Вопрос 2. Критерии классификации наказаний в законодательстве и науке уголовного права




Тема 4. Система и виды уголовных наказаний

 

Лекция – 2 ч.

Семинарское занятие – 2 ч.

 

План занятия

 

1. Основные теоретические подходы к определению и системе наказаний в уголовном праве России.

2. Критерии классификации наказаний в законодательстве и науке уголовного права.

3. Виды уголовных наказаний и значение системы уголовного наказания для эффективной реализации наказания.

Вопрос 1. Основные теоретические подходы к определению и системе наказаний в уголовном праве России

 

Человеческая цивилизация в своей истории знала самые разнообразные виды уголовных наказаний. Со временем законодатель многих стран отказался от таких видов наказаний, как мучительные способы исполнения смертной казни, членовредительские наказания, отлучение от веры и т.д. Остальные наказания все более типизировались, унифицировались и приводились в некоторую систему.

Для достижения целей восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений (ст. 43 УК РФ) законодатель устанавливает определенные виды наказаний, применение которых на практике и позволяет реализовать названные цели. Все предусмотренные УК РФ виды наказаний образуют жесткую, иерархически выдержанную структуру, именуемую системой наказаний.

Понятие системы наказаний является теоретическим и в специальной литературе определяется по-разному. В большинстве случаев дефиниция системы наказаний носит перечневый характер. Но встречаются определения, в которых делается попытка раскрыть сущность определяемого понятия с позиции теории систем, предполагающей: а) наличие совокупности определенных элементов системы; б) существование отношений и связей между элементами; в) гармоничное расположение элементов в системе как целостном образовании и упорядоченное взаимодействие между ними. Так, С.Ф. Милюков определяет систему наказаний как "совокупность предусмотренных уголовным законом видов государственного принуждения, которые находятся в отношениях взаимосвязи, взаимозависимости и взаимозаменяемости, способны обеспечить достижение целей кары (восстановления социальной справедливости), общего и специального предупреждения, а также исправления преступника, назначаются судом за конкретные преступления исходя из принципов уголовного права".

Приведенное определение методологически верно раскрывает сущность системы наказаний, но, во-первых, неосновательно отождествляет наказание с более широким понятием мер государственного принуждения, во-вторых, оставляет вне поля зрения обязательность системы наказаний для законодателя и суда, в-третьих, содержит весьма спорный тезис о каре как цели наказания, в-четвертых, избыточно включает положение о порядке назначения наказания, которое не вытекает из сущности системы наказаний и находится за ее рамками.

Многие авторы пытались сформулировать дефиницию системы наказаний путем указания на ее признаки. При этом число признаков варьировалось от трех до семи и даже до восьми. Все указывают на то, что система - это перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке, подчеркивая его обязательность для суда. Некоторые ученые указывают на зависимость содержания системы от задач уголовного права. В отдельных определениях отмечается обусловленность системы наказаний социально-экономическими, политическими и духовными условиями жизни общества, взаимосвязь между отдельными элементами системы.

По непонятным причинам ученые, уделявшие внимание вопросу о системе наказаний, не обратили внимания на то, что установленный законом перечень наказаний обязателен не только для суда, но и для самого законодателя, который не вправе устанавливать в санкциях норм Особенной части УК РФ наказания, не предусмотренные системой наказаний, либо нарушать нижние и верхние пределы, предписанные нормой Общей части УК РФ.

Изложенные соображения позволяют определить систему наказаний следующим образом.

Система наказаний есть обязательный для законодателя и для суда установленный уголовным законом исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенных в иерархически заданной последовательности в зависимости от их сравнительной тяжести и порядка применения.

Система уголовных наказаний, как и любая другая система, должна отвечать известным требованиям.

Во-первых, она должна представлять собой исчерпывающий перечень взаимосвязанных элементов, которые в совокупности образуют единое целое и полностью исчерпывают его содержание.

Во-вторых, система наказаний предполагает расположение их в определенной последовательности, ступенчатости (отсюда и синоним системы - "лестница наказаний"). Лестница наказаний позволяет безошибочно определить, какой вид наказаний является более строгим или более мягким. А это необходимо для решения вопроса о замене неотбытой части наказания более мягким; для смягчения приговора; для сложении различных видов наказаний по совокупности преступлений и совокупности приговоров и т.д.

В прежних российских уголовных кодексах наказания располагались по убывающей степени тяжести: от самого строгого (лишение свободы) к самому мягкому (лишение воинского или специального звания). Смертная казнь как временная и исключительная мера находилась за рамками системы наказаний. Система наказаний, закрепленная в УК РСФСР 1960 г., просуществовала более чем 35 лет, и за это время в ней выявился целый ряд серьезных недостатков. Поэтому некоторые виды наказаний из их системы были исключены еще до реформы уголовного законодательства. Так, в 1993 г. за рамки уголовного законодательства были выведены: условное осуждение к лишению свободы и условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду, направление в воспитательно-трудовой профилакторий, ссылка и высылка.

В ст. 44 УК РФ наказания располагаются по принципу от наиболее мягкого (штраф) к наиболее строгому (смертная казнь), что ориентирует судебную практику на преимущественное применение менее жестких наказаний. При назначении наказания каждый судья начинает рассмотрение вопроса о виде наказания со штрафа. И только при явной его недостаточности для достижения целей наказания он переходит к вопросу о следующем за штрафом виде наказания, поскольку более строгий вид наказания из числа предусмотренных за данное преступление должен назначаться лишь в случае, если менее строгий вид наказания не может обеспечить достижение целей наказания. При этом законодательная оценка некоторых видов наказания существенно изменилась по сравнению с последним Уголовным кодексом РСФСР. Если штраф в УК РСФСР 1960 г. располагался на шестом месте (из 11), то УК РФ считает его самым мягким видом наказания; лишение воинского или специального звания считалось самым мягким видом наказания, а теперь более мягкими закон признает и штраф, и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Попутно следует отметить, что законодательная оценка сравнительной тяжести видов наказания с учетом многих изменений, внесенных в их регламентацию, уже не выглядит достаточно убедительной, о чем более подробно будет сказано при освещении отдельных видов наказания. Так, штраф во многих случаях оказывается гораздо строже, чем исправительные работы, а изменение содержания ограничения свободы, которое теперь во многом утратило свой карательный потенциал, явно не соответствует его седьмому месту в шкале наказаний (скорее его следует поставить на четвертое место перед обязательными работами).

В-третьих, в системе наказаний не должно быть пробелов, т.е. она должна содержать полный набор разнообразных по своему ассортименту видов наказаний, способных адекватно воздействовать на лиц, совершающих различные категории преступлений. Вместе с тем система наказаний не должна содержать таких видов, которые дублируют друг друга либо лишены карательного содержания. Такими "избыточными" наказаниями в УК РСФСР 1922, 1926 и 1960 гг. были увольнение от должности, ибо по своей сути было не наказанием, а мерой дисциплинарного воздействия, а также возложение обязанности загладить причиненный вред, так как эта мера носила не уголовно-правовой, а гражданско-правовой характер, и общественное порицание, которое по своей социальной сущности было мерой не уголовного наказания, а общественного воздействия. Необоснованным было включение в систему наказаний в УК РСФСР 1926 г. и предостережения, которое применялось при вынесении оправдательного приговора. УК РФ 1996 г. вполне обоснованно отказался от включения названных выше мер в систему наказаний.

Суммируя изложенное, можно прийти к выводу, что в процессе оптимизации системы уголовных наказаний необходимо: исключение из нее тех видов, которые утратили свое социальное назначение; совершенствование существующих наказаний; усиление системно-структурных начал в процессе разработки классификации и типологии наказаний. Вопрос о создании оптимальной системы наказаний обсуждается на международном уровне. Так, Лиссабонский договор, внесший изменения в договор об основании Европейского союза, договор о Европейском союзе, предусматривает минимальные правила относительно видов и мер наказания за конкретные преступные деяния, преследующие цель постепенной унификации системы наказаний в странах Европейского союза.

Система наказаний предполагает такой набор видов наказания, который позволяет проводить взвешенную и эффективную карательную политику противодействия преступности, в том числе за счет снижения применения лишения свободы посредством назначения иных видов наказания. Уголовное наказание, как на уровне закона, так и на стадии его применения судами, должно быть адекватным совершенному преступлению и, соответственно, лучше защищать интересы общества и интересы потерпевшего. Надо шире применять штрафы в качестве наказания за малозначительные преступления и преступления средней тяжести, не связанные с насилием". Итак, следует признать, что в настоящее время оптимизация системы наказаний составляет одну из задач российского законодательства.

 

Вопрос 2. Критерии классификации наказаний в законодательстве и науке уголовного права

 

В Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. система наказаний включала: лишение свободы, ссылку, высылку, исправительные работы без лишения свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штраф, увольнение от должности, возложение обязанности загладить причинный вред, общественное порицание, конфискацию имущества, лишение воинского или специального звания. Система включала и такой специальный вид наказания, как направление в дисциплинарный батальон, применяемое к военнослужащим срочной службы (ст. 21). Вне системы наказаний предусматривалась смертная казнь как исключительная и временная мера (ст. 23), а также введенное указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 марта 1977 г. условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду (ст. 24.2), к которому по содержанию карательных элементов примыкало условно-досрочное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду (ст. 53.2), введенное тем же указом. Существенное изменение политических и социально-экономических условий в России к началу 1990-х гг. потребовало кардинальной реформы всего уголовного законодательства и, в частности, системы уголовных наказаний.

В ст. 44 УК РФ система наказаний представлена следующими их видами: а) штраф; б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; г) обязательные работы; д) исправительные работы; е) ограничение по военной службе; ж) конфискация имущества (исключена Федеральным законом от 8 декабря 2003 г.); з) ограничение свободы; з.1) принудительные работы; и) арест; к) содержание в дисциплинарной воинской части; л) лишение свободы на определенный срок; м) пожизненное лишение свободы; н) смертная казнь.

Анализ приведенной системы наказаний в сравнении с предыдущим УК позволяет обнаружить целый ряд ее особенностей.

Во-первых, система наказаний пополнилась новыми для российского уголовного права видами наказания: обязательные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, пожизненное лишение свободы. Регламентация некоторых прежних видов наказаний подверглась редакционным уточнениям (лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; исправительные работы; лишение свободы на определенный срок, содержание в дисциплинарной воинской части), в результате чего изменилось не только терминологическое обозначение, но и содержание некоторых из названных наказаний.

Во-вторых, отдельные виды наказаний были исключены из новой системы наказаний (ссылка, высылка, увольнение от должности, возложение обязанности загладить причиненный вред, общественное порицание). Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" из системы наказаний исключена и конфискация имущества (п. "ж" ст. 44 УК РФ). В пояснительной записке к законопроекту предложение исключить конфискацию из УК РФ мотивировалось "весьма низкой эффективностью" этого вида наказания.

Однако такое законодательное решение ни юридически, ни социально не обосновано. Из конституционного (ст. 15) положения о приоритете международных соглашений перед национальным законодательством вытекает обязанность России соблюдать ратифицированные ею международно-правовые акты. Международные конвенции (например, Конвенции ООН о борьбе с финансированием терроризма, против транснациональной организованной преступности, Европейская конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию) предусматривают конфискацию имущества как вид уголовного наказания, состоящий в "окончательном лишении имущества по постановлению суда". С отменой конфискации превентивная функция российского уголовного закона во многом утратила свою силу.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. конфискация была восстановлена в УК РФ, но не как вид наказания, а как "иная мера уголовно-правового характера".

Виды наказаний, входящие в действующую систему, могут быть классифицированы по различным критериям.

По характеру карательных элементов они подразделяются на две группы:

1) наказания, не связанные с лишением или ограничением свободы (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе);

2) наказания, связанные с лишением или ограничением свободы (ограничение свободы; принудительные работы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы).

Вне данной классификации находится смертная казнь.

По характеру пенитенциарного воздействия на осужденных все наказания можно разделить также на две группы:

1) связанные с исправительно-трудовым воздействием на осужденного и влекущие ряд ограничений в трудовых правах (обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, принудительные работы; арест, содержание в дисциплинарной воинской части, срочное и пожизненное лишение свободы);

2) не связанные с таким воздействием (все иные виды наказаний).

Наконец, наказания можно разграничить между собой в зависимости от субъекта, в отношении которого они могут быть реализованы. В этом аспекте в теории уголовного права выделяются две группы наказания: общие (назначаемые в отношении любого субъекта, совершившего преступление) и специальные (применяемые в отношении ограниченного круга лиц, например, военнослужащих).

По характеру ограничения осужденного в его правах и свободах, составляющего главное содержание того или иного вида наказания, предлагается следующая классификация видов наказаний:

1) оказывающие преимущественно морально-психологическое воздействие на осужденного, ограничивающие его психологический комфорт. Хотя о праве на такой комфорт прямо не говорится в Конституции РФ, однако из всех положений ее второй главы следует, что человек обладает таким правом; это подтверждается, в частности, и положениями закона о возмещении гражданину причиненного ему кем-либо морального вреда. К этой группе относится один вид наказания - лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

2) ограничивающие трудовую правоспособность осужденного (лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе);

3) ограничивающие право собственности осужденного (штраф);

4) ограничивающие личную свободу осужденного (ограничение свободы, принудительные работы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы в обоих вариантах);

5) лишающие человека права на жизнь (смертная казнь).

Значение этой классификации состоит в том, что она облегчает индивидуализацию наказания путем приспособления содержания наказания к дефектам ценностной ориентации личности человека, совершившего преступление.

Непосредственно в уголовном законе виды наказания классифицируются только по порядку их применения на: а) основные, б) дополнительные, в) наказания, назначаемые как в качестве основных, так и в качестве дополнительных.

Основными видами наказания называются такие, которые могут применяться только самостоятельно и не могут присоединяться к другим наказаниям (обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, принудительные работы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь). Выбрать из имеющихся в санкции нормы Особенной части УК РФ альтернативных видов наказания и назначить основное наказание есть обязанность суда, присоединить к нему дополнительное наказание есть уже его право, за исключением случаев, когда закон обязывает назначить дополнительное наказание.

Дополнительным считается такое наказание, которое назначается только путем присоединения к основному, но не может применяться в качестве самостоятельного (лишение специального, воинского звания или почетного звания, классного чина и государственных наград).

Наконец, действующим УК РФ предусмотрены и наказания, которые могут назначаться в качестве как основных, так и дополнительных (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и ограничение свободы). При этом два вида такого наказания (штраф и ограничение свободы) могут назначаться лишь при условии, что они указаны в качестве дополнительного наказания непосредственно в санкции статьи Особенной части УК РФ.

В теории уголовного права предлагались и другие классификации видов наказания.

Значение системы наказаний для суда сводится к следующему.

Во-первых, суд не вправе назначить наказание, не указанное в установленном законом перечне видов наказания. Однако при применении наказания за конкретное преступление суд не вправе назначить любой из видов наказания, названный в ст. 44 УК РФ, а может назначить только один из тех видов наказаний, которые указаны в санкции применяемой судом нормы Особенной части УК, и только в тех пределах, которые установлены этой санкцией.

Во-вторых, при решении вопросов о том, какое из двух (или более) наказаний является самым строгим, суд должен исходить из порядка расположения видов наказания в их системе, имея в виду, что каждый вид наказания является более мягким по отношению к наказаниям, расположенным на более низких "ступенях лестницы".

В-третьих, система наказаний требует от суда анализа санкции применяемой статьи Особенной части УК РФ и решения вопроса о том, все ли указанные в санкции виды наказаний могут быть применены в данном конкретном случае. Например, в санкциях ч. 1 ст. 158 УК РФ в числе других наказаний, установленных за кражу, предусмотрены исправительные работы. Но они в силу ст. 51 УК РФ подлежат обязательной замене ограничением по военной службе, если подсудимый является военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Система наказаний имеет обязательное значение не только для суда, но и для законодателя.

Во-первых, законодатель не может включить в санкцию статьи Особенной части УК РФ вид наказания, не входящий в систему наказаний.

Во-вторых, в санкции норм Особенной части УК РФ не могут включаться те виды наказания, применение которых ограничено точно определенным перечнем преступлений. Так, ст. 57 УК РФ провозгласила, что пожизненное лишение свободы может устанавливаться только за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь (ч. 2 ст. 105, ст. ст. 277, 295, 317 и 357 УК РФ). Но в конце XX и начале XXI вв. значительное распространение в России получил терроризм, в том числе в новых, наиболее опасных формах. С учетом этого Федеральным законом от 21 июля 2004 г. в ст. 57 УК РФ было внесено изменение, согласно которому пожизненное лишение свободы может устанавливаться и за преступления против общественной безопасности. В соответствии с этим новым правилом законодатель дополнительно включил пожизненное лишение свободы в санкцию ст. 205 УК РФ (террористический акт при особо отягчающих обстоятельствах), ст. 206 УК РФ (захват заложника), если они были сопряжены с умышленным причинением смерти человеку. Эти изменения были вполне обоснованными, согласовываются с ч. 1 ст. 57 УК РФ. Однако тот же закон дополнил наказанием в виде пожизненного лишения свободы и санкцию ч. 3 ст. 281 УК РФ (диверсия), если преступление было сопряжено с умышленным причинением смерти человеку. А это уже противоречит ст. 57 УК РФ, поскольку диверсия не относится к преступлениям, посягающим на жизнь или на общественную безопасность.

В-третьих, в санкциях норм Особенной части законодатель не вправе расширить сферу применения конкретного вида наказания, если эта сфера точно определена в Общей части Уголовного кодекса. Например, наказание в виде лишения права занимать определенную должность (п. "б" ст. 44 УК РФ) в соответствии с ч. 1 ст. 47 УК РФ состоит в запрещении занимать должности на государственной службе или на службе в органах местного самоуправления. Однако Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. санкции ст. ст. 201 - 204 УК РФ были дополнены наказаниями в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, причем преимущественно в качестве обязательного дополнительного наказания, тогда как за сходные должностные преступления, т.е. совершаемые на государственной службе или на службе в органах местного самоуправления, это дополнительное наказание предусмотрено в основном как факультативное. Дополнить упомянутые санкции дополнительным наказанием в виде лишения права заниматься определенной деятельностью - это суверенное право законодателя. Но включать в санкции наказание в виде лишения права занимать определенные должности, имея в виду должности на службе в коммерческих и иных негосударственных организациях, использованные при совершении преступления, - это законодательная ошибка, которая должна быть исправлена в точном соответствии со ст. 47 УК РФ.

В-четвертых, формулируя санкции норм Особенной части УК РФ, законодатель обязан не только устанавливать перечень видов наказания, но и определять их сроки или размеры в точном соответствии с положениями Общей части УК РФ, регламентирующими систему наказаний. Между тем в российской законодательной практике были случаи отступления от данного требования. Так, Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. в санкцию ч. 1 ст. 241 УК РФ было включено наказание в виде ограничения свободы на срок до пяти лет. Это противоречило ст. 53 УК РФ, в соответствии с которой наказание в виде ограничения свободы за умышленное преступление не может превышать трех лет. Поэтому Федеральным законом от 21 июля 2004 г. отмеченная законодательная ошибка была исправлена и верхний предел ограничения свободы в ч. 1 ст. 241 УК РФ был снижен до трех лет.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: