Бланк для подсчета баллов




Практическое занятие №11.

Тема: Направленность личности. Анализ влияния мотивации деятельности на качество выполнения профессиональных обязанностей акушерки при взаимодействии с пациентом.

Актуальность темы:

определяется тем, что профессия медика относиться к помогающим профессиям, но в отличии от других, будущий медик должен обладать целым рядом личностных, душевных качеств. Для становления профессионального будущего медика важно не только овладеть целым рядом профессиональных знаний, умений и навыков, но и развить в себе те человеческие качества, которые помогут в работе и общении с пациентами. И для того, чтобы каждый студент мог их целенаправленно развивать, ему необходимо узнать особенности своей личности и какие мотивации являются ведущими и нужна ли ему коррекция его установок в общении и отношения к будущему делу, что в последствии поможет повысить его эффективность и качество профессиональной деятельности.

Цели занятия:

1. Образовательная: После изучения темы студент должен знать: какая его ведущая направленность: направленность на себя (Я), направленность на общение (О), направленность на дело (Д). Уметь определять каковы его собственные ведущие мотивы: мотивы собственного труда, мотивы социальной значимости труда, мотивы самоутверждения в труде, мотивы профессионального мастерства. Проанализировать результаты самоисследований и дать рекомендации для развития своей мотивации профессиональной деятельности.

2. Воспитательная: Формирование сознательного отношения к процессу обучения. Повысить мотивацию изучения психологии.

3. Развивающая: Повышение мотивации к обучению. Развитие устойчивого интереса к дисциплине, активизация познавательной деятельности по овладению программным учебным материалом. Развить умение самостоятельной работы, поиска, отбора и переработки информации.

Подготовка к занятию:

1.Изучить лекционный материал и дополнительную литературу.

2.Составить краткий конспект с ответами на следующие вопросы:

- Что такое направленность личности?

- Какие виды направленности личности вы знаете?

- Что такое мотивация?

- Какие виды мотивации вы знаете?

- Чем отличается мотивация на успех и на избегание неудач?

- Что такое профессиональные обязанности?

Под мотивацией традиционно понимаются побуждения, вызывающие активность и определяющие ее направленность. Мотивация, обуславливая поведение и деятельность, оказывает влияние на профессиональное самоопределение, на удовлетворенность человека своим трудом. Профессиональная мотивация – это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией.

Профессиональная ориентация динамична, изменчива и представляет собой непрерывный процесс, протекающий под постоянным воздействием объективных и субъективных факторов. Структуру профессиональных мотивов можно выявлять на разных этапах становления (развития) профессионала: на этапе выбора профессии или специальности (взвешиваются все плюсы и минусы предлагаемой работы); в процессе работы по избранной специальности; при смене рабочего места (переход с одной работы на другую).

При рассмотрении проблем, связанных с профессиональной мотивацией, вопрос о влиянии мотивации на успешность деятельности является одним из основных. Общепризнано, что от выраженности профессиональных мотивов зависит эффективность деятельности.

3. Самостоятельно пройти тест, составить протокол исследования с выводами и рекомендациями.

Исследование направленности личности Б. Басса

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

(орнентационная анкета)

Назначение теста

Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная (ориентировочная) анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г.

Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ "наиболее" получает 2 балла, "наименее" – О, оставшийся невыбранным – 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.

С помощью методики выявляются следующие направленности:

1. Направленность на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение (О)– стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (Д)– заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Инструкция

Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по дан ному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равноценными. Тем не менее, мы просим вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас.

Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1–27) под рубрикой «больше всего».

2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее для вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «меньше всего».

3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы бланка тестируемого. Остальные ответы нигде не записываются.

Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет "хороших" или "плохих", поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является "правильным" или "лучшим" для Вас.

Тестовый материал

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

А. Одобрения моей работы;

Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;

В. Сознания того, что меня окружают друзья.

 

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

А. Тренером, который разрабатывает тактику игры;

Б. Известным игроком;

В. Выбранным капитаном команды.

 

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;

Б. Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;

В. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

 

4. Мне нравится, когда люди:

А. Радуются выполненной работе;

Б. С удовольствием работают в коллективе;

В. Стремятся выполнить свою работу лучше других.

 

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;

Б. Были верны и преданы мне;

В. Были умными и интересными людьми.

 

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

А. С кем складываются хорошие взаимоотношения;

Б. На кого всегда можно положиться;

В. Кто может многого достичь в жизни.

 

7. Больше всего я не люблю:

А. Когда у меня что-то не получается;

Б. Когда портятся отношения с товарищами;

В. Когда меня критикуют.

 

8. По-моему, хуже всего, когда педагог:

А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;

Б. Вызывает дух соперничества в коллективе;

В. Недостаточно хорошо знает свой предмет.

 

9. В детстве мне больше всего нравилось:

А. Проводить время с друзьями;

Б. Ощущение выполненных дел;

В. Когда меня за что-нибудь хвалили.

 

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

А. Добился успеха в жизни;

Б. По-настоящему увлечен своим делом;

В. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.

 

11. В первую очередь школа должна:

А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;

Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности

ученика;

В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с

людьми.

 

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

А. Для общения с друзьями;

Б. Для отдыха и развлечений;

В. Для своих любимых дел и самообразования.

 

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны;

Б. У меня интересная работа;

В. Мои усилия хорошо вознаграждаются.

 

14. Я люблю, когда:

А. Другие люди меня ценят;

Б. Испытывать удовлетворение от выполненной работы;

В. Приятно провожу время с друзьями.

 

15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

А. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанным с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать.

Б. Написали о моей деятельности;

В. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

 

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

А. Имеет ко мне индивидуальный подход;

Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;

В. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

 

17. Для меня нет ничего хуже, чем:

А. Оскорбление личного достоинства;

Б. Неудача при выполнении важного дела;

В. Потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:

А. Успех;

Б. Возможности хорошей совместной работы;

В. Здравый практичный ум и смекалку.

 

19. Я не люблю людей, которые:

А. Считают себя хуже других;

Б. Часто ссорятся и конфликтуют;

В. Возражают против всего нового.

 

20. Приятно, когда:

А. Работаешь над важным для всех делом;

Б. Имеешь много друзей;

В. Вызываешь восхищение и всем нравишься.

 

21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:

А. Доступным;

Б. Авторитетным;

В. Требовательным.

 

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;

Б. О жизни знаменитых и интересных людей;

В. О последних достижениях науки и техники.

 

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

А. Дирижером;

Б. Композитором;

В. Солистом.

 

24. Мне бы хотелось:

А. Придумать интересный конкурс;

Б. Победить в конкурсе;

В. Организовать конкурс и руководить им.

 

25. Для меня важнее всего знать:

А. Что я хочу сделать;

Б. Как достичь цели;

В. Как организовать людей для достижения цели.

 

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

А. Другие были им довольны;

Б. Прежде всего выполнить свою задачу;

В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.

 

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

А. В общении с друзьями;

Б. Просматривая развлекательные фильмы;

В. Занимаясь своим любимым делом.

Бланк тестируемого __________________

№ вопроса Больше всего Меньше всего № вопроса Больше всего Меньше всего
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Обработка результатов

Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» — 0, оставшийся невыбранным — 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются отдельно для каждого вида направленности.

Ключ к тесту

№ вопроса Я О Д № вопроса Я О Д
  А В Б   Б В А
  Б в А   А В Б
  А в Б   А в Б
  В Б А   А Б В
  Б А В   А Б В
  В А Б   В Б А
  В Б А   Б А В
  А Б В   Б А В
  В А Б   В А Б
  А В Б   Б В А
  Б В А   А В Б
  Б А В   В А Б
  В А Б   Б А В
  А В Б        

Бланк для подсчета баллов

№ вопроса Направленность
Я (на себя) О (на общение) Д (на дело)
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
Сумма      

 

4. Составить таблицу рекомендаций по направленностям личности.

Вид направленности Рекомендации
Направленность на себя (Я)  
Направленность на общение (О)  
Направленность на дело (Д)  
5. Самостоятельно пройдите тест: Тест профессиональной мотивации Цель теста: изучение мотивов профессиональной деятельности. Инструкция: «Предлагаемый опросник состоит из ряда утверждений, каждое из которых имеет три различных окончания. Необходимо из трех вариантов окончания выбрать наиболее верный. Далее в бланке ответов следует отыскать соответствующий ответ и отметить его, обведя кружком. Будьте внимательны: для каждого утверждения должен быть выбран и помечен только один ответ. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов». 1. Мне нравится: а) выполнять любую работу, если я знаю, что мой труд не пропадет даром б) учиться всему новому, для того, чтобы достигнуть поставленных в жизни целей в) делать все как можно лучше, потому что это поможет мне в жизни. 2. Я думаю, что: а) надо делать все, что поручают, как можно лучше, так как это поможет мне в жизни б) своей работой надо приноситься пользу окружающим, тогда и они ответят тем же в) можно заниматься чем угодно, если это приближает к достижению поставленных целей. 3. Я люблю: а) узнавать что-то новое, если мне это пригодится в будущем б) выполнять любую работу как можно лучше, если это будет кем-то замечено в) делать любое дело как можно лучше, так как это приносит работать окружающим. 4. Я считаю, что: а) главное в любой работе – это то, что она приносит пользу окружающим б) в жизни необходимо все испытать, попробовать свои силы во всем в) в жизни главное – это постоянно учиться всему новому. 5. Мне приятно: а) когда я делаю любую работу так хорошо, как я это могу б) когда моя работа приносит пользу окружающим, так как это главное в любой работе в) выполнять любую работу, потому что работать всегда приятно. 6. Меня привлекает: а) процесс приобретения новых знаний и навыков б) выполнение моей работы на пределе моих возможностей в) процесс той работы, который приносит явную пользу окружающим. 7. Я уверен в том, что: а) любая работа интересна тогда, когда она важна и ответственна б) любая работа интересна тогда, когда она приносит мне пользу в) любая работа интересна тогда, когда я могу мастерски ее выполнить. 8. Мне нравится: а) быть мастером своего дела б) делать что-то самому, без помощи взрослых в) постоянно учиться чему-то новому. 9. Мне интересно: а) учиться б) делать все то, что заметно окружающим в) работать. 10. Я думаю, что: а) было бы лучше, если бы результаты моей работы были видны окружающим б) в любой работе важен результат в) необходимо скорее овладеть нужными знаниями и навыками, чтобы можно было самому делать все, что хочется. 11. Мне хочется: а) заниматься только тем, что мне приятно б) любое дело делать как можно лучше, поскольку таким образом можно сделать действительно хорошо в) чтобы моя работа приносила пользу окружающим, так как это поможет мне в будущем. 12. Мне интересно: а) когда я делаю какое-то дело так хорошо, как это могут сделать не многие б) когда я обучаюсь делать то, чего не умел раньше в) делать те вещи, которые обращают на себя внимание. 13. Я люблю: а) делать то, что очень всеми ценится б) делать любое дело, если мне не мешают в) когда мне есть чем заняться. 14. Мне хочется: а) выполнять любую работу, так как мне интересен результат б) выполнять ту работу, которая приносит пользу в) выполнять ту работу, которая мне нравится. 15. Я считаю, что: а) в любой работе самое интересное – это ее процесс б) в любой работе самое интересное – это ее результат в) в любой работе самое интересное – это то, насколько она важна для других людей. 16. Мне приятно: а) учиться всему, что мне потом пригодиться в жизни б) учиться всему новому, независимо от того, насколько это нужно в) учиться, поскольку нравится сам процесс учения. 17. Меня привлекает: а) перспектива, которая откроется мне после окончания учебы б) то, что после учебы стану нужным человеком в) в учебе то, что она полезна для меня. 18. Я уверен в том, что: а) то, чему я научусь, всегда мне пригодится б) мне всегда будет нравиться учиться в) после учебы я стану нужным человеком. 19. Мне нравится: а) когда результаты моей работы видны окружающим б) когда я выполняю свою работу мастерски в) когда я выполняю любое дело так хорошо, как это могут сделать не многие. 20. Мне интересно: а) когда я качественно выполняю порученное мне дело б) делать все то, что заметно для окружающих в) если все знают, что я делаю в своей работе. Бланк ответов:
1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6
10б
13в 14а 14б 11а
13а 13б 15а 15б 15в 14в
2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6
10в
16в 12б 17б 17в
16а 16б 18б 17а 18в 18а
3.1 3.2 3.3 3.4    
   
12а 19в    
11б 19б 20а    
4.1 4.2 4.3 4.4    
10а    
12в 19а    
20в 20б    

Результаты: После заполнения бланка ответов подсчитывается сумма кружков в каждой строке (или блоке, например, все кружки в блоке 1.(1,2,3,4,5,6), отдельно в блоке 2.(1,2,3,4,5,6) и т.д.). Вначале находится абсолютная сумма баллов по каждой из четырех групп мотивов. Для этого складывается отдельно сумма всех столбиков: 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6; 2.1 … 2.6 и т.д. Однако в различных группах мотивов выделено неодинаковое количество. Для их сравнения абсолютные суммы баллов первой и второй групп необходимо умножить на 2, а третьей и четвертой на 3. Полученные суммы имеют одинаковый «вес» баллов и могут сравниваться друг с другом.

1,2,3 и 4 блоки означают, соответственно, преобладание определённых мотивов:

1 – мотивы собственного труда,
2 – мотивы социальной значимости труда,
3 – мотивы самоутверждения в труде,
4 – мотивы профессионального мастерства.

 

6. Составьте рекомендации для себя как будущего медика, что нужно изменить в своей мотивации или наработать, для того чтобы стать хорошей, профессиональной акушеркой.

Домашнее задание:

Подготовка к теме: Направления, виды и способы психотерапии.

Столяренко Л.Д. «Основы психологии», «Феникс» 2000, Ростов-на-Дону, стр. 78-111.

Петрова Н.Н. «Психология для медицинских специальностей» стр. 273-290.

Полянцева, О.И. Психология для сред. мед. учреждений: учеб. пособие для студ./ О.И.Полянцева; под ред. Б.В. Кабарухина.- Изд. 4-е, испр.- Ростов-на- Дону: Феникс, 2008.-414с.- (СПО)

Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология: Учебное пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2002.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: