ПРОГРАММА
Производственной ПРЕДДИПЛОМНОЙ практики
(наименование практики)
для специальности:
1-86 01 01 Социальная работа ___________
(код специальности) (наименование специальности)
Курс 5 (6) Форма обучения: дневная (заочная)
2012 г.
Пояснительная записка
Практика — особая форма внеаудиторной учебной работы, во время которой студенты овладевают прикладными аспектами будущей профессиональной деятельности, используют и закрепляют знания, приобретенные теоретическим путем. Практика является важной составляющей профессиональной подготовки специалиста. В процессе производственной преддипломной практики будущий специалист по социальной работе должен не только актуализировать и систематизировать знания, умения и навыки по организации, технологиям социальной работы с различными категориями населения, но продемонстрировать готовность работать самостоятельно, применяя полученные в процессе обучения знания и опыт.
Преддипломная практика студентов 5-го курса (ДФО) и 6 курса (ЗФО) выступает составной частью учебного процесса, которая предусмотрена Государственным образовательным стандартом специальности «Социальная работа», является важнейшим звеном в системе профессиональной подготовки специалиста социальной работы, представляет собой завершающий этап обучения и проводится после освоения студентами программ теоретического и практического обучения.
Цель практики – освоение в практических условиях принципов организации и управления социальной работой; интеграция освоенных в ходе профессиональной подготовки компетенций в практическую социальную работу в соответствии с характеристикой рабочего места; овладение первоначальным профессиональным опытом; проверка профессиональной готовности к самостоятельной трудовой деятельности; сбор материала для написания выпускной квалификационной (дипломной) работы.
Задачи практики:
· углубление и закрепление общенаучных, профессиональных и специальных знаний, полученных во время учебы в университете, для успешного осуществления профессиональной деятельности;
· закрепление умений использования для работы в социальной среде отечественного и зарубежного опыта по социальной работе (психологии), обеспечения посредничества между индивидом и обществом, ведения организационной, пропагандистской, профилактической, исследовательской работы;
· закрепление умений самостоятельно принимать профессиональные решения с учетом их социальных последствий; выявлять семьи и отдельные лица, нуждающиеся в помощи; устанавливать причины возникающих у них трудностей, конфликтных ситуаций (по месту работы, учебы, в семье и т.д.), оказывать им содействие в разрешении этих трудностей и конфликтов и предоставления социальной (психологической) помощи;
· закрепление практических умений по обеспечению связей между личностью и микросредой, детьми и взрослыми, семьей и обществом; стимулирования клиента к выполнению социально-значимой деятельности, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиента;
· практическая демонстрация профессиональных умений и навыков в процессе профессиональной деятельности;
· приобретение опыта решения практических, организационно-административных задач, требующих применения профессиональных знаний и умений;
· приобретение умения моделировать взаимодействие специалиста по социальной работе и клиента;
· формирование навыков самостоятельности и ответственности в процессе исполнения ролевого репертуара и функциональных обязанностей;
· сбор, анализ и обобщение материалов по теме выпускной квалификационной (дипломной) работы;
· развитие приобретенных навыков исследовательской работы и овладение методикой исследования конкретных вопросов, разрабатываемых в дипломном проекте.
· подготовка и защита отчетных материалов по практике
Выпускник должен быть компетентен в следующих профессиональной деятельности в процессе прохождения практики:
· социально-технологическая
· организационно-управленческая
· социально -педагогическая
· исследовательская
· инновационной
· управление социальными проектами, программами, процессами
Направления профессиональной деятельности студента- выпускника в процессе преддипломной практики
Социально-технологическая:
· разработка и реализация моделей современной социальной работы в области социальной защиты, социального обслуживания, администрирования;
· участие в посреднической, социально-профилактической, социально-терапевтической, социально-реабилитационной, адаптационной и консультационной деятельности с различными категориями и группами населения;
· оказание различных видов социальных услуг клиентам на основе поиска оптимального способа оказания помощи и поддержки.
Организационно-управленческая:
· участие в организационно-административной работе в подразделениях учреждениях/организации;
· содействие координации в деятельности специалистов по решению профессиональных задач;
· организация делового общения, взаимодействия с клиентами, сотрудниками организации/учреждения;
· принятие ответственности за результаты профессиональной деятельности.