Сенсорная алалия.
Сенсорная алалия – это отсутствие или резкое ограничение понимания речи при наличии достаточной для развития речи остроты слуха и интеллектуального развития.
По Ковшикову сенсорная алалия – это нарушение языковых операций, процесса восприятия речи. Ковшиков называет это импрессивной алалией (нарушен процесс декодирования звучащей речи).
Часто у зарубежных авторов встречаются такие названия сенсорной алалии, как: слухо-немота, словесная глухота, врождённая афазия или афазия развития (встречается крайне редко 0,2 %).
Этиология нарушения.
- асфиксия
- недоношенность
- черепно-мозговые травмы во время родов
- инфекционные заболевания
- обострения хронических заболеваний матери
Как правило, в этиологии совокупность фактов.
Механизмы расстройства.
Вызывается органическим поражением центрального отдела речеслухового анализатора (задняя треть верхней височной извилины – зона Веринике). В результате органического поражения нарушается фонематический слух и возможность определять различные признаки звуков речи. Нарушается понимание речи.
Степень поражения речеслухового анализатора м.б. различна – от не различения акустически сходных звуков до восприятия речи, как нечленораздельного шума.
Симптоматика сенсорной алалии.
Это сложный синдром речевых и неречевых симптомов.
1) Неречевая симптоматика:
а) неврологическая симптоматика, которая встречается достаточно редко и носит не ярко выраженный, стёртый характер.
б) психомоторная симптоматика – нарушения психомоторных функций выражены в меньшей степени, чем при моторной алалии. В основном отмечаются эхопраксии (непроизвольные повторения).
|
в) психологическая симптоматика – более выражена.
У детей отмечается нарушение речеслуховой памяти, ярко выражены нарушения речеслухового и слухового внимания – это трудности включения, концентрации, устойчивости, распределения, повышенная истощаемость, прерывистость внимания.
Внимание ребёнка привлекают яркие игрушки, приятные запахи.
У детей есть нарушения эмоционально-волевой сферы: замкнутость, негативизм, трудности в поведении, отказ от общения. Эмоции не устойчивые и не глубокие(быстрый переход от одной эмоции к другой).
Особенности интеллектуальной деятельности являются дискуссионным вопросом.
Нарушение мышления, познавательной деятельности обусловлены первичным недоразвитием восприятия речи.
Особенности слуховой функции:
Для детей с сенсорной алалией характерна вариативность реакций на звуковые раздражители. Это явление называется мерцающее непостоянство слуховой функции, т.е. у детей нет постоянного чёткого порога восприятия, сигнал одинаковой громкости то воспринимается, то нет.
По мнению учёных это зависит от повышенной возбудимости или заторможенности ребёнка, от его соматического, нервного состояния, от психической активности, от обстановки, от способа подачи сигнала, однако в ряде случаев данные факторы не влияют на состояние слуховых порогов.
Повышенная слуховая истощаемость, которая обусловлена органическими повреждениями коры головного мозга. Сверхсильные или длительно действующие слуховые раздражители вызывают запредельное охранительное торможение.
|
Гиперакузия - это повышенная чувствительность к звукам безразличным для окружающих (звуки малой интенсивности – сминаемая бумага, шум дождя, капающая вода). Дети воспринимают эти звуки болезненно, делают на них своеобразную реакцию.
По мнению Кайдановой и Трауготт, причиной нарушения слуховой функции у детей с сенсорной алалией являются дефекты замыкательной функции коры головного мозга в височной области, так называемая замыкательная акупатия, т.е. дефект на акустические звуковые раздражители.
Не речевая симптоматика.
1) Нарушение восприятия и понимания речи является первичным в структуре дефекта.
· В зависимости от степени поражения речеслухового анализатора дети в большей или меньшей степени не понимают речь окружающих:
1. При тяжёлых поражениях ребёнок совершенно не понимает речи окружающих, относится к ней как к шуму лишённому смысла, даже не различает своего имени.
2. В случаях средней степени тяжести дети понимают отдельные слова, но " теряют" их на фоне развёрнутого высказывания. Не улавливают оттенка слов.
· Фонематическое восприятие этих детей длительное время остаётся несформированным и развивается крайне медленно. Для детей с сенсорной алалией при понимании речи большую роль играет ситуация (понимают содержание высказывания только в определённом контексте, при изменении формы слов, их порядка, темпа высказывания - понимание исчезает)
2) Нарушение импрессивной речи проявляется уже в раннем возрасте, задержаны в сроках предречевых реакций (гуление, лепет), ребёнок не понимает простые инструкции, не понимает жесты. Слова, которые появляются у ребёнка, не носят осмысленного характера, на ранних этапах отмечаются эхолалии без осмысления значения.
|
В норме после 3-5 совпадений образа слова и образа предмета устанавливается связь между словом и предметом, а у детей с сенсорной алалией эта связь устанавливается крайне медленно, для закрепления такой связи необходимо до 200-т совпадений, поэтому накопление пассивного словаря у детей с сенсорной алалией идёт крайне замедленным темпом.
За год ребёнок с сенсорной алалией узнаёт до 30-50 слов.
Пассивный словарь либо равен либо меньше активного, т.е отмечается вербализации, ребёнок произносит слово, но не понимает его значения.
Уровни понимания речи.
Т.В.Костина выделила 4 ступени нарушения понимания речи у детей с сенсорной алалией.
- Полное отсутствие понимания речи.
Ребёнок не понимает жесты, для него неразличимы слова, называющие близких людей (мама, папа), собственное имя; не следит за выражением лица. Речь окружающих не привлекает внимания ребенка. Отмечаются повышенная истощаемость внимания, артикуляция звуков напряженная, диффузная, смазанная из-за нарушения слухового восприятия.
- Понимание только отдельных слов.
Дети понимают слова, обозначающие близких людей (папа, мама), своё имя. Называют некоторые игрушки, предметы одежды, но не используют эти слова в экспрессивной речи. При попытке включить слова в активную речь, у ребенка быстро теряется связь акустического образа слова и его значения, что проявляется в грубых нарушениях звукослоговой структуры слова.
- Понимание коротких бытовых ситуативных фраз.
Дети переходят к пониманию простой фразы с опорой на наглядность. При этом они учитывают только лексическое значение слов, а грамматическое значение игнорируют. Дети не понимают грамматических конструкций, сложных фраз, предложно-падежных конструкций.
- Понимание развернутой речи с частичным нарушением фонематического слуха (особенно нарушена дифференциация акустически близких звуков и предлогов).
Дети понимают связную речь, но неточно. Плохо различают грамматические формы слов. Не понимают сложные предложения, выражающие причинно-следственные, временные, оптико-пространственные отношения.