Нормативные основания этического регулирования поведения судьи. Нравственные требования к личности судьи.




Этика судьи – вид профессиональной этики юриста; характеризует совокупность этических требований, предъявляемых обществом к этой профессии, и, соответственно, самим профессиональным сообществом к своим членам; специфические нормы и принципы, регулирующие поведение судьи во всех сферах его жизни и деятельности.

Этика судьи – это важная составляющая, вне которой не может быть реализована сама судебная деятельность, поскольку ее основу образует сложившаяся на данный момент и до некоторой степени устоявшаяся система правовых и нравственных требований. Особенность этики судьи состоит в том, что нормы и принципы, ее образующие, общеобязательны к исполнению для всех судей – от Верховного Суда РФ до мировых судей. Исполнение этих требований сохраняет значимость и для судей, находящихся в отставке.

В настоящее время ядро правового регулирования в судебной сфере образуют Федеральный конституционный закон от 23 октября 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и Федеральный закон от 26 июня 1992 г. № 3132-ФЗ "О статусе сулей в Российской Федерации".

В реальной практике деятельности судей правовые и этические требования тесно переплетены и имеют взаимодополняющий характер. Это не исключает возможности определенного расхождения и даже конфликта между данными способами воздействия на поведение судьи. Нельзя забывать о том, что правовое регулирование в первую очередь решает практические вопросы, связанные с эффективностью осуществления правосудия. Сфера же судейской этики основывается на нормах и ценностях, выработанных профессиональным сообществом судей и отражающих некоторое идеальное представление о назначении этого института. Также немаловажную роль играет давление извне, оказываемое общественным мнением, СМИ, нравственно-психологической обстановкой в обществе.

При выработке норм и принципов профессиональной судейской этики существенную роль играют документы, в разные годы принимавшиеся международными организациями, членство в которых имеет и Россия. К их числу относятся такие документы, как:

Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов (приняты VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшимся в Милане с 26 августа по 6 сентября 1985 г., и одобрены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООП 40/32 от 29 ноября 1989 г.);

– Европейская хартия о законе "О статусе судей" (принята на многосторонней встрече, организованной Советом Европы и состоявшейся в Страсбурге 8–10 июля 1998 г.);

– Бангалорские принципы поведения судей (утверждены международным совещанием судей в Гааге 26 ноября 2002 г. и одобрены резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН, от 15 февраля 2006 г.).

Значение перечисленных международных документов состоит в том, что они содержат этические стандарты судейской деятельности, что находит формально-юридическое отражение в законодательстве, а главным образом – в кодексах судейской этики. Два первых из числа названных документов адресованы главным образом законодателям стран, поддержавших их принятие, тогда как последний документ разработан представителями международного судейского сообщества и должен быть использован при разработке этических кодексов, регулирующих профессиональную судейскую деятельность. Особенность стандартов проявляется в указании на универсальные этические принципы, действие которых распространяется практически на любые стороны современного судопроизводства. Благодаря наличию принципов становится возможным выделить этические нормы, регулирующие поведение судьи применительно к конкретной ситуации. Принципы имеют общезначимый характер для любого юриста, однако именно в деятельности по отправлению правосудия они наделяются особым смыслом и содержанием. Бангалорские принципы поведения судей включают следующие основные установления:

независимость как предпосылка обеспечения правопорядка и основная гарантия справедливого разрешения дела в суде;

объективность как условие доверия граждан к судье и системе судопроизводства в целом;

честность и неподкупность как условие надлежащего исполнения судьей своих обязанностей;

соблюдение этических норм как неотъемлемый компонент профессиональной деятельности судьи и его поведения во внеслужебной сфере;

обеспечение равенства сторон, участвующих в процессе, как условие справедливого и беспристрастного рассмотрения дела в суде;

компетентность и старательность как условия, в которых находят закрепление требования, обращенные непосредственно к личностным качествам судьи.

Показательно, что действующий Кодекс судейской этики (утвержден VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 г.) говорит о том, что "соблюдение Кодекса судейской этики должно быть внутренним убеждением судьи, правилом его жизни, должно способствовать укреплению доверия общества к судебной системе, его уверенности в том, что правосудие осуществляется компетентно, независимо, беспристрастно и справедливо" (ч. 3 ст. 4). Кодекс судейской этики содержит гл. 3 "Принципы и правила профессионального поведения судьи". К числу основополагающих отнесены принципы объективности и беспристрастности, равенства, компетентности и добросовестности (ст. 8–11). Здесь же формулируются основные правила, которых должны придерживаться судьи, имеющие организационно-распорядительные полномочия в отношении других судей, и нормы, которых судья должен придерживаться во взаимоотношениях со средствами массовой информации. В особую главу (гл. 4) выделены принципы и правила поведения судьи во внесудебной деятельности.

В то же время следует отметить, что всякий принцип в силу объективно присущей ему универсальности столь же абстрактен в формулировании этических требований. Поэтому он неизбежно нуждается в соответствующей интерпретации, что может быть обеспечено средствами юридической герменевтики [1]. На деле механизм обоснования этических принципов, имеющих общезначимый характер при осуществлении правосудия, сегодня практически не востребован. Нередко имеет место декларативное провозглашение традиционного набора принципов без обращения к их смыслу и содержанию [2]. Между тем этические "категории хоть и абстрактные, но у них живейшие основы" [3]. Их приложение как к основополагающим принципам правосудия, так и к сфере судейской этики продолжает оставаться актуальной задачей.

Итак, выше установлено, что этика судьи – это прежде всего система нравственных установлений, основу которых составляют этические принципы. Наличие принципов, отражающих в своем содержании саму идею правосудия, делает возможным формулирование конкретных требований, обращенных к личности и поведению судьи. Ее структура условно может быть подразделена на нравственные качества и свойства, которыми должен обладать судья; этические принципы, нормы и правила, регулирующие различные аспекты его поведения в сфере профессиональной и внеслужебной деятельности. Также следует особо выделить блок проблем, связанных с тем, как и насколько полно реализуются эти нормы в поступках и поведении конкретных судей. Отдельная тема – это наличие эффективного механизма контроля за поведением и применения мер дисциплинарного воздействия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: