На случай аварийной эвакуации при вынужденной посадке на сушу или воду для пассажиров и экипажа на самолете имеются основные, служебные и аварийные выходы и люки.
На случай заклинивания дверей при вынужденной посадке самолета предусмотрены зоны вскрытия обшивки.
Для аварийной эвакуации пассажиров и экипажа при вынужденной посадке на сушу на самолете применяются:
· надувные трапы;
· матерчатые желоба;
- спасательные канаты.В местах хранения аварийно-спасательного оборудования установлены трафареты. Размещение спасательного оборудования на самолете Ту-204 показано на рисунке (рис.4.8).
Трап представляет собой надувную оболочку, на которой крепится система газонаполнения. Трап, уложенный в контейнере, устанавливается на двери. Время наполнения трапа 10 с.
Для приведения в действие надувного трапа необходимо открыть дверь или аварийный люк, при этом рукоятка включения трапа должна быть в положении ПОДКЛЮЧЕН. Одному – двум членам экипажа страховать на земле пассажиров после спуска.
Самолет комплектуется индивидуальными спасательными плавсредствами (жилетами) и плотами с аварийными запасами и радиомаяками если продолжительность полета над водным пространством составляет более 30 мин.
Переносной электромегафон предназначен для оповещения пассажиров в аварийных ситуациях бортпроводником.
На самолете имеются также аварийно-спасательные радиостанции, аварийный топор, предохранительные ленты в дверных проёмах.
Основной задачей экипажа в случае аварийной посадки является обеспечение безопасности пассажиров при приземлении и эвакуация пассажиров из самолета, а в безлюдной местности – создание условий для дальнейшего существования до получения внешней помощи.
|
Рис. 4.8. Размещение спасательного оборудования на самолете.
Сразу же после возникновения аварийной обстановки экипаж ВС должен доложить по радиотелефону открытым текстом «ТЕРПЛЮ БЕДСТВИЕ» на рабочей частоте канала диспетчеру УВД, а также на международных аварийных частотах. Одновременно КВС предписано дать указание старшему бортпроводнику провести подготовку пассажиров к аварийной посадке.
Принимая решение о вынужденной посадке, командир ВС должен оценить:
- возможность использования ближайшего аэродрома любой принадлежности;
- возможность выбора площадки вне аэродрома, удобной для посадки и последующих действий, когда продолжение полета до ближайшего аэродрома невозможно по условиям безопасности;
- возможность осуществления посадки в ближайшем месте с использованием благоприятных факторов.
Выбрать место для посадки и произвести посадку, сведя к минимуму опасность возникновения пожара и повреждения самолета.
Выбор площадки для вынужденной посадки на сушу по возможности осуществляется с учетом расстояния до ближайших аэродромов независимо от ведомственной принадлежности, населенных пунктов, рельефа местности и транспортных коммуникаций. При посадке на лес предпочтение отдается низкорослой густой растительности, при посадке на болото – площадкам, покрытым кустарником или камышом.
Рис. 4.9. Аварийная посадка на сушу
Рис. 4.10. Аварийная посадка на воду.
При проведении аварийно-спасательных работ большое значение имеют параметры эвакуационных выходов и расстояние от земли до порогов этих выходов. Всего на самолете Ту-204 имеется восемь аварийных выходов (по четыре с каждого борта).