Функции | Биохимические реакции |
Проведение нервных импульсов с последующим восстановлением ионной асимметрии | K, Na-АТФазная реакция |
Поддержание определенной пространствен-ной ориентации и конформации структур-ных единиц нейрона | Фосфорилирование специфических белков нейрофиламентов и другие реакции |
Образование синаптических структур, функционирование синапсов | Синтез специфических белков, липо- и гликопротеидных комплексов; синтез и метаболизм нейромедиаторов; транспорт, высвобождение и обратный захват нейроме-диаторов |
Хранение и переработка информации (нейрологическая память) | Синтез специфических белков, нейропепти-дов, нуклеиновых кислот, липо- и гликопротеидных комплексов |
Трансмембранный перенос субстратов, нейромедиаторов | Реакции, катализируемые АТФазными системами, транслоказные реакции |
Аксональный и ретроградный ток | Фосфорилирование специфических белков (тубулина и других) |
Задание № 9
Какой витамин назначают для комплексного лечения нарушения нервной деятельности (деменция) с одновременным поражением кожи (дерматит) и желудочно-кишечного тракта (диарея)? Какие у него коферментные формы?
Задание № 10
Известно, что при дефиците тиамина в организме человека имеют место нарушения со стороны нервной системы: утрата рефлексов, повышенная возбудимость, помутнение сознания. Почему недостаток тиамина негативно сказывается на работе мозга?
Тема для самостоятельного изучения
БИОХИМИЯ МЫШЕЧНОЙ ТКАНИ
Актуальность темы
Сердечно-сосудистая патология прогрессирует у населения развитых индустриальных стран в ХХІ веке. Существование людей в условиях постоянного действия стрессовых факторов привела к росту инфарктов, гипертонии миокарда, миокардиопатии. Поэтому перед кардиологией, фармакологией и фармацевтикой стоят актуальные задачи диагностики и лечения этой группы больных.
|
Проблемы заболевания опорно-двигательного аппарата также занимают существенное место в лечебной практике.
Решение этих проблем невозможно без знания морфологических и биохимических особенностей мышечной ткани, которая в значительной степени страдает при этих заболеваниях.
Общая цель изучения темы:
Изучить особенности метаболизма миокарда и поперечно-полосатой мышцы с целью использования этих знаний на клинических кафедрах для диагностики и коррекции нарушенного метаболизма при сердечно-сосудистых заболеваниях и болезнях опорно-двигательного аппарата.
Конкретные цели:
- Изучить молекулярный механизм укорочения мышц.
- Изучить энергетические источники мышечного сокращения
- Изучить трансформацию нервного импульса в механическую энергию.
Исходный уровень:
Цель: Уметь соединить знания о гистоструктуре мышечной ткани с ее функцией.
Задания для самопроверки и самокоррекции исходного уровня:
Задание 1 К каждому вопросу (список 1-5) подберите один верный ответ (список a-д):
1. Трофический аппарат мышечного волокна.
2. Опорный аппарат мышечного волокна
3. Иннервационный аппарат мышечного волокна.
4. Сократительный аппарат мышечного волокна.
5. Специфический мембранный аппарат мышечного волокна.
а) система миофибрилл;
б) ядро, саркоплазма с органеллами (митохондрии, комплекс Гольджи, эндоплазматическая сеть) и включения (миоглобин, гликоген);
|
в) Т-трубочки и система конечных цистерн саркоплазматического ретикулума;
г) сарколемма, каналы Т-системы, тело- и мезофрагмы;
д) моторные бляшки, мышечные веретена.
Задание 2. К каждому вопросу (список 1-5) подберите один верный ответ (список А-Д):
1. А-диск (полоса)
2. Z –полоска (телофрагма)
3. I –диск (полоса)
4. М-линия (мезофрагма)
5. Н – полоска.
А) участок миофибриллы с толстыми и тонкими филаментами, обладающий двойным лучепреломлением;
Б) участок миофибриллы, содержащий активные филаменты, находящиеся по обеим сторонам А-диска;
В) участок саркомера, включающий только миозиновые филаменты;
Г) линия в изотропном диске, разделяющая его пополам, и состоящая из активных филаментов;
Д) линия миофибриллы, делящая саркомер пополам.
Правильность решения проверте, сопоставив их с эталонами ответов.
Эталоны ответов к решению заданий для самопроверки и самоконтроля исходного уровня:
1 –б 1-А
2-г 2-Г
3-д 3- Б
4-а 4 - Д
5-а 5 -В
Информацию для восполнения исходных знаний-умений можно найти в следующей литературе:
- Гистология и эмбриология
Содержание обучения:
Содержание обучения должно обеспечивать достижение целей обучения, чему способствет граф логической структуры изучаемой темы (приложение 1)
Основные теоретические вопросы, позволяющие выполнить целевые виды деятельности:
- строение миозиновых нитей
- строение актиновых нитей
- белки мышц
- механизм сокращения поперечно-полосатых мышц
- сокращение гладких мышц
|
- источники энергии для мышечной работы
- особенности обмена сердечной мышцы
- азотистый обмен в мышцах
- нарушение обмена при мышечных дистрофиях
Найти материал для освоения этих вопросов можно в одном из следующих источников:
Литература
- Биологическая химия. Николаев А.Я., М. 1998. Мед инф. агенство. с. 448-461
- Губський Ю.Г. Біологічна хімія.-Киїі-Тернопіль.Укрмедкнига, 2000-с. 468-479.
- Березов Т.Т., Коровин Б.Ф. Биологическая химия.- М.: Медицина, 1998.-с. 645-660
После изучения вышеперечисленных вопросов для самопроверки усвоения материала по изучаемой теме Вам предлагается решить следующие целевые обучающие задачи. Правильность решения задач можно проверить, сопоставив их с эталонами ответов.