Общие методы семейного воспитания




Содержание семейного воспитания

Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни.

Составные компоненты семейного воспитания:

· физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.;

· нравственное — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;

· интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;

· эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;

· трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск «легкой»» жизни.

Общие методы семейного воспитания

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то, именно семье должны уделять первостепенное знание общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия.

Методы воспитания детей в семье — это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.

Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов.

Основные методы семейного воспитания:

· убеждение (объяснение, внушение, совет);

· личный пример;

· поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);

· наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

Факторы выбора методов семейного воспитания детей:

· Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и т. д.

· Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказывается на выборе методов.

· Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы.

Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны.

 

2. 2. Формы работы образовательного учреждения с родителями обучающихся.

Индивидуальные формы: посещение семьи на дому, приглашение в школу, индивидуальные консультации педагога, переписка. Групповые формы:

родительские лектории, тематические консультации, родительские вечера, классные детские мероприятия. Коллективные формы: научно – практическая родительская конференция, родительское собрании

3. 3. Влияние семейного бюджета, отношений между всеми членами семьи на воспитание детей.

Деньги – это тот материальный инструмент, посредством которого мы обеспечиваем себя необходимыми вещами, реализовываем планы, желания, мечты и т.п. Именно от возможности реализации личных потребностей, целей, планов и зависит внутренняя удовлетворенность человека своей жизнью, которая, конечно же, переносится и отображается и на отношениях в паре, семье. Важное значение в воспитании детей имеет правильное распределение бюджета – денежных средств в семье, что также относится к вопросам организации быта. А. С. Макаренко в лекции для родителей «Семейное хозяйство» говорил о том, что ребенок как можно раньше должен познакомиться с семейным бюджетом, с распределением денежных средств. Дети должны знать денежные возможности семьи, что нужно купить в семье прежде всего и кому из членов семьи. Если ребенок рано познакомится с бюджетом семьи, он научится отказываться от удовлетворения некоторых своих потребностей, чтобы удовлетворить неотложные потребности других членов семьи. В некоторых семьях после получения зарплаты покупают детям много лакомств, дорогие игрушки, удовлетворяя любое желание ребенка. В результате деньги расходуются в первую неделю, а в дальнейшем приходится экономить, подчас отказывая в самом необходимом. Естественно, что дети в таких условиях не привыкают ценить и беречь заработанные трудом деньги, приобретенные вещи. Они постоянно требуют от родителей все новые и новые подарки, часто добиваясь этого капризами и слезами. При этом требовательность детей все больше и больше возрастает. Если желания детей вовремя не ограничивать, они могут перейти всякие рамки. Сын, ученик VIII класса, не просит, а требует, чтобы мать купила ему шерстяной костюм. Мать отвечает, что надо подождать, что она не имеет больших денег. Сын отвечает: «А мне какое дело. Возьми, где хочешь», и даже грозит уходом из дому в случае неудовлетворения его требования. Этого можно было бы избежать, если бы с детства сына знакомили с денежными возможностями семьи, не удовлетворяли бы бездумно каждое его желание. Даже в том случае, когда родители имеют возможность, не следует удовлетворять каждое желание детей. Конечно, за хорошие успехи в ученье, труде и при дисциплинированном поведении можно и нужно делать детям подарки. Хороший подарок, преподнесенный вовремя, приносит много радости детям и имеет большое воспитательное значение. Можно, например, преподнести ребенку подарок в день какого-либо семейного торжества: в день рождения ребенка или кого-либо из членов семьи; много радости принесет подарок перед началом нового учебного года или в честь окончания занятий в школе. Уместно и полезно в воспитательном отношении отметить подарком такие знаменательные события в жизни детей, как вступление в ряды скаутской или школьной организации. Лучше всего дарить детям книги, спортивные принадлежности, набор инструментов и материалов: молоток, рубанок, пилу, клещи. Можно купить и велосипед. Разумная организация быта предполагает вовлечение детей в домашнее хозяйство, знакомство их с вопросами домоводства, расходованием денежных средств на нужды семьи. Семейное хозяйство представляет собой очень удобное поле для воспитания многих важных качеств характера: честности, заботливости, бережливости, ответственности, организационных способностей, коллективизма, внимания и заботливости к окружающим – ценных качеств, необходимых каждому человеку.

4. Родительские собрания и другие формы общения педагогических работников с родителями.

Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Основной формой работы педагога с родителями являются родительские собрания.

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей.

5. Содержание и формы психолого-педагогической помощи семье.

В настоящее время в качестве двух основных показаний для психологической помощи детям называют возникновение кризисной жизненной ситуации (распад семьи, госпитализация, неуспеваемость в школе и др.) или грубое расстройство поведе­ния (страхи, агрессивность, воровство, лживость и др.).Таким образом, работа с детьми в рамках оказания психоло­го-педагогической помощи семье может вестись по всем направлениям (диагностика, просветительство, профилактика, коррекция).Безусловно, методы воздействия выбираются с учетом возрастных особенностей ребенка, поэто­му в различных детских возрастах удельный вес указанных направлений будет различным. Эффективность родительских собраний напрямую зависит от уровня подготовки специалистов к их организации и от правиль­ной оценки места и роли предлагаемой темы в целостной струк­туре психолого-педагогической работы.

Методы проведения занятий: эвристические вопросы, дискуссия по теме: «Взаимодействие семьи, образовательных и культурных учреждений в воспитании детей», составление схемы «Авторитарный, демократический и либеральный подходы к воспитанию ребенка в семье».

Сообщение на тему: неполная семья.

Неполные семьи - это категории семей, где одинокий родитель проживает с ребенком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несет за него (них) основную ответственность.

В России сейчас более 72 миллионов семей. Среди семей более 11% неполных. В неполных семьях ежегодно остаются более полумиллиона детей.

Произошедшие изменения ослабили традиционные функции семьи, регулятивный характер половой морали в распределении обязанностей в семье, повлияли на социальный статус женщины, сделали ее более ответственной и самостоятельной. Женщины вынуждены не только четко выполнять домашние обязанности и воспитывать детей, но и больше участвовать наравне с мужчиной в производственных делах, заниматься бизнесом и предпринимательством.

Материнство в неполной семье сопряжено с рядом жизненных затруднений, преодоление которых во многом зависит от социальных условий, личностных и духовно-нравственных качеств одиноких матерей.

Особую категорию одиноких матерей представляют юные женщины, которые, как правило, являются социально и личностно незрелыми, не имеют образования и профессии, представлений о социальном предназначении материнства, умений и навыков воспитания ребенка. Это самым существенным образом отражается на поведении женщин и их отношении к детям.

 

Задания для самостоятельного осмысления:

1. Какой подход в воспитании ребенка Вы бы использовали: авторитарный, демократический или либеральный? Почему?

демократический стиль – это модель, основополагающим камнем которой является совместное принятие решений. Каждый член маленькой социальной ячейки, которой является семья, вправе высказывать свое мнение по тому или иному вопросу. Ребенок в таком стиле воспитания – яркая индивидуальность, он с малых лет учится самостоятельно принимать решения, которые касаются как его, так и судьбы семьи (не в глобальных масштабах, конечно). В основе такого стиля лежат взаимопонимание, взаимоуважение, любовь и забота. Родители адекватно оценивают таланты и способности ребенка, развивая в нем те черты, которые выражены наиболее сильно. Например, школьник не любит математику, но отлично рисует и обожает литературу – родители будут поддерживать его стремления, закрывая глаза на тройки по точным наукам.

Демократический стиль воспитания, если рассматривать его с точки зрения психологии, наиболее удобен для всех членов семьи. Однако иногда в него нужно добавлять немного авторитарности, в противном случае ребенок может ощутить вседозволенность.

2. Дать определения понятиям: семья, социализированность, брак, нуклеарная семья, адаптация, социальная сирота, опека, неполная семья, семьянин, семейная жизни.

Семья́ — социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками: добровольностью вступления в брак; члены семьи связаны общностью быта; вступлением в брачные отношения; стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.

Социализированность - это сформированность характеристик человека, задаваемых статусом и требуемых данным обществом.

Брак — один из старейших общественных институтов, который упорядочивает межличностные и сексуальные отношения супругов, и признаваемый обществом союз между мужчиной и женщиной с целью создания семьи и воспроизводства.

Нуклеа́рная семья́семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов, на первый план выдвигаются при этом отношения между супругами (представителями одного поколения), а не отношения между представителями разных поколений (родителями и детьми).

Адапта́ция — приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям внешней среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза. Биологическая адаптация. Физиологическая адаптация — приспособление организма к условиям существования.

Социальные сироты – дети безнадзорные, чьи биологические родители живы, но не занимаются их воспитанием по различным причинам.

Опе́ка — вид семейного устройства малолетних (несовершеннолетние до 14 лет), оставшихся без попечения родителей, а также форма защиты прав и интересов гражданина, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства.
Неполная семья - группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.

Семьянин — человек, который имеет семью и обладает необходимыми для семейной жизни качествами

Семейная жизнь - это сосуществование мужчины и женщины под одной крышей. Семейная жизнь - это общий бюджет, общие беды и радости

3. Причины неудовлетворительного воспитания в современной семье.

Любовь к ребенку во имя ребенка – вот что должно присутствовать в семье. В отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств, желания родителей «купить» детскую любовь «сюсюканием», задариванием дорогими подарками.Слепая, неразумная родительская любовь порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям, делает ребенка наглым. Часто такие дети становятся просто хамами. Безнадзорность, гиперопека, воспитание по типу «Золушки», «Жестокое воспитание» это недопустимые методы воспитания, которые приводят к неудовлетворительному воспитанию

4. Типичные модели взаимоотношений между детьми и взрослыми в семье.

Сколько семей, столько особенностей воспитания. Но несмотря на все их многообразие, можно выделить типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях.

1. Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнения, переживания, стараются тактично помочь, развивают интересы детей.

2. Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую ни родители, ни дети стараются не нарушать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям.

3. Материально-ориентированные семьи, где главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду.

4. Враждебные семьи. Детям здесь плохо. Неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети в таких семьях растут скрытыми, недружелюбными, они плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи.

5. Антисоциальные семьи. Это, скорее не семьи, а временные пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни: конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативные.

5. Причины конфликтов в семьях.

Семейный конфликт – это понятие, обозначающее разногласия между членами семьи, возникающие на основе противоположных мотивов и целей, не совместимых в конкретной ситуации.

  • Слишком субъективное восприятие. Родители осознают, что ребенок не достигает идеала, нарисованного в их голове, и начинают его критиковать и сравнивать со сверстниками, что приводит к неизбежным обидам и выяснению отношений.
  • Тотальный контроль и опека. Непрестанный контроль действий и требование постоянного выполнения правил и указаний приводит к тому, что чадо начинает сопротивляться столь жестким рамкам и конфликтовать с родителями.
  • Гипоопека. Когда ребенку предоставлено слишком много самостоятельности, он начинает ощущать себя ненужным, лишним в семье. Из-за этого обостряется его недовольство родителями, появляется зависть к другим детям, он становится скрытным, раздражительным.
  • Переходный возраст. Важный и сложный период в жизни ребенка, когда он может злиться по любым поводам и всячески доказывать свою значимость в обществе.

6. Содержание воспитания в семье.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, и оно видоизменяется от возраста к возрасту. Постепенно родители, бабушка и дедушка, родственники дают детям знания об окружающем мире, природе, обществе, производстве, профессиях, технике, формируют опыт творческой деятельности, вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки, наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни в целом.

Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание, в первую очередь воспитание таких качеств, как: доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание, но не все считают его добродетелью.

7. Стили родительского воспитания.

Стили родительского воспитания.

1. Авторитарный стиль родительского поведения характеризуется высоким уровнем контроля, холодными отношениями с детьми. Родители закрыты для постоянного общения с детьми; они устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Дети, как правило, замкнуты, боязливы или угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в период подросткового и юношеского возраста обычно остаются пассивными и зависимыми; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.

2. Гиперопекающий стиль. В такой семье - желания ребенка – закон. Родители работают не покладая рук, чтобы удовлетворить их. Его каждый шаг контролируется, родители беспокоятся за каждую мелочь и стремятся облегчить жизнь своего чада. Девиз такой семьи: «Мой ребенок достоин лучшего и мы все для этого сделаем». Родители стараются дать ребенку престижное образование, купить дорогие вещи, даже если это стоит неимоверных физических и моральных затрат.

3. Гипоопекаемый стиль— эмоциональное отвержение ребенка своими родителями (в том числе скрытое), недостаток тепла, любви и заботы, предоставление ребенка самому себе, лишение его всяческой поддержки и помощи.

4. Демократический стиль. Дети в таких семьях вовлечены в жизнь семьи наравне со взрослыми. Часть обязанностей лежит на них. Рамки и требования расширяются согласно возрасту. В такой семье так же есть определенные правила, но они одинаково распространяются на детей и взрослых. Все члены семьи знают, что будет если правила нарушаются.

8. Методы и правила семейного воспитания.

Методы воспитания – это конкретное влияние на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом-воспитателем.

Выбор и реализация осуществляются в соответствии с целями. Целиком и полностью зависит от родителей, как воспитывать своего ребенка. Необходимо опираться на опыт других людей. Сейчас есть очень много разноплановой литературы по этому поводу.

Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они тесно связаны. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, родителей. Методы гуманистического воспитания – запрещение телесных наказаний, не говорить слишком много, не требовать повиновения, не потакать и др. Однако все это сводится к одному: детям в семье рады должны быть всегда, при любых обстоятельствах, не важно, послушно он себя ведет или шалит.

Родители должны приучать с малых лет ребенка к тому, что труд является главным источником жизни. В детстве это должно происходить в форме игры, затем задачи усложняются. Нужно объяснять ребенку, что его хорошая оценка в школе – это его хорошо сделанная работа. В этом случае опасность того, что ребенок вырастет не приученным к труду, очень мала.

Вся ответственность за воспитание лежит на родителях.

9. Виды отклоняющегося поведения в семье.

Отклоняющееся поведение – это поведение, которое противоречит общепринятым правовым или нравственным нормам. Отклоняющееся поведение детей в семье принято классифицировать в зависимости от степени его социальной опасности, а также от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Наиболее характерными видами отклоняющегося поведения являются непослушание, детский негативизм, упрямство, капризы, своеволие, недисциплинированность, правонарушения.

Непослушание – наиболее распространенная в дошкольном и младшем школьном возрасте форма сопротивления требованиям, просьбам, советам родителей, нравственным нормам общественного поведения. Может выступать в форме шалости, озорства, проступка:

Шалость – краткий, эпизодический отрезок поведения ребенка, в котором ярко проявляется его активность, инициатива, изобретательность. Особенностями шалости являются ее положительный тон, переживание огромного удовольствия от сделанного и обязательно доброе отношение к окружающим.

Озорство тоже представляет собой эпизод в поведении ребенка. В нем также проявляются выдумка, инициатива, активность. Однако в отличие от шалости озорник уже сознательно нарушает установленные правила, намеренно, нарочно совершает действия, приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства – досадить, отомстить или получить выгоду для себя.

Проступок – это уже социально опасное явление. Основное отличие проступков от озорства – в их повторяемости и заблаговременной продуманности. Если ребенок повторяет проступки неоднократно, то есть все основания говорить о складывающихся у него негативных чертах характера. Чаще всего проступки объясняют возрастными особенностями, неумением ребенка произвольно подавлять свои сиюминутные желания и сознательно руководить поведением.

Детский негативизм проявляется как немотивированное и неразумное сопротивление ребенка влиянию на него окружающих людей.

Различают две разновидности негативизма: пассивный и активный. В первом случае ребенок выражает свое нежелание выполнить просьбу или требование старших, а во втором – он поступает противоположным образом по сравнению с тем, что от него требуют. К педагогически оправданным средствам предупреждения и преодоления негативизма следует отнести доброжелательные отношения в семье, чуткое, бережное отношение к переживаниям ребенка, устранение случаев несправедливости, разумная требовательность и уважительная форма обращения к нему в процессе взаимодействия.

Упрямство – психическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения ребенка, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям родителей. Это вид упорного непослушания, для которого нет видимых, четких мотивов. Упрямство проявляется также и в желании продолжать начатое действие даже в тех случаях, если становится очевидным, что оно бессмысленно и не приносит пользы. Для борьбы с упрямством в семье необходимо создать обстановку требовательности, но вместе с тем и доброжелательности друг к другу. Ребенок не должен прибегать к психологической защите. Доброта и доверие к нему, обстановка творческой деловитости в семье – главные условия успешного преодоления упрямства.

Капризы выражаются в нецелесообразных действиях и поступках, в необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам и требованиям взрослых. Внешне капризы проявляются в недовольстве, раздражительности, плаче, двигательном перевозбуждении. Главным направлением педагогической деятельности по профилактике капризов на всех возрастных уровнях следует считать укрепление и закаливание нервной системы ребенка, спокойный, без раздражительности тон обращения с ним, тактичное внушение, стимулирование развития творческих сил и инициативы.

Своеволие возникает как результат развивающейся самостоятельности и волевого элемента в поведении ребенка, его стремления самоутвердиться и неумения избрать для этого адекватные средства. Распространенной ошибкой родителей в преодолении детского своеволия является чрезмерность, неадекватность силы их воздействия, в результате чего они не только подавляют своеволие ребенка, но и, добиваясь абсолютного, слепого послушания, уничтожают в самом зародыше его волю, способность к инициативным самостоятельным действиям.

Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым возникают как результат неправильной реализации ребенком, подростком стремления к взрослости, ложного стыда проявить ласку, послушание. Нередко причинами грубости выступают несдержанность, слабоволие, неумение ребенка владеть собой.

Недисциплинированность особенно характерна для мальчиков. Она может быть двух видов: злостной и незлостной. К незлостным нарушениям дисциплины, как правило, ведут озорство, шалость. Более опасными являются злостные нарушения дисциплины. Они уже, как правило, не ситуативны и имеют стереотипный характер.

Правонарушения. В условиях педагогической запущенности возможен переход подростков к преступному поведению. Они способны совершить значительные преступления (хулиганство, воровство, жульничество, мошенничество, даже бандитизм и грабеж), особенно в составе группы. Участвуя в групповых преступлениях, становятся дерзкими, иногда жестокими. Для профилактики правонарушений и борьбы с ними используются специальные методы

 

10. Педагогическая поддержка семьи.

Школа осуществляет ведущую роль в организации семейного и общественного воспитания в микрорайоне. Для успешной координации воспитательного влияния она должна перестроить свою работу, отказаться от прежних, во многом заформализованых форм работы с родителями и общественностью, встать на гуманистические позиции педагогического просвещения. Основные формы современного сотрудничества школы и семьи представлены на рис. 45.

Координация деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию детей осуществляется в следующих организационных формах.

  • 1. Координация планов воспитательной работы педагогического коллектива школы, родительского комитета, советов общественности по месту жительства, клубов, библиотек, стадионов, милиции и здравоохранительных органов с четким распределением функций каждого из этих участников воспитательного процесса.
  • 2. Организация силами школы систематического обучения родителей и представителей общественности наиболее эффективным приемам работы с детьми.
  • 3. Тщательное изучение и совместное обсуждение хода и результатов воспитательной работы, выявление причин обнаруживаемых недостатков и осуществление совместных мер по их устранению.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: