Единый государственный экзамен по ЛИТЕРАТУРЕ




Единый государственный экзамен по ЛИТЕРАТУРЕ

Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей,

включающих в себя 17 заданий.

Часть 1 включает в себя два комплекса заданий.

Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или

лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким

ответом (1–7) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме

5–10 предложений (8, 9).

Второй комплекс заданий относится к анализу лирического

произведения: 5 заданий с кратким ответом (10–14) и 2 задания

с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (15, 16).

Ответы к заданиям 1–7 и 10–14 записываются по приведённым ниже

образцам в виде последовательности цифр или слова (словосочетания). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

 

Часть 2 включает в себя 4 задания (17.1–17.4), из которых нужно

выбрать только ОДНО и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.

На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится

3 часа 55 минут (235 минут).

Рекомендуем не более 2 часов отвести на выполнение заданий части 1,

а остальное время – на выполнение задания части 2.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.

Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручек.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи

в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее

количество баллов.

 

Желаем успеха!

Часть 1

  Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.  
    – На Дунае Ярославнин голос слышится, Кукушкою безвестной рано кукует: «Полечу, — говорит, — кукушкою по Дунаю, Омочу шелковый рукав в Каяле-реке, Утру князю кровавые его раны На могучем его теле».   Ярославна рано плачет В Путивле на забрале, приговаривая: «О ветер, ветрило! Зачем, господин, веешь ты навстречу? Зачем мчишь хиновские стрелочки На своих лёгких крыльицах На воинов моего милого? Разве мало тебе было под облаками веять, Лелея корабли на синем море? Зачем, господин, моё веселье По ковылю ты развеял?»   Ярославна рано плачет В Путивле-городе на забрале, приговаривая: «О Днепр Словутич! Ты пробил каменные горы Сквозь землю Половецкую. Ты лелеял на себе Святославовы насады До стана Кобякова. Прилелей же, господин, моего милого ко мне, Чтобы не слала я к нему слёз на море рано».     Ярославна рано плачет В Путивле на забрале, приговаривая: «Светлое и трижды светлое солнце! Всем ты тепло и прекрасно: Зачем, владыко, простёрло ты горячие свои лучи На воинов моего лады? В поле безводном жаждою им луки скрутило, Горем им колчаны заткнуло?»   Прыснуло море в полуночи, Идут смерчи тучами. Игорю-князю Бог путь указывает Из земли Половецкой В землю Русскую, К отчему золотому столу.    
    («Слово о полку Игореве», пер. Д.С. Лихачева)  
 
Ответом к заданиям 1–7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 

 
 

 

 

К какому роду литературы относится данный отрывок?   Ответ: ______________________.  
 

 

В основе сюжета лежит поход русских князей, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году. На какой народ пошел Игорь Святославович?   Ответ: ______________________.  
 

 

Какой известный русский писатель конца XVIII века, являющийся родоначальником сентиментализма, принимал участие в публикации «Слова о полку Игореве»?»   Ответ: ______________________.  
 

 

Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.   ПЕРСОНАЖИ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА А) Баян 1) игнорирует неблагоприятные знамения Б) Святослав Всеволодович 2) древнерусский певец и сказитель В) Игорь Святославович 3) плачет по мужу 4) видит сон о «тереме златоверхом»   Ответ: ______________________.  
 

 

Как называется прием, используемые автором «Слова…» во 2, 3 и 4 строфах?   Ответ: ______________________.    
 

 

Как называется троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку (голос… кукушкою безвестной рано кукует)?   Ответ: ______________________.  
 

 

««Плач Ярославны» образно перекликается с известным стихотворением М.Ю. Лермонтова, названным по явлению природы, к которому обращается лирический герой. Укажите название этого стихотворения.   Ответ: ______________________.
Для выполнения заданий 8 и 9 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

 
     
 

 

Какую роль играют образы природы в данном фрагменте «Слова о полку Игореве»?  
 

 

В каких произведениях русской классики появляется тема природы и в чем эти произведения созвучны приведенному фрагменту «Слова о полку Игореве»?  
 
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–16.

 

  Шаганэ ты моя, Шаганэ! Потому, что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне. Шаганэ ты моя, Шаганэ.   Потому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз, Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий. Потому, что я с севера, что ли. Я готов рассказать тебе поле, Эти волосы взял я у ржи, Если хочешь, на палец вяжи — Я нисколько не чувствую боли. Я готов рассказать тебе поле.   Про волнистую рожь при луне По кудрям ты моим догадайся. Дорогая, шути, улыбайся, Не буди только память во мне Про волнистую рожь при луне.   Шаганэ ты моя, Шаганэ! Там, на севере, девушка тоже, На тебя она страшно похожа, Может, думает обо мне… Шаганэ ты моя, Шаганэ.   (С.А.Есенин, 1924)
 
Ответом к заданиям 10–14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
 

 

Назовите род литературы, к которому принадлежит данное стихотворение.   Ответ: ______________________.
 
Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует гиперболу.   Ответ: ______________________.  
 
Красоте Шираза лирический герой противопоставляет неповторимую красоту «рязанских раздолий». Каким термином обозначается такое противопоставление?   Ответ: ______________________.  
 
Из приведённого ниже перечня выберите два названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в четвертой строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.   1) аллитерация 2) инверсия 3) ирония 4) повтор 5) сравнение   Ответ: ______________________.    
 
Укажите размер, которым написано стихотворение С.А. Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» (без указания количества стоп).   Ответ: ______________________.  
Для выполнения заданий 15 и 16 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

 
     
 

 

Как в стихотворении С.А. Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ» отражена тоска лирического героя по родине?      
 

 

Кто из русских поэтов обращался к теме родины и какие мотивы их произведений схожи со стихотворением Есенина?     ЧАСТЬ 2
Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (17.1–17.3). В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов). Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
17.1

 

Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции Гоголя в поэме «Мертвые души»?  
17.2

 

Какую роль играет образ Кулигина? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»)  
17.3

 

В чем своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике Пастернака?
17.4
Как в литературе XXI века раскрывается тема дома?

Ответы к заданиям 1-16

№ задания Ответ
  Лироэпос
  Половцы
  Карамзин
  А2,Б4,В1
  Повтор
  Сравнение
  Тучи
  лирика
  Вторая
  Антитеза
  1,4
  Анапест


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: