Современное состояние мирового туризма




Согласно статистическим данным ВТО, на протяжении последних десятилетий наблюдается по-стоянный рост объемов международного туризма. В среднем мировой туристский бизнес возрастает на 3–4 % в год, несмотря на происходящие время от времени мировые и региональные кризисы. В 1999 г. число туристов, путешествовавших за границу, составило 657 млн человек.
В целом развитие и рост туризма в мире в конце XX и начале XXI в. можно признать устойчивым. И хотя в 1997, 1998 гг. наблюдался некоторый спад роста туристского движения, объясняющийся рядом экономических кризисов, произошедших в Азиатском регионе, тем не менее в среднем на 4 % в год количество путешествующих туристов возрастает.

Анализируя развитие туризма в указанный период, специалистами отмечены две тенденции, су-ществующие в туризме и влияющие на его развитие: влияние внешних экономических и политических факторов и быстрое вос-становление объемов туризма в неблагоприятной обстановке.
В последний период наблюдаются опережающие темпы роста туризма в таких регионах, как Аф-рика (9 %), Ближний Восток (17,5 %), Восточная Азия и Тихоокеанский регион (8,5 %) при довольно низких темпах прироста в Европе (1 % в 1999 г.). При этом в абсолютной величине Европа сохраняет за собой первенство по количеству посетителей (385,9 млн человек в 1999 г.).
Такая тенденция создает объективные условия для все ярче проявляющейся в последнее время межрегиональной конкуренции, когда появление новых курортов с завышенными стандартами об-служивания заставляет старые туристские регионы подтягивать свои стандарты, искать новые каче-ственные пути конкурентной борьбы за приезд туриста в регион. Таким образом, стандарты обслу-живания постоянно повышаются.

В целях привлечения дополнительных потоков туристов каждый регион, курорт старается создать для них наилучшие условия для отдыха и путешествий, чтобы туристы чувствовали себя как дома. Немаловажную роль здесь играет понятная и доступная информация для туристов как в каталогах, так и в местах отдыха и путешествий (стенды, указатели, обозначения объектов и т. д.).
Всемирная туристская организация неоднократно подходила к проблеме унификации туристской информации. В 1986 г. Советом Министров Европейского сообщества была принята Система стан-дартизированной информации для гостиниц (Standar-
dized Information System). Она состоит из довольно большого количества пиктограмм (стилизованных рисунков), используемых в европейских странах и в некоторых странах других регионов, например знак P, обозначающий стоянку (парковку) автомобилей.

Эта система удобна и имеет ряд преимуществ. Она объективна, информативна, легка в управлении и поддается контролю посредством использования существующего законодательства по защите ин-тересов потребителей, которое не допускает вводящих в заблуждение трактовок. Эта система широко используется в европейских странах (в холлах гостиниц, в фойе ресторанов, на улицах) для облегче-ния пребывания гостей. Система также нашла свое применение в каталогах стран Европейского сою-за и некоторых других.
Однако данная система не единственная. Международной федерацией молодежных турбаз разра-ботана и используется своя система условных знаков для упрощения и доступности информации. Существуют и другие системы, например корпорационные информационные графические системы.
Всемирной туристской организацией предпринимались попытки создания единой мировой уни-фицированной графической информационной системы для туризма. Но до настоящего времени такая система не создана, так как оказалось, что в разных странах мира одни и те же объекты обозначаются разными условными знаками, например сады и парки могут обозначаться
и «деревом», и «забором», красивые ландшафты – «восходящим солнцем» или «фотоаппаратом» и т. д. Но все же в большинстве случаев пиктограммы многих информационных систем понятны всем, тем более, что к ним даются краткие пояснения на двух–трех языках.


Поэтому использование информационных систем в туризме – общепринятая практика. Все систе-мы и пиктограммы помогают преодолевать языковые проблемы: гостю значительно легче
с помощью этих систем найти требуемую информацию и понять ее вне зависимости от того, какую из стран он посещает; туристскому предпринимателю системы помогают найти общий язык со своими зарубежными партнерами. Главное – обратить внимание и проинформировать туриста о наличии определенной системы знаков в той или иной стране и пояснить их основное значение.
ВТО почти за четверть века плодотворной деятельности только подошла к вопросам унификации некоторых основных вопросов в международном туризме. Также нет и пока не может быть всемир-ной универсальной классификации гостиниц по звездам или другим категориям.
Во многих странах, в том числе и в России, действуют национальные системы классификации по звездам. А в Греции, например, существует буквенное обозначение национальной классификации гостиниц (А, В, С), в Индии – балльная система.

При этом широко используются в мире корпорационные системы классификации, действующие в рамках одной гостиничной корпорации (например, «Холидей Инн», «Мариотт» и др.). Многие из них звездные, но имеют разные (хотя во многом и сходные) стандарты и требования по категориям гостиниц.
Международная туристская общественность все больше заботится о развитии туризма в правильном, социально-гуманитарном русле. В этих целях на 13-й сессии ВТО, проходившей в Сантьяго в концесентября 1999 г., был принят новый международный этический Кодекс туризма. Его цель – направить
в правильное русло развитие туристской отрасли в новом, XXI в. и способствовать увеличению потоков туристов.


Кодекс имеет рекомендательный характер и состоит из 10 статей, касающихся различных аспектов туристской деятельности. Он предназначен не только специалистам туристского бизнеса, но и государственным структурам, средствам массовой информа-ции, а также самим туристам.
Кодекс принят на базе ранее существовавшего (принятого за 15 лет до этого) этического кодекса и представляет собой синтез различных ранее опубликованных международных туристских документов и деклараций. В нем особенно подчеркнут запрет на сексуальную эксплуатацию детей и несо-вершеннолетних.
В кодексе отмечено, что в первую очередь развитие туристской инфраструктуры должно способствовать экономическому, социальному и культурному процветанию местного населения. Развитие туристской отрасли и строительство туристских объектов не должны негативно сказываться на со-стоянии окружающей среды. Государственные структуры должны обеспечивать безопасность туристов и применять суровые меры против всякой агрессии в адрес путешествующих.
«Туризм давно играет серьезную роль в развитии общества
в целом. В ближайшие годы его влияние может заметно усилиться», – заявил президент ВТО Фран-ческо Франжиалли на
13-й сессии ВТО. Однако, как считают в ВТО, бурное развитие этой отрасли может иметь одновре-менно и положительные,
и негативные последствия. Создание дополнительных рабочих мест и содействие сбыту ремесленных товаров – настоящие достижения туристской отрасли. В то же время бурное разви-
тие туристской инфраструктуры может негативно сказаться на состоянии окружающей среды, а стремление принимающих стран добиться того, чтобы иностранные туристы чувствова-
ли себя за границей «как дома», – привести к стандартизации культур.

Кодекс рекомендует не допускать стандартизации ремесленной и сувенирной продукции, так как туристам всегда должно быть интересно, ведь новые места – это новые открытия.
В международном туризме действует множество туристских предприятий (гостиницы, туропера-торы, турагенты, транспортные компании и др.). Они представлены на рынке множеством мелких и средних предприятий, а также в виде крупных корпораций. Как и в любых других отраслях, на функ-ционирование международного туризма, создание и распространение высоких стандартов обслужи-вания и передовой технологии оказывают серьезное влияние крупные компании и корпорации.
Наряду с гостиничными цепями, распространившими свои филиалы и франчайзинговые предпри-ятия по всему миру, рыночную политику делают и крупные туроператоры, имеющие свои агентства во многих городах и странах. Значительное влияние на развитие туристского рынка оказывают также независимые ассоциации туроператоров и турагентов.
Характерной особенностью последнего периода стало активное проникновение капитала отдель-ных компаний на зарубежные туристские рынки. А с введением единого рынка Европы, предусмат-ривающего свободное движение капиталов, этот процесс пойдет еще интенсивнее.
В зависимости от социально-экономических условий, а также от отношений государства к разви-тию национального туристского рынка туризм в разных странах развивается неоднородно. Наиболее посещаемые страны мира представлены в табл. 1.1.
Интересно, что десяток наиболее посещаемых стран отличается от рейтинга стран, больше всего заработавших на туризме (табл. 1.2). США, которые по числу посещений занимают лишь третье ме-сто, традиционно лидируют по объему доходов от туризма. При этом Франция, постоянный лидер по числу посещений, занимает третье место по объему доходов. Страны, которые не попали в число лидеров, но зафиксировали хороший прирост числа посещений, – Египет (прирост +39,7 %), Марокко (+21,8 %), Зимбабве (+17,3 %) и Аргентина (+22,8 %).

Таблица 1.1 Страны мира, наиболее посещаемые туристами (данные 1999 г.)

Источник: Туринфо. 2000. № 4. 1–8 февраля.

Таблица 1.2 Страны – лидеры по доходам от туризма (1999 г.)

* Данные приведены за 9 месяцев.
** Данные приведены за 6 месяцев.
Источник: Туринфо. 2000. № 4. 1–8 февраля.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: