Основные направления и школы современной психологии




Психология (Склярова Тамара Максимовна)

Психология как наука

Представление древних о душе

Предмет психологии

Место психологии в системе гуманитарного знания: Философия и психология, психология и педагогика

Основные методы психологии

Психология-учение о душе

С др. греч. Психо-душа логос-учение

Душа жива, когда она любит и стремится к совершенству

Психология как наука обладает особыми качествами, как систему проверенных знаний ее

знают немногие: те, кто ею занимаются, решая теоретические и практические задачи, как

систему жизни она известна каждому человеку, так как человек наблюдает психические

явления у себя и у других (память, мышление, воображение)

В научном употреблении термин возникает в 16 веке и обозначает науку, которая изучает

душевные или психические явления, которые в виде самонаблюдения каждый человек может

обнаружить в своем собственном сознании => интроспекция

В 17-19 веках сфера исследований психики расширяется, начинает включать в себя

неосознанные явления и поведение человека

в 20 столетии психологические исследования выходят за рамки чисто субъективных явлений

(непосредственно воспринимаемых и переживаемых нами)=> психология становится

экспериментальной наукой в 1879 в Лейпциге открывается первая экспериментальная

психологическая лаборатория.

Чтобы понять личность, нужно изучить условия, в которых живет человек

Психология изучает поведение и общение человека, поведение в больших и малых группах

Что изучает психология? Прежде всего Психология - это наука о возникновении, развитии и функционировании психики человека, как единой форме жизнедеятельности

Изучает психику и выделяет в ней: познавательные психические процессы (ощущения,

восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь), те явления, которые

регулируют общение и поведение- они называются психологическими состояниями и

свойствами личности: потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции,

склонности и способности, знание и сознание.

Кроме этого, психология изучает общение и поведение

 

Изучая психические явления, ученые ищут их объяснение:

·В биологической природе человека

·В его индивидуальном опыте

·В законах, на основе которых строится и функционирует общество

 

В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места,

занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, методов обучения и

образования и конкретных отношений, складывающихся у данного человека с

окружающими людьми. От тех социальных ролей, в которых он участвует и от видов

деятельности, которыми он занимается.

Лекция 13.10.20

Основные направления и школы современной психологии

 

1.Введена кризисная ситуация в психологии

2.бихевеаризм

3.гештальтпсихология

4.фрейдизм

5.гуманистическая психология

 

Основатель 1-Джон Уотсон (1878-1958г.) американский психолог, основатель бихевиоризма

одной из самых распространённых в западной психологии XX века

предмет изучения –поведение человека

он провозгласил необходимость замены традиционного представления психологии (душевных явлений) на предмет(поведение), объявив психические явления принципиально непознавательными научными методами.

Джон Уотсон считал, что конечная цель науки о поведении состоит в том, чтобы понять и описать поведение, а не душевные явления, без которых наука о поведении может обойтись.

Для достижения необходимо 3 условия:

-описать само поведение

-выяснить психологически физические стимулы, от которых оно зависит

-установить связи между стимулами и поведением

стимул→реакция

С точки зрения поведения человека и животных принципы одинаковы, поэтому допустимо изучение животных, результаты переносить на человека и наоборот по человеку трактовать виды и формы животных. Однако всё же поведение человека отличается и животного большей сложностью своих поведенческих реакций

По мнению бихевиоризма, психологические явления являются функциями, которые играют активную роль в приспособлении к условиям жизни.

 

Представители необихевеаризма: Толмен, Халл

Толмен вводит имманентную активность организма (целенаправленность, целесообразность и разумность поведения)

Цель-организующая и направляющая идея

Он утверждает, что между стимулом и реакцией существует опосредованная связь, которая модифицируется «промежуточными переменными» (важнейшие из них цель ожидание гипотеза когнивная картина(познавательная) мира и его значение.

Когнитивная картина мира: музыканты

Бихевиоризм, как и необихевеаризм не исследовали что происходит в сознании, поэтому данный подход назвали позицией «черного ящика».

В новейшее время бихевиоризмы не пользуются популярностью среди ученых, но есть некоторые идеи среди них (Скиннер-автор интересных работ).

Как вы понимаете историю Скиннера «поведение человека определяется его последствиями»?

Практическое применение: теория связана со склонностями людей подражать другим; по мнению этой теории, важна роль социальной среды.

Однако социобиология приходит к выводу что в основе всех форм социального поведения человека лежат врожденные структуры

Этология и зоопсихология пытаются понять каким образом врожденные механизмы дополняются элементами среды, с которыми они взаимодействуют.

 

гештальтпсихология

Гештальтпсихологи заявили о себе утверждением собственных законов формирования сложных целостных систем психических явлений, не сводимых к элементарным законам сочетания элементов.

Макс Вертгеймер писал, характеризуя основную проблему гештальтпсихологической теории существуют связи, при которой то что существующее в целом, не выводиться из элементов. В исследованиях гештальтпсихологии, изучение по элементам и их связям было заменено выяснением структуры этих связей и законов их формирования→структурная психология.

(ряд следующих друг за другом музыкальных тонов воспроизводится в определенной последовательности и заданном ритме, слагается в мелодию, которая нечто большее чем простая последовательность звуков→мы воспринимаем организованное целое, а не просто сумму его частей.)

Предметы из которых состоит окружающий мир воспринимаются нами как организованное целое.

Гештальт теория задалась вопросом является ли наше восприятие генетически заложено или нет (ответ да)

Фрейдизм: Зигмунд Фрейд (1856-1939)

Ориентируется на медицину, психологию высшей нервной деятельности

Фрейд стремится создать теорию полезную для решения практических психотерапефтических задач.

Психология в психоанализе вновь обрела живого человека с древних времен присущую ей глубину проникновения в сущность его души и поведения. Для психоанализа ключевыми понятиями становится сознательная и бессознательная операции

Наше поведение подчиняется влиянию подсознательных сил (влечения). Согласно Фрейду, эти влечения обусловлены инстинктами, и прежде всего подавленными желаниями т.е. желаниями удовлетворения которых запрещено на уровне сознания и морали и которые втеснены в область подсознательного. Эти желания продолжают действовать без нашего ведома (в снах, в оговорках в непроизвольных забываниях, в отклонениях от адекватного поведения, влиянии на выбор профессии)

Структура психики: Оно (запрет желаний)-я-сверх меня

Сознание-поверхностный слой душевной деятельности; всегда обращен к внешнему миру.

Подсознание-комплекс ощущений, которые идут от тела, фиксируя «я», могут не переходить в сознание.

Бессознание-состоит из содержания, психологических комплексов и желания внешних запретов, недопускаемых к сознанию.

Оно: система желаний запретного свойства и любое стремление которое исходит в резком противоречии с другими желаниями и моральными нормами.

Оно-аморально;

Я-стремление быть моральным;

Сверх я-моральный.

3 страха:

•смерти

•кастрации

•совести

Ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании.

Оговорки возникают из столкновение бессознательных других его целей с сознательной целью поведения, которая находится в противоречии со скрытым мотивом. Когда подсознание побеждает сознание возникает оговорка.

Забывание имён, связано с неприятными чувствами по отношению к данному человеку.

Содержания сновидений, по Фрейду, связаны с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями человека, по неудовлетворенности жизненными потребностями.

Сновидения-символический способ устрания импульсов этих желаний

Во сне эти желания получают галлюцинаторную реализацию. Если соответствующие мотивы не приемлемы для человека, то их проявление даже во сне блокируется цензурой. Действие цензуры искажает содержание сновидений делая их логичными неприятными и странными для их расшифровки требуется психоанализ.

Инстинкт Эроса и Танатоса

При доминанте Эроса в социально-приемлемой форме-врачи, учителя (созидательные профессии)

При доминанте Танатоса-патологоанатом, могильщик

Эрос и Танатос проявляется в асоциальной форме

При доминанте Эроса издевательство над живыми людьми, при Танатосе-над мертвыми

Защитные механизмы:

1.вытеснение (изгнание из сознания импульсов чувства тревоги)

2.образование противоположной реакции

3.механизм проекции (проекция-бессознательная попытка освободиться от тенденций)

4.рационализация(самообман)

5.сублемация (превращение социально-неприемлемого в приемлемое)

Фрейд выделяет 2 типа общества:

-репрессивное (запрещающее свободу сексуальных отношений) дает прогресс

-пермессивное (разрешающее свободу сексуальных отношений) дает регресс

По Роджерсу, в каждом человеке заложено стремление реализовать себя, и он наделял способностями чтобы реализовать себя, но воспитание и нормы, установленные обществом, принуждают его забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности, навязанные другими; при там положении личность, развивается не так как следовало бы в идеале. В этом отклонении и кроется источник неудовлетворенности и аномалий поведения, которым страдают многие люди

 

 

Лекция 27.10.20



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: