Часть 1. Начальный этап: фаза вызова




Что такое формирующее оценивание: сценарий мастер-класса для учителей

Татьяна Патрикова
канд. техн. наук, доц. каф. технологического управления развитием образовательных учреждения и профессионального образования Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области

Важная информация

Участники:заместители директоров, руководители методических объединений, учителя-предметники. Цель: - раскрыть специфику формирующего оценивания; - ознакомить педагогов с инструментами формирующего оценивания; - создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов. Материалыи оборудование: - презентация для лекции; - листы для заметок; - индекс-карточки. Место проведения: учебный кабинет.
Задачи: - создать условия для восприятия в интерактивной форме опыта работы по формирующему оцениванию; - ознакомить с инструментами и методикой оценивания, предоставить возможность оценить их эффективность; - сформировать мотивацию на внедрение подходящих инструментов формирующего оценивания как "оценивания для обучения"; - создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. Примерное время: 50 мин.

 


В условиях индивидуализации образования и необходимости создавать ситуации успеха для каждого ученика, актуально пересмотреть подходы к оцениванию образовательных результатов.

Формирующее оценивание предполагает оценивание в ходе обучения, когда можно оценить не только конечный результат, но и процесс достижения результата.

Цель формирующего оценивания: определить местоположение обучающегося на индивидуальном образовательном маршруте – его достижения и проблемные зоны. Учитель не сравнивает результаты учеников, а сравнивает разные временные отрезки на образовательном маршруте одного конкретного ученика.

Мин

 

Часть 1. Начальный этап: фаза вызова

Ведущий заранее готовит для участников мастер-класса квадратные листы для заметок. Ведущий – заместитель директора или руководитель методического объединения. Он приветствует участников и рассказывает о том, что мастер-класс посвящен приемам оценивания образовательных результатов. В ходе мастер-класса учителя раскроют специфику формирующего оценивания.

Ведущий задает коллегам вопросы:

· чем отметка отличается от оценки?

· чем компетенция отличается от компетентности?

Все участники мастер-класса получают квадратные листы для заметок, где пишут свои ответы на вопросы – с обеих сторон листа. Далее ведущий дает ответы на оба вопроса, чтобы участники мастер-класса могли провести самооценку.

Ведущий говорит о том, что оценка – это процесс, когда учитель или учащиеся соотносят реальные результаты образования с поставленными целями. Отметка – это количественная характеристика результата, а оценка – качественная характеристика. Инструменты безотметочного оценивания – в таблице 1.

Таблица 1. Какими инструментами безотметочного оценивания пользуется учитель

Инструмент Описание
Символы Учитель фиксирует оценку: – «+» – ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартных ситуациях; – «-» – ученик не знает материал и не справляется с заданием
Диаграмма выполнения Педагог определяет процент выполнения задания: – 95–100% – высокий уровень; – 75–95% – средне-высокий уровень; – 50–74% – средний уровень; – меньше 50% – низкий уровень
Эмоциональная оценка Учитель говорит «хорошие слова» или комплименты. Комплимент формирует у обучающегося уверенность в себе – это важное качество помогает ему успешно учиться. При оценке письменной работы педагог отмечает не только ошибки и погрешности, но и все удачные моменты, делает поощрительные записи
Волшебная лесенка Ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал: – нижняя ступенька – не понял; – средняя ступенька – требуется небольшая помощь или коррекция; – верхняя ступенька – обучающийся хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно. Школьники на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа: – внизу – не справился; – в середине – выполнил, но допустил ошибку; – вверху – справился без ошибок. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше

 

Для ответа на второй вопрос ведущий предлагает участникам проанализировать таблицу 2 «Что такое компетентность и компетенция».

Таблица 2. Что такое компетентность и компетенция

Компетентность Компетенция
Носит деятельностный характер и проявляется только в деятельности Служит основой формирования компетентности
Неразрывно связана с ценностями человека – компетентный человек лично заинтересован в деятельности Связана с применением знаний, умений – это личные качества для успешной деятельности в определенной области
Проявляется в умении делать выбор, принимать решение в определенной ситуации, исходя из адекватной оценки Проявляется в готовности действовать в условиях неопределенности
Предвидеть изменения и ориентироваться на самостоятельное образование – значит быть компетентным специалистом Освоить заданное содержание, чтобы быть компетентным специалистом

 

Ведущий напоминает, что оценивание – не только маркировка, но и обратная связь, чтобы определить развитие обучающегося. Главное – не поставить отметку, а сформировать компетентность.

Мин

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: