Алгоритм организации КТД





Как сделать КТД.

Одним из эффективных средств развития детского коллектива и каждой личности является коллективная творческая деятельность (КТД). Наиболее подробно методика ее организации разработана И.П.Ивановым, Ф.Я. Шапиро и их последователями (например, средняя школа N 825 г.Москвы, директор В.А.Караковский, средняя школа № 51 г. Рязани, директор О.Н. Маслюк) в конце 50-х годов XX века, выдвинувшими идею "педагогики общей заботы" по принципу ключевых комплексных дел.

В основе ее лежат следующие принципы (Принципы КТД):

- социально полезная направленность деятельности ребят и ведущих,

- сотрудничество ведущих и ребят,

- многоролевой характер деятельности,

- творчество.

Коллективное творческое дело - целая совокупность приемов действий, выстроенных в определенной последовательности. КТД - в этом ее преимущество - рассчитана на обыкновенных людей. Каждый отдает коллективу то, чем он обладаем: один выдумщик, другой организатор, третий просто хороший собеседник или слушатель.

Основные условия воспитательной результативности КТД:

· Единство жизненно-практической (улучшение жизни количество и окружающей жизни) и воспитательной направленности. Творческий характер каждого дела: поиск лучших решений жизненно важной задачи на всех стадиях организации.

· Единство отдельных стадий организации каждого дела: стадии предварительной работы, коллективного планирования, подготовки, проведения, подведения итогов и ближайшего последействия.

Примерный перечень КТД по видам воспитательной работы (Виды КТД):

1. КТД общественно-политического характера: "Герои с нами", "Город будущего", "Творческий суд над общественным злом", пресс-конференция "Россия будущего".

2. КТД трудовые. Трудовые операции, десанты, субботники.

3. КТД познавательные. Турнир знатоков (науки, профессий, природы, спорта и т.д.). Устный журнал, альманах.

4. КТД художественно-эстетические. Вечер поэзии. Литературно-художественный конкурс. Вечер музыки.

5. КТД спортивные. Спартакиады, олимпиады.

6. КТД организаторские. Сбор - рождение коллектива," знакомство, "огонек", откровенный разговор.

В КТД совмещаются все виды деятельности: от сочинения сценария до шитья костюмов, от пения и танцев до сколачивания декораций; всем находится применение и занятие по душе; осуществляется единение школьного и классных коллективов, педагогов и учащихся, ребят талантливых, ярких и обыкновенных, ответственных.

Методика КТД предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

 

Этапы КТД.

1. Первый этап - предварительная работа воспитателя. На этом этапе определяются роль данного КТД и жизни коллектива; выдвигаются конкретные воспитательные задачи, намечаются различные варианты дела, которые будут предложены воспитанникам на выбор в установочной беседе с ними или строится перспектива возможного КТД в ходе разведки интересных дел (ГИД). Этап ответов на вопросы: что лучше сделать? Для кого? Где? Когда? Кто будет участвовать? С кем вместе? Кому быть организатором?

2. Второй этап - коллективное планирование КТД. Главная роль принадлежит самим подросткам. Планирование проходит на общем сборе коллектива или собрании. Воспитанники разбиваются по желанию на микрогруппы.

Ведущие общий сбор (собрание) ставят дополнительные вопросы, сопоставляют разные мнения, просят их обосновать, подхватывают и развивают наиболее интересные, полезные предложения, а в конце сбора сводят воедино и в случае необходимости организуют выбор совета дела или командира сводной бригады.

Здесь можно успешно применить прием так называемого мозгового штурма:

Коллектив учащихся делится на микрогруппы по желанию.

Дается задание всем микрогруппам: в течение двух минут продумать ответ на вопрос "Как лучше провести задуманное дело?".

3. Третий этап - коллективная подготовка дела. На этой стадии руководящий орган (совет дела) данного КТД уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения, затем непосредственно организует выполнение этого плана, поощряя инициативу каждого участника. Важно доверие ответственным поручением: "Только ты это можешь сделать".

4. Четвертый этап - проведение КТД. На этом этапе осуществляется разработанный руководящим органом конкретный план со всеми коррективами, которые были внесены его участниками при подготовке. Оказываются полезными также и отклонения от замысла, возникающие во время проведения КТД из-за разных непредвиденных обстоятельств и ошибок, допущенных участниками. Главное для воспитателей - пробуждать и укреплять в детях мажорное настроение, дух бодрости, уверенности в своих силах, в своей способности нести людям радость, стремление преодолеть любые трудности.

5. Пятый этап - коллективное подведение итогов. Здесь важную роль играет общий сбор (собрание) участников проведенного дела. Это может быть общий сбор, на котором обсуждается жизнь коллектива за истекший период, или специальный сбор - "Огонек", посвященный результатам данного дела.

Участие каждого воспитанника в оценке КТД обеспечивается и другими средствами: беседами и анкетами, стенгазетой или линейкой с творческими рапортами.

Воспитатели подводят итоги выполнения воспитательных задач на совещании педагогов, участвующих в данном КТД, на сборе вожатых, на совещании родительского актива или на родительском собрании.

6. Шестой этап - "последействие" КТД. На этой стадии выполняются те решения, которые были приняты общим сбором, вносятся изменения в чередующиеся творческие поручения микроколлективам, читаются книги по материалам коллективною творческого дела, задумывается новое дело и т.д. Коллективная творческая деятельность разнообразна по форме и содержанию. Она становится центром целой серии коллективных творческих дел разных видов.

 

Положительные моменты использования в организации воспитательной работы КТД:

В КТД есть дело каждому, даже самому тихому и неспособному. В процессе участия в КТД выясняется, что неспособных нет вообще. Открываются в себе и других участниках таланты, о которых и не подозревали. Уходят комплексы.

Механизм разработки творческого дела на предприятии:

I этап - Определение цели. Мобилизация ресурсов.

II этап - Представление активом основной идеи дела.

III этап - Работа в группах.

IV этап - Защита проектов.

V этап - Выход на школьные органы самоуправления (актив предприятия). КТД входят в группу основных средств воспитательной работы. Кроме КТД, сюда относятся коллективная организаторская деятельность, товарищеские игры (познавательные, музыкальные, подвижные, спортивные), творческие праздники.

Условия успеха КТД:

Воздействовать на людей так, чтобы включать каждого как своего младшею товарища в совместные действия на общую радость и пользу.

Постоянно сохранять внутреннее духовное родство со своими воспитанниками. Через две минуты каждая микрогруппа высказывает свой вариант дела. Совместно решают, какой вариант лучше, или комбинируют выдвинутые идеи, создавая новый вариант. Затем в течение одной-двух минут все микрогруппы продумывают второе задание.

 

При "мозговом штурме" следует придерживаться ряда правил:

запрещается критиковать идеи; поощряются идеи смелые, даже фантастические; поощряются комбинирование и совершенствование выдвинутых идей.

В результате коллективного планирования, во-первых, продумываются всё дело от начала до конца, во-вторых, создается актив, возглавляющий подготовку и проведение дела.

 

Алгоритм организации КТД

1. Определение педагогической цели КТД.

То есть, опять какие способности должно развивать это КТД, как должны измениться ребята, и что они должны осознать в результате проведения.

Цель отвечает на вопрос - что необходимо достичь.

2. Определение контекста данного дела.

Какие дела проходили до дела, какие будут проходить после.

3. Определить содержание дела.

Если дело большое (состоящие из нескольких мероприятий), то его содержанием являлся ли мероприятия. Если дело маленькое, то его (содержание- это та деятельность, которая будет происходить в течении КТД, пример: содержание субботника - работа, содержание диспута - его вопросы.) содержание отвечает на вопрос - что будет происходить.

4. Определить возраст и количество участников и согласовать с ними факт проведения КТД.

5. Определить тип и форму дела.

6. Решить организационные моменты.

Какие необходимы материалы, в какие сроки будет проходить дело и т. д.

7. Провести КТД.

8. Подвести итоги КТД.

Итоги подводятся организаторами КТД с целью накопления опыта. Первым шагом подведения итогов является сбор, обработка и фиксирование ощущений от КТД и его анализа от участников дела.

(Обработка - это подсчет ребят, которым понравилось и не понравилось дело, запись основных претензий, пожеланий, их анализ с точки зрения психологии участников, фиксирование положительных моментов).

После этого происходит анализ дела с точки зрения организации - что в будущем необходимо исправить, что запомнить и использовать впредь.

Последним шагом подведения итогов является их оформление для будущих поколений. (Также желательно выпустить газету по итогам дела).

 

Организационные моменты

Определить примерные сроки проведения КТД. от чего, и от кого они могут зависеть.

Определить место проведения КТД, от чего, и от кого оно будет зависеть.

Уточить место и время КТД, согласовать их с участниками. Разбить подготовку дела на задачи, определить критические сроки выполнения этих задач и ответственных за них.

Наиболее часто встречающиеся задачи.

1. Реклама дела.

2. Подготовка материалов для участников дела (к примеру: в конку рее шарад участникам понадобится листок и ручка, для конкурса инсценированной -записи песен ).

3. Подготовка материалов для организаторов дела (к примеру:костюмы для концерта, распечатки пропусков и погон для "Зарницы").

4. Оформление места проведения дела.

5. Подготовка жюри, критериев судейства и подручных материалов для жюри (к примеру, таблички с оценками на КВН).

6. Подготовка призов победителям.

7. Подготовка формы дела (к примеру: театральная завязка, готовка ведущих, подготовка станций, продумывание вопросов к диспуту). : правило подготовку формы дела можно разбить на несколько подзадач, которые не обязательно решать сообща.

8. Согласование с людьми, от которых будет зависеть проведение дела.

9. Организация прессы: фото, видео, статьи.

Определить методы контроля подготовки дела (назначить время дующего сбора, назначить координатора дела, определить способы общения организаторов КТД между собой).

Определить вероятные препятствия, разработать способы их предотвращения и преодоления. (Пример: на праздничный концерт младшие юсы могут прийти в повседневной одежде - необходимо предупредить их заранее, на турслете может идти дождь - взять с собой плащи).

Определить критические факторы успеха организовать их достижение, критический фактор успеха - то без чего дело пройти не сможет. (Пример: для введения новогодней сказки нужен актовый зал - если его не откроют, Новогодней сказки не будет).

Продумать запасные варианты отдельных задач и всего дела в целом.

 

 

Несколько мыслей о подготовке к делу.

Лучший экспромт тот, который заранее подготовлен!

1. Оформление: плакаты, лозунги, значки, музыка.

2. Информация: объявления, агит. группы, листовки и т.д.

3. Оборудование: помещение, мебель, декорации, еда- кто готовит и откуда она берется, кто убирает все в конце

4. Источники материалов: книги, видео, аудио ...

5. Оценка: кто ценит, по каким критериям

6. Участники:

• сколько их примерно будет

• какие группы участников можно выделить

• кто организует, какую группу

7. Проведение

• Какие этапы дела

• Кто, какой этап ведет

• как этапы связаны

• чем занята каждая группа участников на каждом этапе

8. Награждение: Грамоты, призы

9. История: фото, видео ... Что бы остальным завидно стало!:

фотогазета, газета, материалы для летописи ... Анализ:

• кота обсуждаем,

• кто участвует в оценке,

• что и как прошло,

• что могло быть лучше и как этого добиться,

• что больше всего запомнилось.

Распределение работы: Кто, за какую часть отвечает.

 

4 САМИ:

- сами планируем

- сами готовим

- сами проводим

- сами анализируем

 

 





Читайте также:
Виды функций и их графики: Зависимость одной переменной у от другой х, при которой каждому значению...
Своеобразие романтизма К. Н. Батюшкова: Его творчество очень противоречиво и сложно. До сих пор...
Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала...
Расчет длины развертки детали: Рассмотрим ситуацию, которая нередко возникает на...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.055 с.