Постановка запятой, тире, двоеточия при различных условиях




ЕГЭ 2019 Задание 21

Составила Крюкова М.А., автор блога «По уши в ОГЭ и ЕГЭ!»

Знаки преп-я Условия употребления Примеры Пояснение
  ЗАПЯТАЯ     а) между однородными членами С Онегиным он вспоминает проказы, шутки прежних лет. при отсутствии союза
б) между частями ССП [Хлынулипотоки дождя], и [ запрыгал угловатый град]. при отсутствии общего второстеп. члена
в) между частями СПП [ Онне пришёл на тренировку], (потому что заболел).  
г) между частями БСП [ Грачиулетели ], [ лесобнажился ], [ поляопустели ].  
д) для обособления определения Поляны, усыпанные берёзовым листом, были полны солнца. Офицеры, в новых сюртуках, щеголяли по бульвару. согласованное   несогласованное
е) для обособления приложения Лишь я, таинственный певец, на берег выброшен грозою.  
ж) для обособления обстоятельства Я плавал, борясь с волнами. Пошумев, река успокоилась. Город, несмотря на позднее время, был на ногах. Благодаря плотным занавескам, в комнате было темно. дееприч. оборот одиноч. дееприч. уступит. оборот обст-ва с предлогами благодаря, согласно, вопреки и т.д.
з) для обособления дополнения Кроме старого дяди, в Москве никого у меня не было. сущ. с предлогами кроме, вместо, исключая, включая и т.д.
е) при сравнительных оборотах На краю неба горела, как капля росы, последняя звезда. с союзами как, словно, будто, как будто, точно
ж) для обособления уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения Рядом, за стеной, лежат редчайшие книги. Большой, в несколько обхватов, дуб стоял у дороги. Некоторые языки, например английский, не имеют форм склонения.  
ж) при обращении Василий Васильевич, прошу оставить меня в покое.  
з) при вводных конструкциях Птицы, по-видимому, зябли на снегу.  
  ТИРЕ   а) между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки Москвастолица России. Жить – Родине служить. Наша задача – хорошо учиться. Не навредить – первая задача врача. Пятью пятьдвадцать пять. сущ. – сущ. инф. – инф. сущ. – инф. инф. – сущ. числ. – числ.
б) на месте пропуска члена предложения в неполном предложении Мы поехали в театр, а он – домой. Всё лучшее – детям.    
в) между однородными членами и обобщающим словом Дома, дороги, лесвсё было покрыто снегом.  
г) между частями БСП     [Ввысь взлетаетсокол ] – [ жмётсяуж к земле]. противопоставление (а)
[ Сырвыпал ] – [с ним былаплутовкатакова ]. быстрая смена событий
[Лес рубят ] – [ щепкилетят ]. время (когда)
[ Скажешь слово] – [ добавят десять]. условие (если)
[ Солнце дымное встаёт ] – [ будетденьгорячий ]. следствие (так что)  
[ Молвит слово] – [ соловейпоёт ]. сравнение (словно)
д) между прямой речью (репликой) и словами автора «Завтра мы встретимся», - сказал отец. -Я очень рада, - сказала жена.  
е) для обособления приложения Некоторые рыбы – макрель, чирус и паламида – уходят в море.  
ж) для обособления вставных предложений Булочники – их было четверодержались в стороне.  
  ДВОЕТОЧИЕ     а) между словами автора и прямой речью Таня быстро сказала: «Не говорите о нашем разговоре».  
б) между обобщающим словом и однородными членами Снег лежал везде: на склонах горы, на ветвях деревьев.  
в) между частями БСП [Ядоверяю любящим]: [ онивеликодушны]. причина (потому что)
[Произошлособытие, похожее на чудо]: [ куст шиповника расцвел в сентябре]. пояснение (а именно)
[Слышу]: [внизу заиграли что-то из «Фауста»]. дополнение (что)

 

1. Обзор задания 21: связано с анализом постановки только трёх знаков препинания: ЗАПЯТОЙ, ТИРЕ, ДВОЕТОЧИЯ;

2. теория задания базируется на нормах, зафиксированных в «Правилах русской орфографии и пунктуации», утверждённых в 1956 году;

3. максимальное количество предложений в тексте задания не будет превышать 9, но не во всех предложениях может использоваться указанный знак препинания; тематика текстов — природа и культура России;

4. оценивается 1 баллом;

5. в ответе должно быть указано несколько номеров предложений: 2 и более;

6. ответом может быть несколько групп предложений, но в бланке нужно указать только одну из них;

например, в варианте 22 из сборника И.П.Цыбулько в задании 21 2 группы ответов: 1и5 (причастный оборот) и 3и6 (приложение). Выбираем только одну из них.

7. ответ нужно искать с учётом формулировки задания: запятая, запятые или запятая (-ые);

8. в предложении один и тот же знак препинания может повторяться, но относиться к разным правилам (в основном это запятая);

9. предложения в задании должны быть подобраны таким образом, чтобы в одном общем правиле не было частных случаев.

Например, в тексте ученик нашёл 3 предложения с тире между частями БСП (общее правило). Но в 2-х предложениях части БСП противопоставлены друг другу (частный случай 1), а в одном вторая часть БСП содержит следствие того, о чём говорится в первой (частный случай 2), то есть условия постановки тире разные. Какие номера предложений должен указывать ученик в ответе?

Данный вопрос был задан И.П.Цыбулько во время вебинара, на что Ирина Петровна ответила, что таких ситуаций на ЕГЭ быть не должно и ответственность за корректность задания лежит на разработчиках (вебинар, с 2:03:18).
Источник: https://po-ushi.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: