Новой историей в российской исторической литературе традиционно называют развитие европейских и американских стран с середины XVI в. до начала XX столетия. Новое время пришло на смену эпохе средневековья. Разумеется, подобное название весьма условно, хотя период 350 – 400 лет был судьбоносным не только для европейских стран и стран Америки, но и для всего мирового сообщества. Многие исследователи говорят о возникновении новой цивилизации.
Начало новой цивилизации положили страны, расположенные в Европе и Америке по берегам Атлантического океана (атлантическая цивилизация до XIX в.). Цивилизацию часто называют Западной, по первым очагам ее возникновения, однако по мере ее глобального распространения такая привязка к западу все более теряла смысл и поддерживалась только благодаря попыткам на Востоке, прежде всего в СССР, создать альтернативную цивилизацию.
Период Нового Времени интересен тем, что именно тогда были заложены основы большинства современных проблем человечества (экологическая проблема, проблема фетишизации капитала, социальной справедливости, националистических и социалистических утопий). Крупнейшим достижением нового времени стало разрушение феодально-патриархальных пут и провозглашение прав и свобод человека и гражданина.
Новую цивилизацию отличают от других следующие черты:
а) высшими ценностями стали плюрализм и терпимость, а главное получил почти всеобщее признание приоритет личности, ее свобод, прав и интересов;
б) с преобладанием капиталистического способа хозяйствования стержнем социальных отношений стало взаимодействие классов, прежде всего предпринимателей и наемных рабочих;
|
в) трансформация народностей в новые социальные разновидности этносов – нации. Развернулись национальные движения за суверенитет и независимость наций, участились и национальные конфликты;
г) преобладающим в отношении людей к природе оказалось стремление максимально использовать ее ресурсы. Самым активным природа представлялась гигантской мастерской для производства материальных благ. Это положило начало ее антропогенному и техногенному разрушению;
д) развитие наук стало органической частью развития общества. Знания расширяли внутреннюю свободу и умножали творческие силы людей. Вместе с тем достижения в области науки стали оборачиваться и против людей – в разрушительных войнах для покорения одних стран другими;
е) подчинение слабых народов и эксплуатация их ресурсов, позволившие обогатиться и выдвинуться ряду европейских наций, закреплялись идеологией и политикой колониализма, империализма, навязывания своего господства.
В изложении истории Европы и Америки, иногда целесообразно исходить из теории постиндустриализма, согласно которой все общества проходят как минимум три стадии эволюции – аграрную, индустриальную и постиндустриальную или информационную. С 60-х гг. ХХ века именно постиндустриальные теории претендуют на роль наиболее общей исторической парадигмы. Постулатами ее остаются по-прежнему признание законов в истории, стремления человеческого общества к прогрессу и справедливости на основе совершенствования технологии жизнеобеспечения. Эта теория признает многовариантность исторического процесса. В период новой истории альтернатива исторического развития возникла на стадии завершения промышленной революции, когда сформировались основные классы индустриального общества: промышленная буржуазия и промышленный пролетариат. Они вступили в борьбу за социальное лидерство и политическую власть: период чартизма в Англии, Парижская коммуна, «героический период» германской социал-демократии, классовые бои в США в 80–90-е гг.
|
В сущности, идейно-политической основой западной, или атлантической, цивилизации является либерализм, а экономической – капитализм. По своему основному содержанию она сложилась как либерально-капиталистическая цивилизация. Основные черты и изначальные противоречия либерально-капиталистической цивилизации нашли свое отражение в различных видах искусства и литературы, утверждавших новое мировоззрение. В них было выражено стремление преодолеть коллизии новой цивилизации. Их обострение побуждало к поискам новых решений, некоторые альтернативы получили значительное распространение, а их поборники оказали заметное воздействие на развитие цивилизации, но сами альтернативы, как выяснилось позже, остались утопиями. Благодаря возросшей грамотности и развитию массовой информации интенсивность человеческих коммуникаций, осознание общественных проблем и активность населения в поисках их решения достигли немыслимых масштабов.
Общность цивилизации не нивелировала исторически сложившиеся этнические, культурные, конфессиональные и хозяйственные различия, неравномерность развития и своеобразие исторического пути народов разных регионов трех континентов. Каждый народ вносил свой вклад в развитие цивилизации, давал собственные интерпретации её основных ценностей и способы разрешения коллизий.
|
Главным преимуществом западной цивилизации перед другими являлась высокая степень внутренней свободы личности. Это обеспечило её распространение в странах Латинской Америки, Восточной и Юго-Восточной Европы, где сложились её модификации, и по всему миру – вплоть до Австралии и новой Зеландии.
Отношение новой цивилизации с другими цивилизациями долгое время были осложнены агрессивностью и империализмом её носителей. Следствием распространения и гегемонии новой цивилизации стало разрушение, или деформация, многих чуждых ей материальных и духовных ценностей в Европе и на других континентах. Но вместе с тем она заимствовала у других цивилизаций немало полезного для собственного развития.
Достижение зрелости и мировой гегемонии новой цивилизации было сопряжено с углублением и обострением присущих ей противоречий. Крупный капитал добивался привилегий и не считался со свободами и правами большинства граждан. Это привело к противостоянию между консерваторами и поборниками прогресса. Антагонизм между буржуа-предпринимателями и эксплуатировавшимися ими наёмными рабочими лежал в основе усиливавшихся социальных конфликтов, а затем и политического противоборства. С усилением империализма и колониализма возрастало сопротивление народов.