Педагогические способности




ТЕСТЫ: «ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ» Профессия и личность

Данный опросник — модифицированный вариант, разработан­ный Л. Н. Кабардовой.

Внимательно прочитайте приведенные ниже вопросы-утверж­дения. Ответы оцените в баллах по четырем позициям.

Г Насколько хорошо вы умеете делать то, о чем говорится в вопрос еутверждении?

а) делаю, как правило, хорошо (2 балла);

б) делаю средне (1 балл);

в) делаю плохо (совсем не умею) (0 баллов).

2. Нравится ли вам это делать?

а) нравится (приятно, интересно, легко) (2 балла);

б) нейтрально (все равно) (1 балл);

в) не нравится (неприятно, неинтересно, трудно) (0 баллов).

3. Хотели бы вы, чтобы описанное в вопросе-утверждении действие было включено в вашу будущую работу?

а) да (2 балла);

б) все равно (1 балл);

в) нет (0 баллов).

4. Хотели бы вы совершенствоваться в этих действиях?

а) да (2 балла);

б) все равно (1 балл);

в) нет (0 баллов).

Свои оценки в баллах занесите в приведенную ниже таблицу. Обратите внимание — номер клетки в таблице соответствует но­меру утверждения. В каждую клетку таблицы поставьте баллы, со­ответствующие вашим ответам на все четыре вопроса. Вы оцени­ваете сначала ваше «умение» (вопрос 1), затем — «отношение» (вопрос 2), потом — «желание» (вопрос 3) и, наконец, — «со­вершенствование» (вопрос 4). В этой же последовательности и про­ставьте оценочные баллы в клетки таблицы.

Если вы никогда не делали того, о чем говорится в вопросе, то вместо баллов проставьте в клетке прочерки в первых двух вопро­сах (1 и 2) и попробуйте ответить на вопросы 3 и 4. Если из пере­численных в вопросе нескольких действий вы умеете делать что-то одно, то именно это вы и оцениваете в баллах.

Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова: «ча­сто», «легко», «регулярно» и т. п. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов. Работайте внимательно, не спешите!

Вопросы - утверждения

Можете ли вы:

Делать выписки, вырезки из различных текстов и группировать их по определенному признаку.

Выполнять лабораторные работы по физике (составлять и собирать схемы, устранять в них неисправности, разбираться в принципе дей­ствия прибора и т.п.).

Длительное время (более одного года) самостоятельно, терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений (по­ливать, удобрять, пересаживать).

Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать сочинения, признавае­мые многими интересными, достойными внимания.

Сдерживать себя, не «выливать» на окружающих свое раздражение, гнев, обиду, плохое настроение.

Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе крат­кий конспект, план, новый текст.

Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.

Вести регулярное наблюдение за растениями и записывать данные наблюдения в специальный дневник.

Мастерить красивые поделки своими руками из дерева, ткани, ме­талла, засушенных растений; ниток.

 

Терпеливо, без раздражения объяснять кому-либо, что он хочет знать, даже если приходится повторять это несколько раз.

В письменных работах по русскому языку, литературе легко нахо­дить ошибки.

Изучать химические процессы, решать задачи по химии.

Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках различных видов растений.

Создавать произведения живописи, графики, скульптуры.

Много и часто общаться с разными людьми, не уставая от этого.

 

Направленность личности

С помощью этой методики можно определить вашу личност­ную направленность.

Инструкция. Опросник состоит из 27 пунктов. Но к каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. В случае если несколько вариантов ответов покажутся равноцен­ными, отберите из них только один, который все-таки в наиболь­шей степени отвечает вашему мнению. Букву, которой обозначен выбранный ответ (А, Б, В), напишите на листе для ответов рядом с номером соответствующего пункта (1 — 27) под рубрикой «боль­ше всего».

Затем из ответов выберите тот, который наименее всего бли­зок к вашему мнению. Букву, которой обозначен этот ответ, так­же напишите на листе для ответов под рубрикой «меньше всего».

Старайтесь быть максимально правдивым. Нет «хороших» или «плохих» ответов, поэтому не старайтесь угадать, какой ответ яв­ляется для вас лучшим.

A. Одобрения моей работы. Б. Сознания того, что работа сделана хорошо. B. Сознания того, что меня окружают Друзья      
2. Если бы я играл(а) в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел(а) бы быть:
A. Тренером, который разрабатывает тактику игры. Б. Известным игроком. B. Выбранным капитаном команды      
         

 

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:  
A. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход. Б. Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете. B. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение        
4. Мне нравится, когда люди:  
A. Радуются выполненной работе. Б. С удовольствием работают в коллективе. B. Стремятся выполнить свою работу лучше других        
5. Я хотел(а) бы, чтобы мои друзья:  
A. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого предоставляется возможность. Б. Были верны и преданы мне. B. Были умными и интересными людьми        
6. Лучшими друзьями я считаю тех:  
A. С кем складываются хорошие взаимоотношения. Б. На кого всегда можно положиться. B. Кто может многого достичь в жизни        
7. Больше всего я не люблю:  
A. Когда у меня что-то не получается. Б. Когда портятся отношения с товарищами. B. Когда меня критикуют        
8. По-моему, хуже всего, когда педагог.  
A. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними. Б. Вызывает дух соперничества в коллективе. B. Недостаточно хорошо знает предмет, который преподает        
9. В детстве мне больше всего нравилось:  
A. Проводить время с друзьями. Б. Ощущение выполненных дел. B. Когда меня за что-нибудь хвалили        
10. Я хотел(а) бы быть похожим на тех, кто:  
A. Добился успеха в жизни. Б. По-настоящему увлечен своим делом. B. Отличается дружелюбием и доброжелательностью        
11. В первую очередь школа должна:  
A. Научить решать задачи, которые ставит жизнь. Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности ученика. B. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми        
12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал(а) бы его:  
A. Для общения с друзьями. Б. Для отдыха и развлечений. B. Для любимых дел и самообразования        
13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:  
А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны.        
Б. У меня интересная работа. В. Мои усилия хорошо вознаграждаются        
14. Мне нравится, когда:  
A. Другие люди меня ценят. Б. Мне удается хорошо выполнить работу. B. Приятно провожу время с друзьями        
15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:  
A. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать. Б. Написали о моей деятельности. B. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю        
16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:  
A. Имеет ко мне индивидуальный подход. Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету. B. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем        
17. Для меня нет ничего хуже, чем:  
A. Оскорбление личного достоинства. Б. Неудача при выполнении важного дела. B. Потеря друзей        
18. Больше всего я ценю:  
A. Успех. Б. Возможности хорошей совместной работы. B. Здравый практичный ум и смекалку        
19. Я не люблю людей, которые:  
A. Считают себя хуже других. Б. Часто ссорятся и конфликтуют. B. Возражают против всего нового      
20. Приятно, когда:  
A. Работаешь над важным для всех делом. Б. Имеешь много друзей. B. Вызываешь восхищение и всем нравишься      
21. По-моему, руководитель в первую очередь должен быть:  
A. Доступным. Б. Авторитетным. B. Требовательным      
22. В свободное время я охотно прочитал(а) бы книги:  
A. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми. Б. О жизни знаменитых и интересных людей. B. О последних достижениях науки и техники      
23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:  
A. Дирижером. Б. Композитором. B. Солистом      
24. Мне бы хотелось:  
A. Придумать интересный конкурс. Б. Победить в конкурсе. B. Организовать конкурс и руководить им      
25. Для меня важнее всего знать:  
A. Что я хочу сделать. Б. Как достичь цели. B. Как организовать людей для достижения цели        
26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:  
A. Другие были им довольны. Б. Прежде всего задачу. B. Его не нужно было упрекать за выполненную работу        
27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:  
A. В общении с друзьями. Б. Просматривая развлекательные фильмы. B. Занимаясь своим любимым делом        
             

 

 

Записанные в бланке для ответов буквы соответствуют той или иной направленности. Выделяют:

Направленность на себя (Я) — ориентация на прямое возна­граждение и удовлетворение безотносительно к работе и сотруд­никам, агрессивность в достижении статуса, властность, склон­ность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

Направленность на общение (О) — стремление при любых усло­виях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совме­стную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

Направленность на дело (Д) — заинтересованность в решении де­ловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Это соответствие отражено в таблице-ключе. С ее помощью определите, какую из направленностей вы выбрали в каждом из утверждений как наиболее подходящую (2 балла) и как наименее подходящую (0 баллов). Направленность, которая осталась невыбранной, оценивается в 1 балл.

Доминирующая направленность определяется по большинству набранных баллов.

 

 

№ вопроса Направленность на себя (Я) Направленность на обшение (О) Направленность на дело (Д)
  А В Б
  Б В А
  А В Б
  В Б А
  Б А В
  В А Б
  В Б А
  А Б В
  В А Б
  А В Б
  Б В А
  Б А В
  В А Б
  А В Б
  Б В А
  А В Б
  А В Б
  А Б В
  А Б В
  В Б А
  Б А В
  Б А В
  В А Б
  Б В А
  А В Б
  В А Б
  Б А В

 

 

Если вы направлены на себя — это соответствует низкому уров­ню, если на общение — среднему уровню, если же вы направлены на дело — это соответствует высокому уровню.

 

 

Педагогические способности

Перед вами — ряд затруднительных педагогических ситуаций. Познакомившись с содержанием каждой из них, выберите из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию та­кой, который с педагогической точки зрения наиболее правилен, по вашему мнению.

Ситуация 1

Вы приступили к проведению урока, в классе наступила ти­шина и вдруг кто-то громко засмеялся. Когда вы вопросительно и удивленно обратили свой взгляд на засмеявшегося ученика, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас и хочется смеяться». Как вы отреагируете на это?

Выберите вариант ответа.

«Вот тебе и на!»

«А что тебе смешно?»

«Ну и ради бога»

«Ты что, дурачок?»

«Люблю веселых людей».

«Я рада, что создаю у тебя веселое настроение».

Ситуация 2

После того как вы провели несколько занятий в этом классе, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы как педагог сможете нас чему-то научить».

Ваша реакция:

«Твое дело — учиться, а не учить учителя».

«Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».

«Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?»

«Тебе просто не хочется учиться».

«Мне интересно знать, почему ты так думаешь».

«Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».

Ситуация 3

Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!»

Какой должна быть реакция учителя?

«Не хочешь — заставим!»

«Для чего же ты тогда пришел учиться?»

3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».

«Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?»

«Ты не мог бы объяснить, почему?»

«Давай сядем и обсудим — может быть, ты и прав».

Ситуация 4

Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомнева­ется в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на "отлично" и не отставать от остальных ребят в классе?»

Что должен ответить ему учитель?

«Если честно сказать — сомневаюсь».

«Ода, конечно, в этом ты можешь не сомневаться».

3. «У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды».

«Почему ты сомневаешься в себе?»

«Давай поговорим и выясним твои проблемы».

«Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».

Ситуация 5

Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, которые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля».

Как нужно ответить ему?

«Попробуй только!»

«В следующий раз тебе придется прийти в школу с родителями».

«Это твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обязательно спрошу».

«Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям».

«Может быть, тебе вообще лучше оставить школу?»

«А что ты собираешься делать дальше?»

«Мне интересно знать, почему посещение концерта для тебя инте­реснее, чем занятия».

Ситуация 6

Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему: «Вы выглядите очень усталым и утомленным». Какой должна быть реакция учителя?

«Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания».

«Да, я плохо себя чувствую».

 

«Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри».

«Я сегодня плохо спал, у меня много работы».

«Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям».

«Ты очень внимательный, спасибо за заботу!»

Ситуация 7

«Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне, — говорит ученик учителю и добавляет: — Я вообще думаю бросить занятия».

Как должен отреагировать учитель?

«Перестань говорить глупости!»

«Ничего себе, додумался!»

«Может быть, тебе найти другого учителя?»

«Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло такое желание?»

«А что если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?»

«Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?»

Ситуация 8

Учащийся, демонстрируя завидную самоуверенность, говорит учителю: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый вами предмет».

Какой должна быть на это реплика учителя?

«Ты слишком хорошо думаешь о себе».

«С твоими-то способностями? Сомневаюсь!»

«Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявля­ешь так».

«Не сомневаюсь в этом, так как верю, что если ты захочешь, то у тебя все получится».

«Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения».

«Излишняя самоуверенность вредит делу».

Ситуация 9

В ответ на соответствующее замечание учителя учащийся го­ворит, что, для того чтобы усвоить учебный предмет, ему не нужно много работать: «Меня считают достаточно способным человеком».

Как должен отреагировать на это учитель?

1. «Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь».

«Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не свидетельствуют об этом».

«Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми являются».

4. «Я рад, что ты такого высокого мнения о себе».

5. «Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в
учении».

6. «Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способно­сти».

Ситуация 10

Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь». Как следует на это отреагировать учителю?

«Ну вот, опять!»

«Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»

«Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».

«Я хотел бы знать, почему?»

«У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»

«Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»

Ситуация 11

Ученик в разговоре с учителем обращается к нему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим ученикам». Что должен ответить учитель на такую просьбу ученика?

1. «Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем осталь-
ным?»

«Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!»

«Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты».

«Я хотел бы знать, почему я должен особо выделять тебя среди остальных учеников?»

«Если бы я тебе сказал, что люблю тебя больше, чем других учени­ков, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?»

6. «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?»

Ситуация 12

Учащийся, рассказав учителю о своих сомнениях по поводу возможности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, говорит: «Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы ска­жите, в чем причина этого и как мне быть?»

Что должен на это ответить учитель?

«У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности».

«У тебя нет никаких оснований для беспокойства».

«Прежде чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необ­ходимо лучше разобраться в сути проблемы».

 

«Давай подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой про­блемы через некоторое время. Я думаю, что нам удастся ее решить».

«Я не готов сейчас дать тебе точный ответ, мне надо подумать».

«Не волнуйся, и у меня в свое время ничего не получалось».

Ситуация 13

Ученик говорит учителю: «Мне не нравится то, что вы говори­те и защищаете на занятиях».

Каким должен быть ответ учителя?

«Это плохо».

«Ты, наверное, в этом не разбираешься».

«Я надеюсь, что в дальнейшем, в процессе наших занятий, твое мнение изменится».

«Почему?»

«А что ты сам любишь и готов защищать?»

«На вкус и цвет товарища нет».

«Как ты думаешь, почему я это говорю и защищаю?»

 

Ситуация 14

Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-то из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу учиться вместе с ним». Как должен ответить учитель?

«Ну и что?»

«Никуда не денешься, все равно придется».

«Это глупо с твоей стороны».

«Но он тоже не захочет после этого учиться с тобой».

«Почему?»

«Я думаю, что ты не прав».

Ключ. Сверьте свои ответы с таблицей.

 

 

№ ситуа­ции Вариант ответа (баллы)
             
             
             
             
             
               
             
             
             
             
              _
             
             
               
             
 

 

Количество баллов, набранное по всех ситуациях, следует раз­делить на 14. Если средняя оценка больше 4,7 балла — высокие педагогические способности; если средняя оценка от 3,8 до 4,7 балла — средние педагогические способности; если средняя оценка меньше 3,8 балла — низкие педагогические способности.

 

 

Коммуникабельность

 

Для определения уровня своей коммуникабельности вниматель­но прочитайте следующие вопросы и ответьте на них.

1 Заботитесь ли вы о том, чтобы быть понятым?

2 Подбираете ли вы слова, соответствующие возрасту, образованию, интеллекту и общей культуре слушателя?

3 Обдумываете ли вы форму изложения мысли, прежде чем выска­заться?

4 Ваши распоряжения достаточно кратки?

5 Если слушатель не задает вам вопросов после того, как вы выска­зались, считаете ли вы, что он вас понял?

6 Достаточно ли ясно и точно вы говорите?

7 Следите ли вы за логичностью ваших мыслей и высказываний?

8 Побуждаете ли вы слушателей задавать вопросы?

9 Задаете ли вы вопросы слушателям, чтобы понять их мысли?

 

10 Отличаете ли вы факты от мнений?

11 Стараетесь ли вы опровергать мысли собеседника?

12 Стараетесь ли вы, чтобы слушатели всегда соглашались с вами?

13 Используете ли вы профессиональные термины, далеко не всем понятные?

14 Говорите ли вы вежливо и доброжелательно?

15 Следите ли вы за впечатлением, производимым вашими словами?

16 Делаете ли вы паузы в речи для обдумывания своих слов?

Ключ. Запишите себе по 1 баллу за следующие ответы: нет — 5, 11, 12, 13; да - 1, 2, 3, 4, I, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16. Коммуни­кабельность оценивается: от 12 до 16 баллов — высокий уровень; от 9 до 12 баллов — средний уровень; меньше 9 баллов — низкий уровень.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: