· Нормальная
Нарушена
· упрощение
· перестановка
Грубо нарушена
· парафазии (замены звуков слогов)
· элизии (пропуск звуков слогов)
· итерации (повторение звуков слогов)
· кнтаминации (часть одного слова соединяется с частью другого слова)
· персиверации (отсроченное повторение)
· перестановка звуков слогов
· незначительное искажение слоговой структуры слова в словах сложного слогового состава, а так же в незнакомых и мало употребляемых словах
· трудности воспроизведения серии слоговых сочетаний, слов паронимов
· не удерживает последовательность и количество слогов при воспроизведении слогового ряда, а так же предложении из 4 – 5 слов (пропускает слова или не может повторить)
· низкий уровень овладения анализом слогового состава слова
· нарушение слоговой структуры слов встречается при воспроизведении незнакомых слов
Словарный запас и навыки словообразования
Словарный запас беден, характеризуется неточностью значений многих слов, особенно страдает понимание и употребление обобщающих понятий, прилагательных, глаголов. |
Бедность и недостаточная дифференцированность словаря, недостаточная сформированность понимания лексико-грамматических конструкций. |
Отмечается многословность или недостаточная развёрнутость высказываний. |
Не знает многих слов не только абстрактного значения, но и часто встречающихся в речевой практике. Недостаточно дифференцирует лексические единицы по их семантическим признакам (конверт называет письмом, платье – одеждой). |
Недостаточно дифференцирует слова по значению. В основном употребляет существительные и глаголы. Из прилагательных использует главным образом качественные. Недостаточно владеет антонимическими и синонимическими средствами языка. |
Ограниченность лексических средств при составлении предложений по опорным словам. В основном наблюдаются простые предложения из 3-4 слов. Предложения отличаются краткостью, стереотипностью, круг используемых слов крайне ограничен. |
Затрудняется в образовании новых слов с помощью суффиксов, приставок. |
Ограничен речевой запас, поэтому происходит неточный отбор слов. |
Бедный запас слов, выражающих оттенки значений. Большое количество ошибок в словоизменении, вследствие чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях (смешение окончаний существительных м. и ж. родов, замена окончаний существительных среднего рода в И.п. окончанием сущ-го ж.рода, Ошибочное ударение в слове, неправильное согласование сущ-го с прилагательным, не может образовать мн.ч. сущ-го и глагола от слов в ед. ч. и наоборот). |
У ребёнка наблюдается неумение пользоваться словообразованием. |
Неточное значение и неточное употребление обиходных слов. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих качество, признаки, состояние предметов и действий, а также способы действий. |
Понимание обиходной речи в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию; нетвёрдое овладение многими грамматическими формами. |
Трудности употребления обобщающих понятий, хотя в пассивном словаре встречаются. |
Грамматический строй речи
Трудности при составлении предложений из набора слов по сюжетной картинке. Нарушен порядок слов в предложении. Набор слов вместо связного высказывания. |
Неполноценность грамматического программирования. Недостаточная сформированность и устойчивость представлений и знаний о структуре простого предложения. |
При употреблении простых предлогов допускает их замены, пропуски. Допускает ошибки в употреблении предлогов. Не пользуется сложными предлогами. |
Допускает ошибки в предложно-падежном управлении, в согласовании существительных с прилагательными и глаголами. |
Пользуется простыми предложениями, допуская большое количество ошибок, предлоги опускает, заменяет. Наблюдается неполная сформированность понимания значений даже наиболее простых предлогов. |
Большое количество ошибок наблюдается в использовании простых предлогов и почти не используются в речи более сложные предлоги. |
Отмечаются большие затруднения, а часто и полное неумение распространять предложения и строить сложные предложения. |
Лексико - грамматический строй речи
Словарный запас.
· резко ограничен.
· беден.
· в пределах обихода.
· достаточный.
· низкий.
· несколько снижен.
· соответствует возрасту.
· пользуется развернутой фразой.
· синтаксические конструкции фраз бедные.
· наличие речевых штампов (речь пустая, без содержания, часто не соотносится с выполняемыми действиями, не отражает истинных интеллектуальных способностей).