Тема 3.12. Исследование свертывающей, противосвертывающей и фибринолитической систем крови




 

Актуальность темы:

Ионы кальция регулируют в организме ряд важнейших физиологических и биохимических процессов, в частности нейромышечное возбуждение, свертывание крови, поддержание целостности мембран и транспорт через мембраны, многие ферментативные реакции, являются посредниками ряда гормонов и т.д. Многообразие физиологических функций клеток активируемых ионами кальция позволило образно назвать этот макроэлемент " королем мессенджеров”. Для минерализации костей необходимо поддержание определенной концентрации ионов кальция и фосфат-ионов во внеклеточной жидкости и надкостнице. Аномальные концентрации ионов кальция в организме могут служить причиной множества патологий и даже гибели, поэтому знание биологической роли Са+2 и механизмов, поддерживающих его нормальную концентрацию в крови, необходимо студенту-медику. Лечение больных, страдающих геморрагиями и тромбозами, требует ясного понимания процессов свертывания крови и фибринолиза.

Теперь ознакомьтесь с целями занятия, продумайте их, усвойте необходимость их изучения

Общая цель

Уметь интерпретировать результаты количественного определения ионов кальция в сыворотке крови в норме и при патологиях для последующего использования этих данных в клинической практике.

Конкретные цели: Цели исходного уровня:

Уметь:

1. Интерпретировать роль кальция в свертывании крови и других физиоло-гических и биохимических процессах в организме. 1. Провести осаждение ионов кальция из сыворотки крови (каф.биоорганической химии).
2. Интерпретировать гормональную регуляцию уровня Са+2 в плазме крови. 2. Интерпретировать различную растворимость солей кальция для обоснования изменений его концентрации в биологических жидкостях (каф.биоорганической химии).
3. Анализировать данные о содержании кальция в сыворотке крови в норме и при нарушении гомеостаза. 3. Интерпретировать роль -СООН групп белков и других соединений как мест связывания Са 2+ (каф.биоорганической химии).

Для проверки исходного уровня Вам предлагается выполнить ряд заданий.

Задания для самопроверки и самокоррекции исходного уровня.

 

Задание 1. К сыворотке крови добавили щавелевокислый аммоний. Выпал осадок. О наличии каких ионов в крови это свидетельствует?

А. Ионов натрия

В. Ионов калия

С. SO3Н-

Д. Ионов кальция

Е. Ионов хлора.

Задание 2. При добавлении неизвестного вещества к раствору хлорида кальция выпал осадок. Выберите это вещество из предложенных:

А. Иодид калия

В. Щавелевая кислота

С. Цитрат натрия

Д. Мочевина

Е. Глюкоза.

Задание 3. Какими свойствами солей кальция можно объяснить кальцификацию (отложение кальция) стенок кровеносных сосудов, образование камней в желчном пузыре, почечных лоханках или канальцах?

А. Плохой растворимостью солей кальция

В. Способностью ионов кальция связываться с белками.

С. Хорошей растворимостью солей кальция

Д. Способностью связываться с углеводами

Е. Связыванием ионов кальция с цитратом.

Задание 4. При некоторых заболеваниях наблюдается изменение рН плазмы крови в кислую (ацидоз) или в щелочную сторону (алкалоз).

1. Как эти изменения могут отразиться на содержании в крови ионов кальция? 2.

1. 1. Ацидоз увеличивает содержание Са 2+

1. 2.. Ацидоз уменьшает уровень Са 2+.

1. 3. Алкалоз увеличивает содержание Са 2+.

1. 4. Алкалоз снижает уровень Са 2+.

1. 5. Изменение рН не влияет на содержание Са 2+.

2. Чем это можно объяснить?

2. 1. В щелочной среде уменьшается связывание Са 2+ с белками.

2. 2. В щелочной среде связывание Са 2+ с белками возрастает.

2. 3. В кислой среде возрастает переход кальция в ионизированную форму.

2..4. В щелочной среде возрастает переход кальция в ионизированную форму.

2. 5. В кислой среде снижается переход кальция в ионизированную форму.

Задание 5. Установлено, что связывание Са 2+ с белками плазмы крови предотвращает возможность образования осадка. Какие функциональные группы этих биополимеров связываются с ионами кальция?

А. -NН3+

В. –СН3

С. –ОН

Д. –СОО-

Е. -SН

 

Правильность решения задач проверьте, сопоставив их с эталонами ответов.

Эталоны ответов к решению заданий для самопроверки и самокоррекции исходного уровня:

1. - Д, 3. - A, 5. - Д.

Информацию для восполнения исходного уровня можно найти в следующей литературе:

1. Тюкавкина Н.А.,Бауков Ю.И. Биоорганическая химия. -М.: “Медицина”, 1991. – С.322.

2. Лекции по биоорганической и биофизической химии.

Содержание обучения.

Содержание обучения должно обеспечивать достижение целей обучения, чему способствует граф логической структуру изучаемой темы (Приложение 1).

 

Основные теоретические вопросы, позволяющие выполнить целевые виды деятельности:

1.. Гемостаз: определение, структурно-функциональные компоненты, сосудисто-тромбоцитарный и коагуляционный гемостаз.

2. Свертывающая система крови: факторы, их характеристика, механизмы активации.

3. Включение процесса тромбообразования: внешний и внутренний механизмы свертывания крови, их взаимосвязь.

4. Механизм превращения фибриногена в фибрин.

5.Роль витамина К: химическая природа, природные источники,роль в гемокоагуляции.

6. Роль Са2+ в процессе свертывания крови. Биологическая роль Са 2+ в организме. Гормональная регуляция концентрации Са 2+ в крови.

7. Образование и стабилизация тромба, роль трансглутаминазы в этом процессе.

8. Противосвертывающая система, её физиологическое значение. Природные и искусственные антикоагулянты (прямого и непрямого действия).

9. Фибринолиз.

10. Наследственные нарушения процесса свертывания крови.

11. Принцип метода и ход определения содержания кальция в сыворотке крови.

 

Найти материал для освоения этих вопросов можно в одном из следующих источников.

 

Обязательная литература.

1. Губський Ю.Г. Біологічна хімія.- Київ-Тернопіль.:”Укрмедкнига”, 2000.-С. 112, 376-381, 432-438.

2. Тестовые задания по биологической химии/ Под ред.Б.Г.Борзенко.-Донецк,2000.-С.252-280.

3. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия.-М.: “Медицина”,1998.-С.599-607.

4. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия.-М.: “Медицина”,1990.-С.464-472.

5. Николаев А.Я. Биологическая химия. -М.:”Высшая школа”, 1989, 1998 - С 439 –448.

6. Пустовалова Л.М. Практикум по биохимии.- Ростов-на-Дону.: “Феникс”, 1999.-С.356-357.

7. Лекции по биохимии.

8. Граф логической структуры (Приложение 1).

9. Инструкция к практическому занятию.

Дополнительная литература

1. Маршалл В. Дж. Клиническая биохимия.- М.-С-П.: “Издательство БИНОМ-Невский Диалект”, 1999. -368 с.

2.Марри Р. и др. Биохимия человека.- М.: “Мир” 1993. т.2.-С. 166-168, 193-204, 325-330.

 

После изучения вышеперечисленных вопросов для самопроверки усвоения материала по данной теме предлагается решить следующие целевые обучающие задачи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: