словам собеседника, разбираться в людях, способность располагать к себе людей;

 

‒ терпеливость, уравновешенность, сдержанность, самообладание, низкий уровень враждебности и агрессивности;

‒ уверенность в себе, раскованность в общении, высокая работоспособность;

‒ быстрота реакции.

К частным способностям относятся отдельные качества, необходимые только следователям, только сотрудникам дежурных частей, только милиционерам ППСМ, только участковым уполномоченным полиции и т.д. Так, оперативным работникам необходима способность к перевоплощению, определенная артистичность, следователям ‒ креативность (творческая инициатива мышления), работникам профилактических служб ‒ педагогические способности и другие. Взаимообогащая и дополняя друг друга, способности образуют целостность, выступающую важным комплексным личностным свойством сотрудника правоохранительных органов. Наличие потенций к их развитию лежит в основе психологического отбора на службу в органы внутренних дел.

Профессионально развитые психологические качества. Этот третий компонент профессионально-психологической подготовленности включает разные психологические качества, имеющие специальное значение для деятельности сотрудника органов внутренних дел, но получившие профессиональное развитие в опыте и процессе обучения. К числу важнейших из них принадлежат:

‒ профессиональные ощущения: повышенная чувствительность к профессионально важным признакам, звукам, запахам, к определению на ощупь температуры тела убитого человека, чувствительность бокового поля зрения, чувствительность ночного зрения и др.;

‒ профессиональные восприятия ‒ зрительные, слуховые, обонятельные и др.;

‒ профессиональная наблюдательность, профессиональная внимательность, профессиональная память (повышенная способность к запоминанию фамилий, адресов, номеров автомашин, находящихся в розыске; фотографий, словесных и иных портретов лиц, проходящих по оперативным установкам; деталей ситуаций, имеющих юридическое значение; слов, показаний, данных о разных лицах; сведений, хранящихся в материалах оперативного или уголовного дела, и др.;

‒ профессиональные представления: развитая способность хорошо представлять в уме план города, микрорайона, предстоящие действия; мысленно проигрывать планируемую ситуацию задержания и др.;

‒ профессиональное мышление: социальное, юридическое, следственное, оперативное, психологическое, педагогическое, тактическое и другие;

‒ профессиональный артистизм ‒ способность к перевоплощению, ролевому поведению и другие;

‒ профессиональная бдительность, готовность к неожиданному и др.

В основе этих качеств лежит общий уровень их развития у конкретного сотрудника ОВД. Однако при профессиональном развитии происходит значительное приращение к общим показателям новых, приобретенных, конкретно профессиональных, улучшающих их проявления в деятельности в 2-3,5 раза.[2]

Профессионально-психологическая устойчивость ‒ четвертый компонент профессионально-психологической подготовленности сотрудника ОВД. Любая деятельность требует от человека повышенной внутренней активности, определенной мобилизации внутренних сил и психического напряжения. Чем выше ее трудности, тем выше и внутреннее напряжение, тем заметнее влияние на эффективность деятельности человека. Правоохранительная деятельность осуществляется в ситуациях, характерных наличием психогенных факторов, т.е. событий, обстоятельств, условий, оказывающих заметное психологическое воздействие на сотрудников ОВД и могущих отрицательно повлиять на результаты решаемых задач. Поэтому психологическая устойчивость сотрудников ОВД должна быть высокой и профессионализированной, т.е. устойчивостью именно к специфичным для их профессиональной деятельности психогенным факторам. Как показали исследования, эта устойчивость ‒ психологический сплав:

‒ общей психологической устойчивости данного сотрудника;

‒ знакомства (зрительного, звукового и другого) его со всеми психогенными факторами, делающего их ожидаемыми и менее впечатляющими;

‒ достаточного опыта решения профессиональных задач при наличии всех психогенных факторов, приводящего к существенному ослаблению их влияния на данного сотрудника и результаты его деятельности;

‒ развития самообладания, умения управлять своим психическим состоянием и поведением.

Особое внимание в психологической литературе отводится личности руководителя правоохранительных органов, т.к. множество функций и задач, которые стоят перед ним, предъявляют большие требования к его личностным и профессиональным качествам, управленческой подготовленности.

Реализация управленческих функций ежедневно требует от руководителя ОВД проведения множества конкретных мероприятий и действий: совещаний, работы с документами, приема посетителей и т.д.

Реализация руководителем управленческих функций связана со спецификой построения и деятельности органов внутренних дел. К таким особенностям следует отнести: жесткие формы подчинения и внутреннего распорядка типа воинского; специальные дисциплинарные права руководителя; специфические условия труда сотрудников и их повышенная ответственность за результаты деятельности. Часть сотрудников ОВД (например, следователи) обладают процессуальной самостоятельностью, что в какой-то мере ограничивает возможности управленческого воздействия на них.

К специфике управления органами внутренних дел можно отнести экстремальность деятельности личного состава и управления им. Экстремальные ситуации заставляют принимать руководителя правоохранительных органов ответственные решения в условиях действия стрессогенных факторов: дефицита времени, недостатка информации, опасности, повышенной ответственности) за жизнь и здоровье граждан, сотрудников и других.

Анализ основных требований к личности руководителя позволяет разбить их на несколько составных частей или блоков. Прежде всего следует отметить качества, отражающие функционально-ролевые требования (первый блок) к руководителю правоохранительных органов, направленные на успешное исполнение им своих должностных обязанностей (например, компетентность, умение видеть перспективу в работе органов внутренних дел, умение руководить и др.)[3].

Ко второму блоку относятся коммуникативно-деловые качества руководителя (знание подчиненных, умение работать с людьми, психологическая совместимость с коллегами и др.).

Третий блок образуют нравственно-этические требования к личности руководителя правоохранительных органов (порядочность, обязательность, трудолюбие, честность, добросовестность, этичность в поведении и др.).

В психологии труда принято считать, что семь лет в одной должности - это уже критический срок, после чего результативность деятельности больше не увеличивается, снижается мотивация труда работников, повышается текучесть кадров. Анализ статистических данных показывает, что в некоторых регионах в органах внутренних дел трудится до 70-80% сотрудников со стажем до трех лет. Представляется, что причина перехода опытных сотрудников в другие сферы деятельности кроется не только в низком финансовом обеспечении личного состава правоохранительных органов, но и в недостаточном внимании к вопросам личностного роста и деловой карьеры сформировавшихся сотрудников.

Уход опытных сотрудников со службы в органах внутренних дел связан также с таким явлением, как «кризис середины жизненного пути». В возрасте 35-45 лет люди, полные сил, энергии, нередко осознают ограниченность своих возможностей в деловой карьере, противоречия между личными убеждениями и ценностями общества; испытывают неудовлетворенность уровнем жизни и семейным благополучием. Возникает экзистенциальный конфликт - люди теряют смысл прежней жизни и пытаются найти новые жизненные ориентиры.

Таким образом, личность сотрудника правоохранительных органов очень важна для эффективной работы всей системы МВД в целом.

Ролевое поведение оперативного сотрудника правоохранительных имеет сложную психологическую структуру, внешние формы проявления и внутреннее содержание. Американский социальный психолог Э. Аронсон считает, что ролевое поведение - это навык осуществлять спектр различноргановых видов поведения, поведенческих реакций, обусловленных требованиями и характеристиками самой социальной роли, а также особенностями социальной группы, социального окружения. Каждый человек ‒исполнитель множества социальных ролей, эти роли не всегда имеют явно выраженный поведенческий рисунок. Соответственно их различение и наблюдение требует определенного опыта.

В то же время объяснение и понимание человеческого поведения во многом обусловлено именно распознаванием ролевого репертуара личности.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: