Задание 1. При окрашивании срезов нервной ткани анилиновыми красителями в цитоплазме нейронов обнаружена субстанция в виде базофильных глыбок и зерен различных размеров. Какая внутриклеточная структура им соответствует при электронной микроскопии?
A. Шероховатый эндоплазматический ретикулум
B. Ядро
C. Митохондрии
D. Гладкий эндоплазматический ретикулум
E. Комплекс Гольджи
Задание 2. На срезе серого вещества головного мозга крыс обнаружены клетки с округлым светлым ядром и множеством коротких разветвленных отростков. Электронно-микроскопический анализ выявил в их цитоплазме небольшое количество свободных рибосом, микротрубочки, небольшое количество цистерн эндоплазматического ретикулума, но большое количество митохондрий. Какие это клетки?
A. Волокнистые астроциты
B. Протоплазматические астроциты
C. Эпендимоциты
D. Нейроны
E. Глиальные макрофаги
Задание 3. В строме внутренних органов при гистологическом исследовании обнаружены клетки веретенообразной формы с крыловидными отростками, характеризующиеся небольшим количеством органелл, вакуолей, липидов, гликогена. Какие это клетки?
A. Фибробласты
B. Хондроциты
C. Фиброциты
D. Плазмоциты
E. Макрофаги
Задание 4. Исследование эмбриогенеза соединительной ткани показало, что некоторые ее клетки происходят не из мезенхимы, а из нервных гребней. О каких клетках идет речь?
A. Остеоцитах
B. Фибробластах
C. Макрофагах
D. Пигментоцитах
E. Хондробластах
Правильность решений проверьте, сопоставив с эталонами ответов.
Эталоны ответов к решению заданий для самопроверки и самоконтроля исходного уровня знаний: 1 – А, 2 – В, 3 – С, 4 – D
|
Информацию для восполнения исходного уровня можно найти в следующей литературе:
- Гистология, цитология и эмбриология/ Под ред. Афанасьева Ю.И., Юриной Н.А. –
Москва: Медицина, 2002. – С. 199 – 253, 268 – 301
- Лекции по гистологии
Содержание обучения
Содержание обучения должно обеспечивать достижение целей обучения, чему способствуют графы логической структуры изучаемой темы (Приложения 1, 2).
Основные теоретические вопросы, позволяющие выполнить целевые виды деятельности:
- Особенности биохимического состава нервной ткани
Аминокислоты, пептиды и белки нервной ткани. Их биологическая роль в функционировании нервной ткани
Особенности липидного состава нервной ткани. Биологическая роль липидов в функционировании нервной ткани
Биохимический состав и функции миелина
Углеводы нервной ткани
- Энергетический обмен в головном мозге
- Медиаторы нервной ткани
Роль медиаторов в передаче нервных импульсов
Нейрохимические механизмы действия психотропных препаратов
- Биохимические основы памяти
- Функции соединительной ткани
- Биохимический состав межклеточного вещества соединительной ткани
Коллаген, его биологическая роль, особенности структуры
Эластин, его биологическая роль, особенности структуры
Протеогликаны и гликозоамингликаны соединительной ткани, их биологическая роль, особенности структуры
Фибронектин, его биологическая роль, особенности структуры
- Метаболизм коллагена, образование фибриллярных структур
- Метаболизм протеогликанов соединительной ткани
- Биохимические изменения в соединительной ткани при старении
- Биохимические основы патологических изменений в соединительной ткани: коллагенозов, мукополисахаридозов, нарушений синтеза и структуры коллагена
|
Найти материал для освоения этих вопросов можно в одном из следующих источников.
Обязательная литература
1. Губський Ю.І. Біологічна хімія: Підручник. – Київ – Вінниця: НОВА КНИГА, 2007. – С. 596 - 626
- Практикум з біологічної хімії/ За ред. проф. Склярова О.Я. – Київ: Здоров’я,
2002. – С. 281 – 291
3. Тестовые задания по биологической химии для рубежного и экзаменационного
контроля знаний студентов всех факультетов (часть 2)/ Под ред. Борзенко Б.Г. -
Донецк, 2006. – С. 130 – 135, 141 – 142
- Лекции по биохимии
- Графы логической структуры (Приложения 1, 2)
Дополнительная литература
- Губський Ю.І. Біологічна хімія: Підручник. – Київ – Тернопіль: Укрмедкнига, 2000. – С. 65 – 69, 185 – 189, 478 – 490
- Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – Москва: Медицина, 1998. –
С. 625 – 644, 661 - 671
- Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – Москва: Медицина, 1990 –
С. 488 – 503, 518 - 533
- Николаев А.Я. Биологическая химия. – Москва: ООО «Медицинское информационное агентство», 1998. – С. 399 – 411, 461 - 481
- Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами/ Под ред. Северина Е.С., Николаева А.Я. – Москва: ГЭОТАР МЕД, 2001. – С. 162 – 176, 387 – 390
- Уайт А., Хендлер Ф., Смит Э., Хилл Р., Леман И. Основы биохимии: В 3-х томах. Т.3. – Москва: Мир, 1981. – С. 1425 – 1498
После изучения вышеперечисленных вопросов для самопроверки усвоения материала по изучаемой теме Вам предлагается выполнить целевые обучающие задачи. Правильность решения задач можно проверить, сопоставив их с эталонами ответов.
|
Целевые обучающие задачи
Задача 1. Содержание нейроспецифической енолазы в коре больших полушарий головного мозга больше, чем в стволе головного мозга. Исходя из этих данных, активность какого метаболического процесса преобладает в коре головного мозга по сравнению со стволом головного мозга?
A. Гликолиза
B. Глюконеогенеза
C. Липолиза
D. Синтеза гликогена
E. Синтеза миелина
Задача 2. Исследование аминокислотного состава тканей организма человека показало, что только в нервной ткани встречается одно из нижеперечисленных соединений. Какое именно?
A. Лизил-ор-лейцин
B. Аспартат
C. N - ацетиласпартат
D. Глутамат
E. Глутамин
Задача 3. Исследование энергетического обмена головного мозга показало, что только в нем функционирует ГАМК-шунт. Что это за процесс?
A. Ответвление в цикле трикарбоновых кислот на участке «альфа-
кетоглутарат – сукцинат»
B. Ответвление в цикле трикарбоновых кислот на участке «сукцинат – малат»
C. Совпадает с окислительной стадией пентозофосфатного цикла
D. Ответвление в гликолизе на участке «3-фосфоглицерат – 2-фосфоглицерат»
E. Ответвление в гликолизе на участке «2-фосфоглицерат –
фосфоенолпируват»
Задача 4. По сравнению с другими органами в головном мозге показана самая высокая активность изоцитратдегидрогеназы. В каком метаболическом процессе участвует этот фермент?
A. В цикле трикарбоновых кислот
B. В гликолизе
C. В гликогенолизе
D. В синтезе гликогена
E. В пентозофосфатном цикле
Задача 5. Известно, что морфин может использоваться как болеутоляющее средство. На чем основан этот эффект?
A. Морфин имитирует действие опиоидных пептидов
B. Морфин имитирует действие серотонина
C. Морфин имитирует действие ацетилхолина
D. Морфин имитирует действие глицина
E. Морфин имитирует действие ГАМК
Задача 6. У пациентки, страдающей остеопорозом, увеличено содержание гидроксипролина в моче. Какие факторы влияют на количество этого соединения?
A. Распад эластина
B. Уровень альдостерона
C. Деполимеризация гиалуроновой кислоты
D. Распад коллагена
E. Дефицит биотина
Задача 7. Исследование биосинтеза коллагена показало, что на внутриклеточной стадии этого процесса требуются аскорбиновая кислота и двухвалентное железо. Для какой реакции они необходимы?
A. Для гидроксилирования пролина и лизина
B. Для гликозилирования оксилизина
C. Для образования дисульфидных связей в молекуле тропоколлагена
D. Для частичного протеолиза предшественника коллагена
E. Для формирования пиридинолиновых сшивок в молекуле коллагена
Задача 8. Аминокислотный анализ коллагена показал, что в нем больше всего содержится одной из приведенных ниже аминокислот. Какой именно?
A. Глицина
B. Пролина
C. Оксипролина
D. Лизина
E. Аланина
Задача 9. Исследование биохимического состава соединительной ткани выявило наличие в ней необычной аминокислоты – лизил-ор-лейцина. Где она встречается?
A. В фибронектине
B. В агрекане
C. В эластине
D. В коллагене
E. В гепарине
Задача 10. Для снятия отечности ткани в послеоперационный период врач назначил препарат, повышающий тканевую и сосудистую проницаемость. Какой именно?
A. Коллагеназу
B. Эластазу
C. Гиалуронидазу
D. Гепарин
E. Аскорбиновую кислоту
Эталоны ответов к решению целевых обучающих задач: 2 – С, 3 – А, 5 – А, 8 – А, 10 – С
Краткие методические рекомендации к проведению занятия
В начале занятия проводится тестовый контроль исходного уровня знаний студентов и его коррекция. Проверяется выполнение домашнего задания. Затем проходит собеседование по текущей теме, а также проводятся анализ и коррекция решения целевых обучающих задач. В конце занятия проводится итоговый контроль, подводятся итоги занятия.
Приложение 1
Граф логической структуры
Приложение 2