Экономическая модель коммерческой организации как объекта управления (ОУ)




Курс лекций для студентов заочной формы обучения

По дисциплине «Экономика энергетики»

Управление. Субъект управления. Объект управления.

 

Управление:

1. Искусство точно знать, что сделать и как это сделать самым лучшим и дешевым способом. (Ф. Тейлер, США 1880г.)

2. Целенаправленное воздействие, согласующее совместный труд людей занятых в производстве. (Э.М. Коротков, Р.Ф. 21 век)

Если управление рассматривать как воздействие, то существует субъект управления (СУ) и объект управления (ОУ)

СУ – управляющая подсистема, т.е. аппарат управления любой компании: инженерно-технические работники (ИТР) или категория менеджеров (руководителей).

ОУ – социальная экономическая система (СЭС) воспринимающая акт воздействия со стороны управляющей подсистемы, т.е. со стороны СУ.

В качестве ОУ принимают: предприятия, фирмы, организации, отрасль и тд.

СЭС представляет собой внутреннюю систему, в которую входят:

1. цели

2. задачи

3. кадры

4. структура

5. технологии

 

Особенности работы аппарата управления или управленческого труда (УТ)

1. цель УТ – максимизация прибыли

2. объект УТ – работа людей (сотрудников)

3. предмет УТ – информация

4. средства УТ – офисная и вычислительная техника, программные продукты

5. продукт УТ – управляющие воздействия и решения.

 

Социально экономическую систему (СЭС) можно рассмотреть в двух условиях:

 


СЭС в условиях

Социального производства

государство

 

государственные подсистемы

 

потребитель

 

СЭС в условиях

Рынка

государство

 

фирма

 

потребитель


 

С точки зрения управления эти системы имеют различия в том, что параметры первой системы задаются государством, а второй – в основном, потребителем.

 

Экономическая модель коммерческой организации как объекта управления (ОУ)

Одним из основных элементов рыночного хозяйства является предприятие (организация). Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать такую систему управления, которая сможет обеспечить высокую эффективность работы, конкурентоспособность, финансовую устойчивость.

Под предприятием понимается обособленная специализированная производственно-хозяйственная единица, созданная на базе организованного по тому или иному принципу трудового коллектива, который на основе имеющихся материальных и финансовых средств производства производит продукцию или оказывает необходимые обществу услуги.

 

Рис. 2 Экономическая модель коммерческой организации как ОУ.

 

Экономическая модель коммерческой организации определяется системой ее количественных характеристик. Важнейшими при этом являются: величина производственного потенциала (ресурсы), объем производимой продукции, прибыль и др. взаимосвязь этих показателей представлена на схеме (рис. 2).

В соответствии с основными элементами процесса производства материальных благ производственный потенциал фирмы включает:

1. трудовые ресурсы;

2. оборотные средства;

3. основные фонды.

 

Трудовые ресурсы (ТР) – это трудовой коллектив фирмы, т.е. все граждане, участвующие своим трудом в ее деятельности на основе трудового договора.

Работники могут вступать в два вида отношений: отношения собственности и отношения найма.

Член трудового коллектива может стать собственником, приобретая акции своей коммерческой организации. Как собственник работник должен получать прибыль (%, дивиденды) на вложенный капитал. Собственник (учредитель) может сам участвовать в производственном процессе, становясь работником фирмы.

Как работник он вступает в отношения найма, т.е. предлагает свою рабочую силу в обмен на заработную плату.

Отношения собственности регулируются законодательством, учредительным договором и уставом. Отношения найма регулируются трудовым законодательством, а также трудовым договором.

Оборотные средства (ОбС) – это совокупность денежных средств, вложенных в оборотные производственные фонды (ОбПФ) и фонды обращения.

ОбПФ – часть производственных фондов, вещественным содержанием которых является предметы труда, которые:

- участвуют только в одном производственном цикле,

- полностью потребляются в нем и переносят свою стоимость на готовый продукт;

- изменяют свою натурально-вещественную форму либо утрачивают ее.

К ним относятся запасы топлива, вспомогательных застей для проведения ремонтных работ.

Фонды обращения – это денежные средства в кассе, на счетах и средства в расчетах.

Основные фонды (ОФ) – это часть производственных фондов, которые:

- обслуживают производственный процесс в течение длительного времени;

- переносят свою стоимость на продукцию по частям в меру износа, не изменяя свою натурально-вещественную форму.

Для организации бизнеса фирме нужно иметь полный состав ОФ – здания, сооружения, передаточные устройства, маши и оборудование, транспортные средства, измерительные и регулирующие приборы, инструменты, инвентарь и др.

Используя все указанные ресурсы, фирма осуществляет свою деятельность, результатом которой является выпущенная продукция, оказанные услуги, выполненные работы. Но фирма должна не только произвести, но и сбыть товар, возместить расходы и получить прибыль.

Исходным моментом в планировании финансовой деятельности служит цена.

Цена – это денежное выражение стоимости товара, это та сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель – продать.

Цены могут быть фиксированными и свободными.

Фиксированные цены – цены, которые устанавливаются государством, как правило, на предметы первой необходимости. Все остальные цены являются свободными, они складываются на рынке под влиянием спроса и предложения. Поэтому разработка ценовой политики является важным элементом деятельности руководства фирмы.

Установив цены на свои товары, фирма реализует их и получает выручку от реализации продукции.

Выручка от реализации продукции – это сумма денежных средств, поступивших на расчетный счет коммерческой организации за реализованную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги. За счет выручки от реализации фирмы возмещает расходы на производство и сбыт продукции, выполняет обязательства перед финансово-кредитной системой государства (налоги и отчисления), осуществляет свое производственное и социальное развитие, выплачивает дивиденды.

Следующий элемент экономической модели коммерческой организации – себестоимость продукции.

Себестоимость – это выраженные в денежной форме затраты фирмы на производство и реализацию продукции.

Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии сих экономическим содержанием по следующим элементам:

  1. материальные затраты;
  2. затраты на оплату труда;
  3. отчисления на социальные нужды;
  4. амортизация основных фондов;
  5. прочие затраты.

Прибыль представляет собой основной результат деятельности фирмы.

Пр = Д – Р = Вр – З = Ц∙V - Се∙V = V∙(Ц - Се)

где: Д – доход;

Р – расход;

Вр – выручка;

З – затраты;

Ц – цена единицы товара;

Се – себестоимость единицы товара;

V – количество товара.

Различают следующие виды прибыли:

- от реализации,

- валовая,

- налоговая,

- чистая.

Прибыль от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и себестоимостью ее.

Валовая прибыль – это широкое понятие, оно включает в себя прибыль от реализации продукции, основных фондов, иного имущества и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на суммы расходов, в соответствии с положениями, предусмотренными законом о налоге на прибыль.

Чистая прибыль – это прибыль, остающаяся в расположении коммерческой организации после выплаты налогов. Это как раз и есть тот результат, ради которого создавалась любая коммерческая организация. Она самостоятельно распоряжается полученной чистой прибылью. Механизм распределения прибыли и образования фондов предусматривается учредителями и должен быть отражен в учредительных документах.

Вначале необходимо произвести отчисления в резервный фонд. Для акционерных обществ образование такого фонда обязательно в размере не менее 10 и не более 25% установленного капитала. Размер ежегодных отчислений, а также порядок образования и использования резервного фонда определяются уставом.

Другим направлением в распределении прибыли может быть финансирование капитальных вложений производственного назначения. К ним относятся затраты по созданию и освоению новых технологий, новых объектов, расширению, техническому перевооружению, реконструкции действующего производства, модернизации и приобретению оборудования и др. вложение капитальных затрат позволит фирме осуществить расширенное воспроизводство.

Следующим направлением расходования чистой прибыли может стать финансирование социального развития коллектива, включая капитальные вложения непроизводственного назначения. Сюда относится оплата путевок на лечение и отдых, расходы на предоставление питания бесплатно или по льготным ценам, содержание детских дошкольных учреждений, лагерей и др.

Кроме того, необходимо предусмотреть использование части чистой прибыли на потребление. К этому направлению относятся расходы, связанные с выплатой вознаграждений по итогам работы за год, единовременных поощрений отдельным работникам за выполнение особо важных производственных заданий и др. Для акционерных обществ основная часть прибыли на потребление расходуется на выплату дивидендов (%) по акциям акционеров.

Источниками формирования финансовых ресурсов фирмы являются прибыль; амортизационные отчисления; средства, полученные от продажи ценных бумаг; кредиты и другие поступления, не противоречащие закону.

 

 

§3. Менеджмент: основные понятия, характерные признаки.

Менеджмент:

1. наука об управлении предприятием в условиях рыночной экономики.

2. совокупность принципов, методов, средств управления предприятием с целью повышения эффективности производства и увеличение прибыли в условиях изменяющихся внешних и внутренних факторов (цель, структура, задачи, технологии, люди / кадры)

Рынок:

1. система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров, которые формируют спрос и предложение, а так же цены на товары и услуги.

2. совокупность покупателей товаров, действующих и потенциальных.

 

Менеджмент является сложным и интегральным процессом, делится не на независимые части (компоненты), а на части каждая из которых содержит все остальные.

 

Таблица 1.1

Компоненты менеджмента.

 

1. Маркетинг, бизнес-планирование Эффективный менеджмент (эффект синергии) 2+2=5 4. Экономика
2. Логистика (производство) 5. Учет
3. Структура 7. Управление персоналом 6. Финансы
Интегрированные решения
I. документооборот
II. качество
III. информационные системы и программно-технические платформы
IV. реорганизация, реструктуризация, реинжиниринг
V. реальный менеджмент

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: