ЕГЭ 2019 Задание 21
Составила Крюкова М.А., автор блога «По уши в ОГЭ и ЕГЭ!»
№ | Знаки преп-я | Условия употребления | Примеры | Пояснение |
ЗАПЯТАЯ | а) между однородными членами | С Онегиным он вспоминает проказы, шутки прежних лет. | при отсутствии союза | |
б) между частями ССП | [Хлынулипотоки дождя], и [ запрыгал угловатый град]. | при отсутствии общего второстеп. члена | ||
в) между частями СПП | [ Онне пришёл на тренировку], (потому что заболел). | |||
г) между частями БСП | [ Грачиулетели ], [ лесобнажился ], [ поляопустели ]. | |||
д) для обособления определения | Поляны, усыпанные берёзовым листом, были полны солнца. Офицеры, в новых сюртуках, щеголяли по бульвару. | согласованное несогласованное | ||
е) для обособления приложения | Лишь я, таинственный певец, на берег выброшен грозою. | |||
ж) для обособления обстоятельства | Я плавал, борясь с волнами. Пошумев, река успокоилась. Город, несмотря на позднее время, был на ногах. Благодаря плотным занавескам, в комнате было темно. | дееприч. оборот одиноч. дееприч. уступит. оборот обст-ва с предлогами благодаря, согласно, вопреки и т.д. | ||
з) для обособления дополнения | Кроме старого дяди, в Москве никого у меня не было. | сущ. с предлогами кроме, вместо, исключая, включая и т.д. | ||
е) при сравнительных оборотах | На краю неба горела, как капля росы, последняя звезда. | с союзами как, словно, будто, как будто, точно | ||
ж) для обособления уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения | Рядом, за стеной, лежат редчайшие книги. Большой, в несколько обхватов, дуб стоял у дороги. Некоторые языки, например английский, не имеют форм склонения. | |||
ж) при обращении | Василий Васильевич, прошу оставить меня в покое. | |||
з) при вводных конструкциях | Птицы, по-видимому, зябли на снегу. | |||
ТИРЕ | а) между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки | Москва – столица России. Жить – Родине служить. Наша задача – хорошо учиться. Не навредить – первая задача врача. Пятью пять – двадцать пять. | сущ. – сущ. инф. – инф. сущ. – инф. инф. – сущ. числ. – числ. | |
б) на месте пропуска члена предложения в неполном предложении | Мы поехали в театр, а он – домой. Всё лучшее – детям. | |||
в) между однородными членами и обобщающим словом | Дома, дороги, лес – всё было покрыто снегом. | |||
г) между частями БСП | [Ввысь взлетаетсокол ] – [ жмётсяуж к земле]. | противопоставление (а) | ||
[ Сырвыпал ] – [с ним былаплутовкатакова ]. | быстрая смена событий | |||
[Лес рубят ] – [ щепкилетят ]. | время (когда) | |||
[ Скажешь слово] – [ добавят десять]. | условие (если) | |||
[ Солнце дымное встаёт ] – [ будетденьгорячий ]. | следствие (так что) | |||
[ Молвит слово] – [ соловейпоёт ]. | сравнение (словно) | |||
д) между прямой речью (репликой) и словами автора | «Завтра мы встретимся», - сказал отец. -Я очень рада, - сказала жена. | |||
е) для обособления приложения | Некоторые рыбы – макрель, чирус и паламида – уходят в море. | |||
ж) для обособления вставных предложений | Булочники – их было четверо – держались в стороне. | |||
ДВОЕТОЧИЕ | а) между словами автора и прямой речью | Таня быстро сказала: «Не говорите о нашем разговоре». | ||
б) между обобщающим словом и однородными членами | Снег лежал везде: на склонах горы, на ветвях деревьев. | |||
в) между частями БСП | [Ядоверяю любящим]: [ онивеликодушны]. | причина (потому что) | ||
[Произошлособытие, похожее на чудо]: [ куст шиповника расцвел в сентябре]. | пояснение (а именно) | |||
[Слышу]: [внизу заиграли что-то из «Фауста»]. | дополнение (что) |
|
|
1. Обзор задания 21: связано с анализом постановки только трёх знаков препинания: ЗАПЯТОЙ, ТИРЕ, ДВОЕТОЧИЯ;
2. теория задания базируется на нормах, зафиксированных в «Правилах русской орфографии и пунктуации», утверждённых в 1956 году;
3. максимальное количество предложений в тексте задания не будет превышать 9, но не во всех предложениях может использоваться указанный знак препинания; тематика текстов — природа и культура России;
4. оценивается 1 баллом;
5. в ответе должно быть указано несколько номеров предложений: 2 и более;
6. ответом может быть несколько групп предложений, но в бланке нужно указать только одну из них;
например, в варианте 22 из сборника И.П.Цыбулько в задании 21 2 группы ответов: 1и5 (причастный оборот) и 3и6 (приложение). Выбираем только одну из них.
7. ответ нужно искать с учётом формулировки задания: запятая, запятые или запятая (-ые);
8. в предложении один и тот же знак препинания может повторяться, но относиться к разным правилам (в основном это запятая);
9. предложения в задании должны быть подобраны таким образом, чтобы в одном общем правиле не было частных случаев.
Например, в тексте ученик нашёл 3 предложения с тире между частями БСП (общее правило). Но в 2-х предложениях части БСП противопоставлены друг другу (частный случай 1), а в одном вторая часть БСП содержит следствие того, о чём говорится в первой (частный случай 2), то есть условия постановки тире разные. Какие номера предложений должен указывать ученик в ответе?
|
Данный вопрос был задан И.П.Цыбулько во время вебинара, на что Ирина Петровна ответила, что таких ситуаций на ЕГЭ быть не должно и ответственность за корректность задания лежит на разработчиках (вебинар, с 2:03:18).
Источник: https://po-ushi.ru