Личность
Личность — понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.
Чтобы не слишком сильно углубляться в психологию, давайте рассмотрим личность с точки зрения ее мировоззренческих установок и суждений.
У каждого человека свой свод взглядов на жизнь.
Пример: Семья – это когда двое любят друг друга, а еще у них обязательно должны быть дети, или семья – это там где жена мне стирает носки, и не мешает пить пиво перед телевизором (эти установки бывают очень и очень разными).
Семья это…, Патриотизм это…, Любовь это…, Отдых это… и так далее и тому подобное. Все эти установки можно сравнить с очками, – через которые человек смотрит на мир и на себя. Линзы в очках могут быть розовыми, черными и все в таком духе.
Поэтому говоря о личности, мы будем говорить о мировоззренческих установках определяющих отношение воспитанника к окружающему миру: Родине, обществу, людям, живой и неживой природе, материальным и духовным ценностям, к себе самому.
Отношение
Отношения бывают либо позитивными, либо негативными и складываются они у человека на основании знаний и жизненного опыта.
Это добрая мама, это «злой врач», это интересная книжечка, это уроки любимой учительницы, а вот двое наперебой рассказывают о том, как лихо в фильме мафиози расправились с полицейскими.
Это все отношения.
Все, так или иначе, влияет либо позитивно, либо негативно (нейтрального быть не может) на формирование отношения ребенка к миру, а значит — на его воспитание. Причем это влияние настолько тонкое, что на первый взгляд кажется неуловимым и несущественным.
Пример: Это уроки любимой учительницы - встает до зари и готов бежать в школу.
Пример: Двое наперебой рассказывают о том, как лихо в фильме мафиози расправились с полицейскими, и молчат о вымогательстве, которое процветает в их классе.
Негативное или позитивное отношение само по себе не означает, что человек будет совершать те или иные поступки, но оно (отношение) является серьезным посылом, к выбору определенной деятельности.
Если ребенку понравилась песня, какого-либо РЭП исполнителя – это не означает, что с этого момента он будет слушать РЭП. Но в случае, когда этот ребенок попадет в ситуацию выбора (слушать эту или другую песни) как вы думаете, какую музыкальную композицию он выберет?
Деятельность
Как вы видите, цепочка замкнулась.
Позитивные установки + позитивное отношение = выбор деятельности.
Негативные установка + негативное отношение = отказ от деятельности (или выбор другого вида деятельности)
Пример: Установка: труд достоин уважения + Отношение: ходил на школу вожатого, там весело и познавательно – отзывы о работе вожатого мне нравиться = Деятельность: работа вожатым.
Установка: «не каждая работа меня достойна» + Отношение: ходил на школу вожатого понял работа вожатого это непосильная работа, не достойная меня» = Деятельность: отказ от работы вожатым.
Это самый элементарный пример, данная цепочка может быть нарушена на любом этапе.
Пример: Установка: труд достоин уважения + Отношение: «ходил на школу вожатого, там скучно и материал мне не понятен – отзывы о работе вожатого мне не понравились» = Деятельность: отказ от работы вожатым.
Примеру из жизни лагеря: у ребенка положительная установка «для того, что бы быть здоровым необходимо заниматься физической культурой» - и вы ведете ребенка на утреннюю зарядку (физрук изо дня в день проводит зарядку неграмотно, и ребенку зарядка не нравиться). Деятельность не приносит ему удовлетворение – соответственно у ребенка возникает к ней негативное отношение – следовательно, расшатывается положительная установка ребенка «для того, что бы быть здоровым необходимо заниматься физической культурой». Последствия: если установка мощная, то он бросит ходить на зарядку и организует ее себе сам, а если вы будете его принуждать к посещению зарядки, неизбежен конфликт. А если установка шаткая, то ребенок, поучаствовав 21 день в неорганизованной зарядке, (на которой ему не интересно, от которой он не видит ощутимой пользы) утвердиться во мнении, что зарядка это дело бестолковое.
Теперь давай вернемся к цели вожатого: организация разнообразной (умственной, практической, досуговой и т.п.) деятельности ребенка, способствующей разностороннему развитию его личности.
И давайте определим, для чего эту деятельность организовывать? (для развития личности). Ребенок должен получить новые знания и умения, положительный опыт, утвердиться в положительных установках.
Ребенок участвовал в отрядном танце.
- научился танцевальным движениям;
- выступал на сцене перед всем лагере, получил положительные эмоции, сначала переживал, а потом радовался успеху выступления;
- отряду аплодировали, на утренней линейке похвалили весь отряд за хорошо подготовленный номер, вожатый отметил после выступления, на огоньке ребята поделились эмоциями;
- усвоил, что проявлять активность и участвовать в культурно-массовых мероприятиях очень приятно и полезно;
- раскрыл свои таланты (танцевальные, организаторские и т.д.).
Ребенок побывал в чудесном мире коллективной деятельности и личностного успеха.
Для ребенка это много или мало?
А что предшествовало всему этому (работа вожатого)
Вожатый шел по цепочке – выявлял установки детей связанные с данной деятельностью – корректировал отношение детей к данной деятельности, организовывал деятельность.
И так мы с вами можем записать алгоритм работы вожатого по организации разнообразной (умственной, практической, досуговой и т.п.) деятельности, способствующей разностороннему развитию ребенка.
Алгоритм организации деятельности
1. Выявить установки детей связанные с данной деятельностью (опросить детей принимают ли они участие в подобной деятельности вне лагеря, напрямую спросить об отношении к той или иной деятельности, проследить за реакцией ребенка на предложение поучаствовать в данной деятельности и т.п.)
2. Скорректировать отношение детей к данной деятельности (если отношение положительное, сделать, так что бы ребенок в нем утвердился, если отношение негативное, найти способы изменить данное отношение)
3. Организовывать деятельность, способствующую разностороннему развитию ребенка.
Подвести итого деятельности