Выполнение практических заданий по теме занятия.




НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

План

1. Языковые особенности научного стиля.

2. Функционально-стилевой состав книжной речи.

3. Структурно-тематическая организациянаучного текста.

4. Особенности научно-информативных текстов.

5. Структура реферата, тезисов, конспекта, аннотации, рецензии и др.

6. Особенности структуры курсовой и дипломной работы, магистерской диссертации. Правила оформления библиографии.

 

Выполнение практических заданий по теме занятия.

Задание 1. Привести пример текста на профессиональную тематику в научном стиле, указать особенности стиля, опираясь на данную схему. Каждый пункт проиллюстрируйте примерами. Размер текста – 1 страница А 4. Укажите автора, название, источник.

Сфера функционирования:

- адресаты,

- жанр,

- форма реализации.

Цель:

Особенности научного текста:

- подчѐркнутая логичность,

- доказательность,

- объективность,

- научная тематика,

- точность (однозначность).

Лингвистические особенности:

Лексические:

- научная терминология,

- абстрактная лексика,

- однообразие (повторы),

- общеупотребительная лексика,

- общенаучная лексика,

- специальная терминология,

- межстилевая лексика,

- эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика,

- нейтральная лексика,

- фразеологизмы научно-терминологического характера.

Грамматические особенности

- отглагольные существительные,

- причастия,

- деепричастия использование настоящего вневременного (с качественным, признаковым значением).

Синтаксические особенности

- страдательные конструкции,

- безличные конструкции,

- сложные предложения с разными видами связи.

Задание 2. Выполнить следующие виды письменных работ:

Тезис (1-2 вопросы плана)- это основная информация абзаца (текста, доклада, научной статьи, учебника), выраженная в краткой формулировке. Количество тезисов обычно совпадает с количеством абзацев текста.

Конспект (4,6 вопросы плана)- сокращенная запись информации, в которой выражены основные мысли (они могут дополняться и иллюстрироваться несколькими главными, но краткими примерами из текста). Необходимо уметь записывать информацию как в краткой, так и в подробной форме.

Аннотация содержит краткую информацию об основных вопросах текста (книги, статьи – на выбор студента), без раскрытия их содержания. Как правило, она состоит из простых предложений. Структура аннотации включает библиографическое описание (автор, название, выходные данные); тему статьи (книги); проблематику; адресат. В аннотации не допускается цитирование. Основное содержание текста необходимо передать своими словами. Принято выделять справочные и рекомендательные аннотации. Справочные аннотации сообщают какие-либо сведения об источнике без его критической оценки. Рекомендательные аннотации характеризуют источник и дают ему оценку.

Рецензия (лат. рассмотрение) – письменный разбор текста, предполагающий комментирование основных положений работы (т. е. толкование авторской мысли, выражение своего отношения к проблеме, аргументацию и оценку, выводы о ценности работы).

Реферат (3, 5 вопросы плана) - это сжатое изложение основной информации первоисточников на основе её смысловой переработки. В отличие от аннотации, реферат не только перечисляет все вопросы первоисточника, но и раскрывает содержание каждого из них. По реферату можно составить представление о содержании, о самой сути оригинала. Выделяются следующие виды рефератов: библиографические (информативные и индикативные) и научно-учебные (реферат-конспект, реферат-обзор, реферат-доклад). В библиографических информативных рефератах приводится характеристика основного содержания первоисточника и иллюстрирующего материала. Библиографические индикативные рефераты (указательные) включают только ту основную информацию, которая тесно связана с темой. В них не содержится подробного изложения результатов и выводов исследования. Структура реферата: вступление (тема, актуальность степень разработанности, история вопроса); основная часть (изложение общих проблем, поднятых в разных работах с сопоставлением позиций авторов; изложение проблем, не являющихся общими для всех работ-указание на сходство или различие в методах рассмотрения проблемы и материале); заключение (обобщение основных идей, содержащихся в реферируемых работах).

Также в обучении используется ещё один вид реферата - учебный, который служит для того, чтобы показать, насколько глубоко изучен материал. С учебными рефератами студенты выступают на семинарах, а также готовят их к зачетам и экзаменам. Объем такого реферата может включать до 30 - 35 страниц печатного текста. Учебный реферат - это самостоятельная научно - исследовательская работа, в которой раскрывается суть исследуемой проблемы, приводятся различные точки зрения разных авторов, а также отражается собственное мнение. Иногда студенту предлагается составить учебный реферат по одной статье. В реферате обязательно должны быть указаны ссылки на используемую литературу. Изложение материала в реферате должно носить проблемно - тематический характер. В нем используются определенные конструкции письменной речи, связывающие все его части.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: