Что такое формирующее оценивание: сценарий мастер-класса для учителей
Татьяна Патрикова
канд. техн. наук, доц. каф. технологического управления развитием образовательных учреждения и профессионального образования Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области
Важная информация
Участники:заместители директоров, руководители методических объединений, учителя-предметники. Цель: - раскрыть специфику формирующего оценивания; - ознакомить педагогов с инструментами формирующего оценивания; - создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов. | Материалыи оборудование: - презентация для лекции; - листы для заметок; - индекс-карточки. Место проведения: учебный кабинет. |
Задачи: - создать условия для восприятия в интерактивной форме опыта работы по формирующему оцениванию; - ознакомить с инструментами и методикой оценивания, предоставить возможность оценить их эффективность; - сформировать мотивацию на внедрение подходящих инструментов формирующего оценивания как "оценивания для обучения"; - создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. | Примерное время: 50 мин. |
В условиях индивидуализации образования и необходимости создавать ситуации успеха для каждого ученика, актуально пересмотреть подходы к оцениванию образовательных результатов.
Формирующее оценивание предполагает оценивание в ходе обучения, когда можно оценить не только конечный результат, но и процесс достижения результата.
Цель формирующего оценивания: определить местоположение обучающегося на индивидуальном образовательном маршруте – его достижения и проблемные зоны. Учитель не сравнивает результаты учеников, а сравнивает разные временные отрезки на образовательном маршруте одного конкретного ученика.
|
Мин
Часть 1. Начальный этап: фаза вызова
Ведущий заранее готовит для участников мастер-класса квадратные листы для заметок. Ведущий – заместитель директора или руководитель методического объединения. Он приветствует участников и рассказывает о том, что мастер-класс посвящен приемам оценивания образовательных результатов. В ходе мастер-класса учителя раскроют специфику формирующего оценивания.
Ведущий задает коллегам вопросы:
· чем отметка отличается от оценки?
· чем компетенция отличается от компетентности?
Все участники мастер-класса получают квадратные листы для заметок, где пишут свои ответы на вопросы – с обеих сторон листа. Далее ведущий дает ответы на оба вопроса, чтобы участники мастер-класса могли провести самооценку.
Ведущий говорит о том, что оценка – это процесс, когда учитель или учащиеся соотносят реальные результаты образования с поставленными целями. Отметка – это количественная характеристика результата, а оценка – качественная характеристика. Инструменты безотметочного оценивания – в таблице 1.
Таблица 1. Какими инструментами безотметочного оценивания пользуется учитель
Инструмент | Описание |
Символы | Учитель фиксирует оценку: – «+» – ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартных ситуациях; – «-» – ученик не знает материал и не справляется с заданием |
Диаграмма выполнения | Педагог определяет процент выполнения задания: – 95–100% – высокий уровень; – 75–95% – средне-высокий уровень; – 50–74% – средний уровень; – меньше 50% – низкий уровень |
Эмоциональная оценка | Учитель говорит «хорошие слова» или комплименты. Комплимент формирует у обучающегося уверенность в себе – это важное качество помогает ему успешно учиться. При оценке письменной работы педагог отмечает не только ошибки и погрешности, но и все удачные моменты, делает поощрительные записи |
Волшебная лесенка | Ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал: – нижняя ступенька – не понял; – средняя ступенька – требуется небольшая помощь или коррекция; – верхняя ступенька – обучающийся хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно. Школьники на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа: – внизу – не справился; – в середине – выполнил, но допустил ошибку; – вверху – справился без ошибок. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше |
|
Для ответа на второй вопрос ведущий предлагает участникам проанализировать таблицу 2 «Что такое компетентность и компетенция».
Таблица 2. Что такое компетентность и компетенция
Компетентность | Компетенция |
Носит деятельностный характер и проявляется только в деятельности | Служит основой формирования компетентности |
Неразрывно связана с ценностями человека – компетентный человек лично заинтересован в деятельности | Связана с применением знаний, умений – это личные качества для успешной деятельности в определенной области |
Проявляется в умении делать выбор, принимать решение в определенной ситуации, исходя из адекватной оценки | Проявляется в готовности действовать в условиях неопределенности |
Предвидеть изменения и ориентироваться на самостоятельное образование – значит быть компетентным специалистом | Освоить заданное содержание, чтобы быть компетентным специалистом |
|
Ведущий напоминает, что оценивание – не только маркировка, но и обратная связь, чтобы определить развитие обучающегося. Главное – не поставить отметку, а сформировать компетентность.
Мин