Тема 9. Методология и методы социологического исследования.




Социологическое исследование как средство познания социальной реальности. Основные характеристики социологического исследования: цель, задачи, объект и предмет исследования. Виды эмпирического исследования. Последовательность этапов исследования. Основные этапы проведения социологического исследования.

Социологическое исследование предусматривает применение частных методов (опроса, наблюдения, анализа документов, эксперимента) и общих научных методов (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза, формализация, статистические расчеты).

Основная задача методической части программы социологического исследования – выбор адекватных методов исследования и разработка измерительного инструмента. Методы (в социологии) – это правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями.

В социологии при сборе первичных данных используют четыре основных метода: опрос (анкетирование и интервьюирование), анализ документов (качественный и количественный, это контент-анализ), наблюдение (невключенное и включенное), эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

Исследование – процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления - материального или идеального) с целью выявления его закономерностей.

Основные компоненты научного исследования
Постановка цели и задачи
Предварительный анализ литературы по теме
Формулировка исходных гипотез
Организация и проведение полевого исследования
Анализ и обобщение полученных данных
Проверка исходных гипотез на основе полученных фактов
Окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний

 

В зависимости от того, какой критерий берется за основание классификации, выделяют несколько видов эмпирического исследования.

 

Критерий (основание классификации) Вид социологического исследования
по глубине анализа социальной проблемы и широте охвата событий различают пробное, описательное, аналитическое исследования
по применяемому методу сбора данных различают опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент
по цели исследования изучается статика или динамика явления - выделяют точечное, повторное
по объему охвата объекта исследования типы исследования делятся на: сплошные, выборочные
по месту проведения исследования в социологии, психологии и антропологии выделяют полевые (естественные), лабораторные

 

Эмпирическое исследование предполагает выборку исследовательской программы, организацию наблюдений, экспериментов, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение.

Последовательность этапов исследования

Прежде всего, социолог использует официальную статистику, публикуемую в журналах, докладах и т.д.

 

 

Не хватающую информацию он добирает в опросе, где выясняются субъективные мнения людей

 

 
 


Ответы математически усредняются, обобщенные данные представляются в виде статистических таблиц, выводятся и объясняются закономерности

 

Конечный итог-построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические рекомендации

 

Стратегия социологического исследования определяется программой социологического исследования, которая включает: теоретико-методологическую часть – формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования; методическую часть – определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ, организационный план.

Основные этапы проведения социологического исследования

Постановка целей и задач, формулировка проблемы

Логический анализ основных понятий

 

 
 


Выдвижение гипотез и операционализация понятий

 

Выбор методов и составление инструментария

 

               
   
       
 
 


 

Опрос анализ документов наблюдение эксперимент

 

Интерпретация полученных данных

 

Выводы и подготовка научного отчета (оформляется в программе социологического исследования)

 

Проблема – форма вопросительных высказываний, выражающих неопределенность, которая подлежит научно-практическому решению

Цель – общая постановка задачи, модель ожидаемого результата исследования.

Задачи – конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы. Они служат средством реализации цели и носят инструментальный характер.

Объект – то, на что направлен процесс познания.

Предмет исследования – те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению.

Логический анализ основных понятий – логическое структурирование исходных понятий, определяющих предмет исследования, точное объяснение их содержания и структуры. Его называют еще теоретической интерпретацией понятий, цель которой – создание теоретической модели.

Структурная и факторная интерпретация исходных понятий отражают априорные (до начала исследования) представления социолога о предмете исследования, которые образуют его гипотетическую модель и служат основной для формирования рабочих гипотез.

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Гипотезы делятся на основные и выводные (гипотезы-следствия). Главное требование: гипотезы должны быть конкретными и операциональными (проверяемыми в опыте).

Для получения конкретных гипотез общие социологические понятия переводят (сначала конкретизируют, а затем операционализируют) в частные, которым приписывают количественную меру.

Операционализация – установление количественных контуров изучаемого явления, которые выражены в цифрах или наблюдаемых признаках. Результат – система социологических переменных, которые связаны между собой и образуют теоретическую модель предмета исследования. Связь можно установить количественным способом – с помощью измерения – либо качественным – через логические процедуры.

 

После завершения социологического опроса проводится проверка анкет и бланков-интервью на точность и полноту заполнения. Если они заполнены неправильно или не заполнены на 30%, то такие анкеты (бланки) выбраковываются и не подлежат обработке.

После получения результатов математического обсчет исследователь может приступить к анализу социологических данных и их интерпретации. Глубина анализа, научность, объективность и полнота интерпретации зависят от компетентности исследователя, уровня его подготовки, умения применять знания к анализу социологической реальности.

 

 

Список литературы

 

Основной список литературы

1. Волков Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волков. – Ростов н / Д: Феникс, 2008. – 536 с.

2. Волков Ю.Г. Социология: учебник / Ю.Г. Волков. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. — 448 с.: ил.

3. Куртиков Н.А. Психология и социология управления: учеб. пособие для студ. вузов: рек. Минобразования и науки России / Минобразования России, Гос. ун-т управления, Ин-т социологии и управления персоналом. – М.: Книжный мир, 2007.– 268 с.

4. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2003. –508 с.

5. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 536 с.

 

Дополнительный список литературы

6. Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации: Учебное пособие для вузов / «Высшее образование» (гриф). – М.: Дрофа. 2009. - 204 с.

7. Бабосов Е. М. Социология управления: Учеб. пособие для студентов вузов. – 2-е изд., стереотип. – Мн.: ТетраСистемс, 2001. - 288 с.

8. Батыгин Г.С., Подвойский Д.Г. История социологии. Учебник. — М.: Высшее Образование и Наука, 2007. - 448 с.

9. Бауман З. Мыслить социологически: учебное пособие / Пер. с англ. под ред. А.Ф. Филиппова. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 255 с.

10. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности Трактат по социологии знания / Пер. с англ. Е. Д. Рудкевич. – М.: Дело, 1995. – 433 с.

11. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М.: Республика, 1994. – 480 с.

12. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. / Пер. с англ. – Л.: ЛГУ, 1992.

13. Борзых С.В. Человек-потребитель // Философия и общество. – 2013. – № 1. – С.120-127.

14. Бусыгин А. В. Эффективный менеджмент: Учебник. – М.: Изд-во «Финпресс», 2000. – 1056 с.

15. Волков Ю.Г. Социология: история и современность / Ю.Г. Волков, М.А. Гулиев, В.Н. Нечипуренко, С.И. Самыгин. – Ростов н / Д: Феникс, 2007. – 668 с.

16. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. – 224 с.

17. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 704 с.

18. Глиссон Керри Оптимизация персональной деятельности. Как организовать свой труд, чтобы делать больше, а получать меньше / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001. – 288 с.

19. Голенкова З. Т., Акулич М.М., Кузнецов И. М. Общая социология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. — 474 с.

20. Голосенко И.А., Козловский В.И.. История русской социологии XIX – XX вв. Учебное пособие. – М.: Онега, 1995. – 288 с.

21. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология. Учебное пособие для вузов – М., 2003. -312 с.

22. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учебное пособие - М.: Институт социологии РАН. 2011. 1 CD ROM.

23. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: учебное пособие для вузов.- М.: Книжный дом «Университет», 2006. — 296 с.

24. Девятова С.В., Купцов В.И. Культура, образование, демократия. // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – №1.

25. Деметрадзе М.Р. Политическая конфликтология. Международная конфликтология. Учебное пособие. — М.: Академия права и управления. 2004. -156 с.

26. Дятченко Л. Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. – Белгород, 1993. – 234 с.

27. Ефремов О.А. Концепция «открытого» и «закрытого» обществ Дж. Сороса: полет надежды и тиски реальности // Философия и общество. – 2005. – №4.

28. Замолоцких Е.Г. Семья как фактор формирования культуры межличностного общения младших подростков // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – №5.

29. Зборовский Г.Е. Социология управления: учеб. пособие для студ. гуманит. (несоциол.) спец. – М.: Гардарики, 2008. – 270 с.

30. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.

31. Ильин Г.Л. Социология и психология управления: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.Л. Ильин. – 3 изд., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2010. – 192 с.

32. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

33. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. – М.: «Логос», 1996. – 280 с.

34. История теоретической социологии. XX век. Стабилизационное сознание и социологическая теория в век кризиса: Учебное пособие для вузов — 3-е изд., перераб. и доп. — («концепции», «фундаментальный учебник»). — М.: Акад. Проект, Гаудеамус, 2010. - 308 с.

35. К. Камерон, Р. Куинн Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ. под ред И. В. Андреевой. – СПб.: Питер, 2001.– 320 с.

36. Клементьев Д.С. Социология управления: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Изд-во МГУ, 2010. – 240 с.

37. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 1994. – 317 с.

38. Кон И. Социология личности. – М., 1967.

39. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2003. – 944 с.

40. Методика и техника социологических исследований (в вопросах и ответах): Учеб.-метод. пособие. Ч.1 / Приднестр. гос. ун-т, ист. фак.; Сост. В.М.Чугуенко. – Тирасполь: РИО ПГУ, 2002. – 32 с.

41. Милюгина Е.Г. Быть свободным - это значит быть человеком // Вопросы философии. – 2006. – № 12. – С. 120-137.

42. Модернизация России: научные и образовательные аспекты: Учебное пособие/ Отв. ред. О.Н. Яницкий. — М.: Институт социологии РАН, 2008. — 52 с.

43. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.:

44. Пригожин А.И. Методы развития организации.– М.:МФЭР, 2003.– 864 с.

45. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М.: Банки и биржи, Юнити, 1997.– 227 с.

46. Психология в отборе персонала / Д. Купер, А. Робертсон. – СПб.: Питер, 2003.– 240 с.

47. Разин А.А., Разин Р.А. и др. Человек – главная ценность общества // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – №2.

48. Ромашов О. В. Социология труда: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 1999. – 320 с.

49. Современная западная социология. Словарь. – М.: Политиздат, 1990. – 432 с.

50. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. – 45 с.

51. Социальный менеджмент: Учебник для вузов/ С.Д. Ильенкова, В.Н. Журавлева, Л.Л. Козлова и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, Юнити, 1998. – 271 с.

52. Социология / Под ред. Осипова Г.В. Учебное пособие. – М.: Наука, 1995.

53. Социология управления: от группы к команде: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 220 4 с.

54. Социология: Основы общей теории: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Ю. Мягкова. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 256 с.

55. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 448 с.

56. Тихонов А. В. Социология управления. Теоретические основы. – М.: Дело, 2000. – 198 с.

57. Тощенко Ж.Т. Социология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям (020300) «Социология», (350100) «Социальная антропология» и (351800) «Организация работы с молодежью» и как пособие для преподавателей. / Ж.Т. Тощенко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 640 с. — (Серия «Cogito ergo sum»).

58. Филатова О.Г. Общая социология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 464 с.

59. Франк С.Л. Духовные основы общества. – М.: Республика, 1992. – 511 с.

60. Фролов С.С. Социология организаций: Учебник. – М.: Гардарики, 2001. – 384 с.

61. Фромм Э. Душа человека / Перевод. – М.: Республика,1992. – 430 с.

62. Фромм Э. Иметь или быть? / Пер. с англ. Общ. ред и послесл. В.И. Добреньков. – М.: Прогресс, 1990. – 336 с.

63. Фромм Э. Искусство любви / Изд. 2-е, доп. Пер. с англ. Л.А. Чернышовой. – Минск: ТПЦ «Полифакт», 1990. – 80 с.

64. Хайтун С.Д. Человечество на фоне универсальной эволюции // Вопросы философии. – 2005. – №11. – С. 90-100.

65. Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 238 с.

66. Щербина В.В. Особенности менеджмента как направления управленческой деятельности // Социс, 2001. – № 10.

67. Щербина В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. – М.: Дело, 1997. – 436 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: