Кашкин А.С. Литургика. Часть 1: Двунадесятые неподвижные праздники. Саратов, 2017. С. 217-222.




Предпразднство Богоявления.

Библейские чтения великих часов праздника Богоявления.

 

В целом интересны принципы, в соответствии с которыми подобраны все изменяемые чтения для великих часов Богоявления. Ветхозаветные тексты — псалмы и паремии — почти все выбраны с тем расчетом, чтобы в них содержалось какое-либо упоминание о воде: или чудо, совершенное в воде, или действие самой воды. Этот несложный принцип помогает определить связь каждого псалма или паремии с содержанием праздника Богоявления. Если говорить простым языком, то почти в каждом выбранном псалме и паремии есть хотя бы одно упоминание о воде, и можно говорить, что именно ради этого стиха (или стихов) данный ветхозаветный текст выбран для чтения за богослужением Богоявления. Вода — одна из стихий первозданного мира; в библейских текстах вода предстает символом хаоса, она может иметь разрушительную силу, в ней живут чудовища, олицетворяющие силы зла (см.: Пс. 103:26; Иез. 32:2). В крещении же Господь освятил естество вод, сокрушил «главы тамо гнездящихся змиев» (молитва в чине великого освящения воды), так что сама вода приобрела свойство исцелять (а не разрушать). Потому все места, где говорится о власти Господа над водной стихией, о ее чудесном действии, могут рассматриваться как идейно связанные с тематикой праздника Крещения.

Чтения из Апостола берутся по иному принципу: почти во всех апостольских зачалах (кроме 1-го часа) говорится о христианском Таинстве Крещения в связи с тем, что крещение Христа имеет идейную связь с церковным Таинством. Наконец, все евангельские чтения содержат изложение событий праздника.

 

Й час

Здесь из последования часа остается только псалом 5-й, тогда как вместо других добавляются псалмы 22-й и 26-й.

Псалом 22-й выбран ради единственной фразы «на воде покой не воспита мя» (ст. 2). На еще одну возможную связь с праздником указывает Г.И. Шиманский: в этом псалме Господь изображен как заботливый пастырь, и крестившийся Христос как раз и был таким Пастырем Добрым.

Псалом 26-й также выбран ради одной фразы — начального стиха «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся». Этот стих часто используется в службе праздника как прокимен (на 9-м часе, великой вечерне и в чине великого и малого освящения воды), а связь его с праздником заключается в том, что здесь употреблено одно из названий и самого праздника, и Таинства Крещения — Просвещение.

Паремия — Ис. 35:1-10. Эта паремия является частью так называемого малого апокалипсиса Исаии (Ис. 34-35), здесь описано будущее возвращение из Вавилонского плена и славное состояние Израиля. Ключевую роль в связи текста паремии с празд­ником играет образ земли Израиля как пустыни жаждущей (безжизненное место, в котором отсутствует вода), которая в будущем преобразится: «И будет безводная в блата [1], и в жаж­дущей земли источник воды будет» (35:7). Кроме того, в этой паремии упоминается Иордан («И возрадуются пустынная Иорданова», см. 35:2) — место, где произошло событие Кре­щения Господня.

Апостол — Дея и. 13:25-32. Здесь в речи апостола Павла кратко вспоминается свидетельство Иоанна Крестителя о Христе. Очевидна связь этого текста и с событием праздника, и с содержанием последующего Евангелия, где приводятся те же слова, которые процитировал апостол Павел.

Евангелие — Мф. 3:1-11. Описана деятельность и проповедь Иоанна Предтечи в изложении евангелиста Матфея, завершается зачало свидетельством Иоанна о Христе: «Грядый же но мне креплий мене есть, Емуже несмь достоин сапоги понести, Той вы крестит Духом Святым».

Й час

Добавляются псалмы 28-й и 41-й (от последования часа остается псалом 50-й). В псалме 28-м описано всемогущество Бога, Который управляет всеми стихиями мира, производя различные потрясения; ключевой фразой является стих: «Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих» (ст. 3). Этот стих используется как аллилуиа-рий в чипе великого освящения воды и на литургии в праздник, также он цитируется в песнопениях. Псалом 41-й имеет два ключевых стиха. Во-первых, начальный стих, в котором жажда общения с Богом сравнивается с физической жаждой животного: «Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже». Во-вторых, есть еще стих, в котором упоминается Иордан: «сего ради помянух Тя от земли Иордански и Ермониимски» (ст. 7); этот стих используется на великих часах как припев к стихирам.

Паремия — Ис. 1:16-20. В этой паремии буквально вода не упоминается, однако речь идет об омовении («измыйтеся, и чисти будете»), для чего наличие воды необходимо. Связь с праздником у этого чтения можно рассматривать сквозь призму христианского Таинства Крещения: пророк Исаия говорит о необходимости духовного очищения человека и обещает вследствие этого прощение грехов, а именно это и составляет сущность христианского крещения.

Апостол — Деян. 19:1-8. В этом небольшом отрывке говорится о том, как апостол Павел встретил группу людей, которые приняли крещение Иоанново, но не были христианами. Следовательно, соединяются две темы, обе имеющие отношение к празднику: крещение Иоанново и крещение христианское. Важно также, что разъясняется богословское значение Иоаннова крещения: «Иоанн убо крести крещением покаяния, людем глаголя: да во Грядущаго по нем веруют, сиречь, во Христа Иисуса»; говорится о неизмеримом превосходстве крещения во имя Христа.

Евангелие — Мк. 1:1-8. Это чтение параллельно Евангелию 1-го часа; также кратко описана деятельность Иоанна Крестителя, и завершается оно таким же свидетельством его о грядущем Христе.

Й час

Добавляются псалмы 73-й и 76-й, от последования самого часа сохраняется псалом 90-й. Псалом 73-й — самый большой по объему псалом великих часов; в нем описаны бедствия, которые терпит народ Божий, и, призывая Бога в помощь, псалмопевец говорит о всемогуществе Господа, Которому подвластны все стихии. Непосредственно связь с праздником Богоявления имеет отрывок: «Ты утвердил еси силою Твоею море: Ты стерл еси главы змиев в воде. Ты сокрушил еси главу змиеву: дал еси того брашно людем Ефиопским. Ты расторгл еси источники и потоки, Ты изсушил еси реки Ифамския». Здесь неоднократно говорится о власти Бога над водой, особенно же актуально звучит идея о сокрушении сил зла, которые наполняли водную стихию. Как уже было сказано, Господь в Своем крещении освятил естество вод и вместе с тем «стерл еси главы змиев в воде».

Псалом 76-й — здесь вспоминается событие перехода че-рез Чермное море, в котором особенно наглядно выразилась власть Бога над водной стихией. Стих «Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася» имеет самую тесную связь с идейным содержанием праздника и употребляется за богослужением великих часов в качестве припева к стихирам.

Паремия — Ис. 12:3-6. Краткое чтение, ключевую роль в котором играет начальная фраза: «почерпите воду с веселием от источник спасения». В контексте праздника Богоявления эта фраза имеет двоякий смысл: в приложении к крещенской воде — буквальный, так как воду эту нужно принимать с радостью и она имеет целебные свойства, подает принимающим ее «дар освящения, грехов избавление, исцеление души и тела и всякую пользу изрядную» (см. прошение на мирной ектении в чине великого освящения). С другой стороны, в тексте Книги Исаии изначально речь идет о духовном очищении и под «водой от источников спасения» понимается истинное учение Господа, воспринимая которое человек обретает спасение и жизнь вечную. С момента крещения начинается общественное служение Иисуса Христа, и людям стала доступной та живая вода, которую дарует Сам Христос: «кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14). Именно эту духовную воду (вместе с вещественной богоявленской водой) и нас призывает «черпать с веселием» Церковь, выбравшая этот отрывок в качестве паремии на праздник Богоявления.

Апостол — Рим. 6:3-11. Это чтение употребляется в чине Таинства Крещения, и речь в нем идет о догматическом значении Таинства, которое подобно смерти и воскресению Христа, ибо человек в Таинстве Крещения умирает для жизни греховной и восстает для новой жизни со Христом.

Евангелие — Мк. 1:9-15. Это евангельское зачало является продолжением чтения 3-го часа, и здесь описано само крещение Господа, затем кратко сказано о Его последующем искушении в пустыне и начале проповеди Евангелия. Также дается предельно лаконичное замечание об аресте Иоанна Крестителя, окончание служения которого промыслительно совпало с моментом выхода на проповедь Христа.

Й час

В начале добавляются псалмы 92-й и 113-й (далее читается псалом 85-й, взятый из последования часа).

Псалом 92-й — самый короткий среди псалмов великих часов Богоявления, но в то же время один из самых известных (читается на проскомидии, из него берутся стихи для воскресного великого прокимена и стихир на стиховне). Упоминание воды здесь содержится в двух идущих подряд стихах: «Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя: Возмут реки сотрения своя, от гласов вод многих» (ст. 3-4).

Псалом 113-й имеет, наверное, самую тесную связь с содержанием праздника Богоявления среди всех псалмов часов. Здесь воспоминаются многие чудеса, произошедшие во время исхода из Египта и странствования Израиля, в том числе и события, связанные с обузданием водной стихии: переход с Моисеем через Чермное море, переход с Иисусом Навином через Иордан, изведение воды из камня («обращшаго камень во езера водная, и несекомый во источники водныя», ст. 8). Особенно характерными являются два стиха, которые в службе праздника используются как припевы для стихир на стиховне и как прокимен и его стих на утрене: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять» и «Что ти есть, море, яко побегло еси? и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять?» (ст. 3 и 5). Обратим также внимание на упоминание реки Иордан — места события праздника Богоявления.

Паремия — Ис. 49:8-15. В этом отрывке пророк обращается к иудеям, находящимся в рассеянии, и призывает к возвращению в землю обетованную, к новому исходу, во время которого Господь силен совершить те же знамения, что во время первого исхода. Здесь ключевой фразой является стих: «Милуяй их утешит их и сквозе источники вод проведет их» (ст.10), в котором, имея в виду конкретные исторические события, пророк говорит о власти Бога над водной стихией. Также обратим внимание на начальную фразу: «во время приятное послушах тя и в день спасения помогох тебе». И хотя апостол Павел толкует ее в расширенном смысле, прилагая к периоду апостольского благовестил (ср. 2 Кор. 6:2), можно сказать, что именно после крещения Господня наступило «время благоприятное и день спасения».

Апостол — Тит. 2:11-14; 3:4-7. Этот же Апостол читается на сам праздник на литургии; значит, Церковь рассматривает это чтение как наиболее актуальный отрывок из Апостола для службы праздника Богоявления. Здесь говорится о явлении благодати Божией, «спасительной всем человеком», и об обильном излиянии на верующих Святого Духа; и то и другое — плоды Таинства Крещения. Кроме того, само Таинство Крещения именуется «баней пакибытия» (в русском переводе — «баней возрождения»), чем кратко указывается сущность Таинства, в котором человек умирает для греха и восстает для новой жизни во Христе.

Евангелие — Мф. 3:13-17. Это чтение параллельно евансельскому чтению 6-го часа и содержит описание крещения Христа, но уже в версии евангелиста Матфея.

Кашкин А.С. Литургика. Часть 1: Двунадесятые неподвижные праздники. Саратов, 2017. С. 217-222.

 

 


[1] Небольшой залив в реке (или озере) с замедленным течением.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: