Повышение эффективности банковской системы России




 

Российская банковская система почти за два десятилетия прошла три этапа развития и взросления. На первом этапе, до кризиса 1998 г., она развивалась в крайне не­благоприятной экономической и регулятивной среде, мешавшей созданию нормального банковско­го бизнеса, продуктов и техноло­гий. Пожалуй, единственными до­стижениями того периода можно считать создание нормативно-пра­вовой базы для функционирова­ния банковской системы и аппа­рата банковского надзора, а так­же формирование кадрового по­тенциала банковской отрасли.

Второй этап начался практичес­ки сразу после кризиса после пе­реосмысления выжившими банка­ми своей стратегии, продуктовой линейки и технологий, а также специализации в конкретных сег­ментах банковского рынка. Параллельно ужесточались требования регуляторов, функционирование банковской отрасли подтягива­лось к международным стандар­там, банки стали осваивать тех­нологии корпоративного управле­ния, стратегического менеджмента и управления собственной сто­имостью.

Третий этап, консолидации и объединения российской бан­ковской системы, ознаменовал­ся несколькими крупными сдел­ками по слияниям и поглощени­ям в 2004-2006 гг., среди кото­рых следует отметить слияние Росбанка и группы ОВК, Русско­го Генерального Банка и Инвест-сбербанка, и, разумеется, одно­временное слияние пяти крупных банков (Автобанка, «НИКойла», Брянского Народного Банка, Куз-бассугольбанка и Урало-Сибир­ского Банка), результатом кото­рого стало создание банка Уралсиб.

Процесс консолидации и объе­динения банковской системы на­бирает силу и мощь, банковский бизнес становится в результате одним из лидеров по инвестици­онной привлекательности среди отраслей экономики. Достигнутые успехи впечатляют: уровень раз­вития российской банковской си­стемы уже практически прибли­жается к уровню стран Восточной Европы, а по некоторым пара­метрам и превосходит его. Ак­тивы банковского сектора с 1999 г. по настоящее время выросли в 8 раз, капитал российских бан­ков увеличился в 9 раз, достиг­нув 6,2% ВВП. В 2000 г. сово­купные активы банковской сис­темы составляли всего 32% ВВП, а сейчас (преодолев психологи­ческую планку в половину ВВП, причем после удвоения номи­нального ВВП!) составляют 53%.

Особую значимость имеет рост доверия населения и предпри­нимателей к банкам, Здесь луч­ший индикатор — это изменение среднего срока, на который вкладчики доверяют банкам свои средства. Если в 2001 г. 88% вкладов были открыты на срок до года и только 12% -свыше года, то сейчас вкладов на срок более года в целом по банковской системе больше 60%. Да и объем вкладов насе­ления за семь лет вырос более чем в 9 раз.

Рост доходов населения, став­ший естественным продолжени­ем и одновременно движущей силой экономического роста и повышения доверия как клиентов к банкам, так и банков к своим клиентам, привел к резкому скач­ку кредитования населения и предприятий. Объем кредитов, выданных российскими коммер­ческими банками, увеличился с 1 до 9,5 трлн. руб. в течение б лет. В последние два года особенно интенсивный рост наблюдался в области ипотечного кредитова­ния, которое стало локомотивом роста в строительстве. Хотелось бы особо это отметить, потому что как раз обеспечение населе­ния жильем — наиболее очевид­ный фактор повышения качества жизни. В конечном счете для это­го мы и работаем в банковской сфере.

В январе 2005 г. объем ипотеч­ных кредитов в стране составлял «смешную» цифру — 257 млн. долл. США. Всего за год ипотека достиг­ла уровня в 5,6 млрд., а в течение 2006 г. выросла до 9 млрд. долл. Рост финансирования строитель­ства банками способствовал уве­личению физических объемов жи­лищного строительства. С 2000 по 2006 г. ввод жилья вырос на 66% и превысил рекорды советского периода.

Розничное потребительское кре­дитование стало другой точкой бурного роста. Согласно нашим оценкам, в начале 2001 г, креди­ты физическим лицам составляли всего 2% активов банковской си­стемы по сравнению с долей в 32% по кредитам юридическим лицам. К началу 2005 г. рознич­ные кредиты составили 9% и кор­поративные заимствования -46%. По состоянию на начало 2007 г. кредиты населению дос­тигали уже 15% активов. Все вы­шеперечисленное сформировало основу рывка инвестиционной привлекательности отрасли, кото­рый мы можем видеть в данный момент, оценивая последние сделки слияния и поглощения, а также публичные размещения Сбербанка и ВТБ.

Привлекательность российской банковской системы для иност­ранных участников рынка и инве­сторов объясняется, с моей точки зрения, двумя базовыми причи­нами. Первая — макроэкономи­ческая — это прогноз развития российской экономики в целом, вхождение в группу быстро раз­вивающихся крупных стран мира и достаточно хорошие макроэко­номические параметры в перспек­тиве.

Вторая причина — финансовая — это на сегодня, наверное, самый высокий потенциал роста монети­зации среди экономик мира. Со­вершенно очевидно, что Россия обладает большими возможностя­ми по развитию банковской сис­темы, в том числе и по причине недостаточного уровня монетиза­ции экономики. Индикатором низ­кого уровня монетизации экономи­ки может служить отношение де­нежного агрегата М2 к ВВП. Так, в 2005 г. в развитых странах оно составляло от 67% в США до 112% в Великобритании и 125% в Япо­нии. В странах с развивающейся рыночной экономикой показатели варьировались сильнее. В Китае в том же году данное отношение составляло 185% (в 1992 г. - 96%), в Таиланде - 90%, в Южной Ко­рее - 64%, в Бразилии и Мекси­ке - 27%. В России отношение М2 к ВВП 28%, т.е. наша страна нахо­дилась в нижней части списка сре­ди наименее монетизированных экономик мира.

Два этих фактора — интерес иностранных инвесторов к России и, в частности, к банкам и опре­деляют лидерство банковской от­расли по степени ее инвестици­онной привлекательности. Одна­ко кроме позитивно оцениваемых возможностей этот процесс несет в себе и существенные угрозы вплоть до потери самостоятель­ности российской банковской си­стемы. Российские банки начали испытывать сильное давление со стороны иностранных финансовых групп. Только за последний год доля банков с иностранным учас­тием в российской банковской си­стеме выросла с 12 до 18%. Акту­альной проблемой представляет­ся усиление присутствия иност­ранных банковских групп на российском финансовом рынке в связи с предстоящим вступлени­ем России в ВТО.

Жесткая конкуренция неизбеж­но приведет к снижению маржи, зарабатываемой на традиционных финансовых услугах, и к необхо­димости увеличения капитализа­ции финансовых институтов. Это заставляет банки искать альтер­нативные, как правило, более рисковые направления бизнеса, что может понизить общую устой­чивость банковской системы за счет накопления кумулятивных рисков.

Бум потребительского (рознич­ного) и корпоративного кредито­вания породил и связанные с ним трудности и опасности, В частно­сти, увеличение проблемной за­долженности, опережающий рост просрочки в объемах кредитных портфелей. Все это также может привести к кризисным явлениям. Такие примеры нам известны, — корейский синдром 1990-х гг., пос­ледовавшие за ним события в Ин­донезии, Таиланде, Гонконге и других странах.

Российская банковская система крайне неоднородна: в то время как крупнейшие банки испытыва­ют недостаток возможностей для эффективного вложения средств, многие малые и региональные банки страдают от дефицита лик­видности, недостатка среднесроч­ных ресурсов, необходимых для развертывания собственных программ и обеспечения жизнедея­тельности. Крупные и малые бан­ки - это как бы два разных мира.

Что же делать в такой ситуации? Как заставить систему, сохраняя многообразие, эффективно рабо­тать, быть устойчивой и конкурен­тоспособной? На мой взгляд, есть несколько путей для достижения успеха.

Многие иностранные банки имеют существенные преимуще­ства: опыт, технологии, системы управления, а также более деше­вое фондирование. Существенное повышение эффективности дея­тельности - ключевой вопрос для российских банков, необходимый для удержания корпоративных и розничных клиентов. Приобщение все более широких слоев населе­ния к финансовым услугам дает нам массу возможностей для раз­вития бизнеса и постепенного продвижения новых банковских, страховых и инвестиционных про­дуктов. Одновременно приток новых клиентов увеличивает на­грузку на существующую фили­альную сеть, требует оптимизации бизнес-процессов, поддержания высоких стандартов обслужива­ния. Более низкая стоимость фон­дирования у наших иностранных конкурентов может быть компен­сирована только при максималь­но полном использовании кадро­вых и технологических ресурсов, обеспечивающих сокращение из­держек банка.

Сфера, без улучшений в которой российские банки заведомо про­играют в конкурентной борьбе с иностранными, — качество обслу­живания. Практика показывает, что эффективность сервиса, достовер­ность и доступность информации о финансовом продукте имеют для клиентов большее значение, чем уровень процентных ставок и ко­миссий за банковские услуги. При более низких издержках на при­влечение средств у иностранных и государственных банков по срав­нению с коммерческими банками именно качественный сервис яв­ляется важнейшим фактором, да­ющим возможность компенсиро­вать эту разницу и заработать при­быль. Здесь тоже необходимо со­трудничество с государством - более четкая проработка законо­дательства позволит сократить бумагооборот, ускорить обслужи­вание клиентов.

В условиях бурного роста кре­дитования, удлинения сроков и фактического снижения процент­ных ставок для успешной и эффек­тивной работы банка необходимо особое внимание к работе с заем­щиками. Управление качеством кредитного портфеля при снижа­ющейся марже и ужесточении ре­гулирования розничного кредито­вания становится ключевым воп­росом в обеспечении прибыльно­сти. Необходима постоянная работа по поддержанию соответ­ствия процентной ставки качеству заемщиков, предотвращению кре­дитного мошенничества, а также избыточной долговой нагрузки, принимаемой заемщиками и по­ручителями. Банковское сообще­ство должно активно работать с го­сударством в сфере регулирова­ния раскрытия информации об условиях кредитования и обмена информацией о недобросовестных заемщиках.

Банки должны принять активное участие в создании адекватных и цивилизованных механизмов взыскания задолженности, в том числе и в разработке жесткой, но гуманной системы личного банк­ротства, которое должно быть зак­реплено на законодательном уровне.

Еще одна сфера, где необходи­мо тесное сотрудничество банков и государства, — укрепление бан­ковского надзора. Без качествен­ного регулирования невозможно устойчивое развитие националь­ной банковской системы и повы­шение доверия населения и биз­неса к банкам. Качественный над­зор необходим и банкам, и кли­ентам. Необходимо повышение роли саморегулирования, совме­стные действия банковского сооб­щества и регулирующих органов по очищению индустрии и борьбе с такими негативными явлениями, как отмывание денег. Россиянин или иностранный партнер, прихо­дя в банк, должны быть твердо уверены в его надежности и доб­росовестности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: