Социологическое исследование как средство познания социальной реальности. Основные характеристики социологического исследования: цель, задачи, объект и предмет исследования. Виды эмпирического исследования. Последовательность этапов исследования. Основные этапы проведения социологического исследования.
Социологическое исследование предусматривает применение частных методов (опроса, наблюдения, анализа документов, эксперимента) и общих научных методов (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза, формализация, статистические расчеты).
Основная задача методической части программы социологического исследования – выбор адекватных методов исследования и разработка измерительного инструмента. Методы (в социологии) – это правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями.
В социологии при сборе первичных данных используют четыре основных метода: опрос (анкетирование и интервьюирование), анализ документов (качественный и количественный, это контент-анализ), наблюдение (невключенное и включенное), эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).
Исследование – процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления - материального или идеального) с целью выявления его закономерностей.
| Основные компоненты научного исследования |
| Постановка цели и задачи |
| Предварительный анализ литературы по теме |
| Формулировка исходных гипотез |
| Организация и проведение полевого исследования |
| Анализ и обобщение полученных данных |
| Проверка исходных гипотез на основе полученных фактов |
| Окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний |
В зависимости от того, какой критерий берется за основание классификации, выделяют несколько видов эмпирического исследования.
| Критерий (основание классификации) | Вид социологического исследования |
| по глубине анализа социальной проблемы и широте охвата событий различают | пробное, описательное, аналитическое исследования |
| по применяемому методу сбора данных различают | опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент |
| по цели исследования изучается статика или динамика явления - выделяют | точечное, повторное |
| по объему охвата объекта исследования типы исследования делятся на: | сплошные, выборочные |
| по месту проведения исследования в социологии, психологии и антропологии выделяют | полевые (естественные), лабораторные |
Эмпирическое исследование предполагает выборку исследовательской программы, организацию наблюдений, экспериментов, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение.
Последовательность этапов исследования
| Прежде всего, социолог использует официальную статистику, публикуемую в журналах, докладах и т.д. |

| Не хватающую информацию он добирает в опросе, где выясняются субъективные мнения людей |
![]() |
| Ответы математически усредняются, обобщенные данные представляются в виде статистических таблиц, выводятся и объясняются закономерности |

| Конечный итог-построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические рекомендации |
Стратегия социологического исследования определяется программой социологического исследования, которая включает: теоретико-методологическую часть – формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования; методическую часть – определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ, организационный план.
Основные этапы проведения социологического исследования
| Постановка целей и задач, формулировка проблемы |

| Логический анализ основных понятий |
![]() |
Выдвижение гипотез и операционализация понятий
|
| Выбор методов и составление инструментария |
![]() | ![]() | ||||||
![]() | ![]() | ||||||
Опрос анализ документов наблюдение эксперимент
| Интерпретация полученных данных |


| Выводы и подготовка научного отчета (оформляется в программе социологического исследования) |
Проблема – форма вопросительных высказываний, выражающих неопределенность, которая подлежит научно-практическому решению
Цель – общая постановка задачи, модель ожидаемого результата исследования.
Задачи – конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы. Они служат средством реализации цели и носят инструментальный характер.
Объект – то, на что направлен процесс познания.
Предмет исследования – те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению.
Логический анализ основных понятий – логическое структурирование исходных понятий, определяющих предмет исследования, точное объяснение их содержания и структуры. Его называют еще теоретической интерпретацией понятий, цель которой – создание теоретической модели.
Структурная и факторная интерпретация исходных понятий отражают априорные (до начала исследования) представления социолога о предмете исследования, которые образуют его гипотетическую модель и служат основной для формирования рабочих гипотез.
Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Гипотезы делятся на основные и выводные (гипотезы-следствия). Главное требование: гипотезы должны быть конкретными и операциональными (проверяемыми в опыте).
Для получения конкретных гипотез общие социологические понятия переводят (сначала конкретизируют, а затем операционализируют) в частные, которым приписывают количественную меру.
Операционализация – установление количественных контуров изучаемого явления, которые выражены в цифрах или наблюдаемых признаках. Результат – система социологических переменных, которые связаны между собой и образуют теоретическую модель предмета исследования. Связь можно установить количественным способом – с помощью измерения – либо качественным – через логические процедуры.
После завершения социологического опроса проводится проверка анкет и бланков-интервью на точность и полноту заполнения. Если они заполнены неправильно или не заполнены на 30%, то такие анкеты (бланки) выбраковываются и не подлежат обработке.
После получения результатов математического обсчет исследователь может приступить к анализу социологических данных и их интерпретации. Глубина анализа, научность, объективность и полнота интерпретации зависят от компетентности исследователя, уровня его подготовки, умения применять знания к анализу социологической реальности.
Список литературы
Основной список литературы
1. Волков Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волков. – Ростов н / Д: Феникс, 2008. – 536 с.
2. Волков Ю.Г. Социология: учебник / Ю.Г. Волков. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. — 448 с.: ил.
3. Куртиков Н.А. Психология и социология управления: учеб. пособие для студ. вузов: рек. Минобразования и науки России / Минобразования России, Гос. ун-т управления, Ин-т социологии и управления персоналом. – М.: Книжный мир, 2007.– 268 с.
4. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2003. –508 с.
5. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 536 с.
Дополнительный список литературы
6. Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации: Учебное пособие для вузов / «Высшее образование» (гриф). – М.: Дрофа. 2009. - 204 с.
7. Бабосов Е. М. Социология управления: Учеб. пособие для студентов вузов. – 2-е изд., стереотип. – Мн.: ТетраСистемс, 2001. - 288 с.
8. Батыгин Г.С., Подвойский Д.Г. История социологии. Учебник. — М.: Высшее Образование и Наука, 2007. - 448 с.
9. Бауман З. Мыслить социологически: учебное пособие / Пер. с англ. под ред. А.Ф. Филиппова. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 255 с.
10. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности Трактат по социологии знания / Пер. с англ. Е. Д. Рудкевич. – М.: Дело, 1995. – 433 с.
11. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М.: Республика, 1994. – 480 с.
12. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. / Пер. с англ. – Л.: ЛГУ, 1992.
13. Борзых С.В. Человек-потребитель // Философия и общество. – 2013. – № 1. – С.120-127.
14. Бусыгин А. В. Эффективный менеджмент: Учебник. – М.: Изд-во «Финпресс», 2000. – 1056 с.
15. Волков Ю.Г. Социология: история и современность / Ю.Г. Волков, М.А. Гулиев, В.Н. Нечипуренко, С.И. Самыгин. – Ростов н / Д: Феникс, 2007. – 668 с.
16. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. – 224 с.
17. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 704 с.
18. Глиссон Керри Оптимизация персональной деятельности. Как организовать свой труд, чтобы делать больше, а получать меньше / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001. – 288 с.
19. Голенкова З. Т., Акулич М.М., Кузнецов И. М. Общая социология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. — 474 с.
20. Голосенко И.А., Козловский В.И.. История русской социологии XIX – XX вв. Учебное пособие. – М.: Онега, 1995. – 288 с.
21. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология. Учебное пособие для вузов – М., 2003. -312 с.
22. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учебное пособие - М.: Институт социологии РАН. 2011. 1 CD ROM.
23. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: учебное пособие для вузов.- М.: Книжный дом «Университет», 2006. — 296 с.
24. Девятова С.В., Купцов В.И. Культура, образование, демократия. // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – №1.
25. Деметрадзе М.Р. Политическая конфликтология. Международная конфликтология. Учебное пособие. — М.: Академия права и управления. 2004. -156 с.
26. Дятченко Л. Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. – Белгород, 1993. – 234 с.
27. Ефремов О.А. Концепция «открытого» и «закрытого» обществ Дж. Сороса: полет надежды и тиски реальности // Философия и общество. – 2005. – №4.
28. Замолоцких Е.Г. Семья как фактор формирования культуры межличностного общения младших подростков // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – №5.
29. Зборовский Г.Е. Социология управления: учеб. пособие для студ. гуманит. (несоциол.) спец. – М.: Гардарики, 2008. – 270 с.
30. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.
31. Ильин Г.Л. Социология и психология управления: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.Л. Ильин. – 3 изд., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2010. – 192 с.
32. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
33. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. – М.: «Логос», 1996. – 280 с.
34. История теоретической социологии. XX век. Стабилизационное сознание и социологическая теория в век кризиса: Учебное пособие для вузов — 3-е изд., перераб. и доп. — («концепции», «фундаментальный учебник»). — М.: Акад. Проект, Гаудеамус, 2010. - 308 с.
35. К. Камерон, Р. Куинн Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ. под ред И. В. Андреевой. – СПб.: Питер, 2001.– 320 с.
36. Клементьев Д.С. Социология управления: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Изд-во МГУ, 2010. – 240 с.
37. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 1994. – 317 с.
38. Кон И. Социология личности. – М., 1967.
39. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2003. – 944 с.
40. Методика и техника социологических исследований (в вопросах и ответах): Учеб.-метод. пособие. Ч.1 / Приднестр. гос. ун-т, ист. фак.; Сост. В.М.Чугуенко. – Тирасполь: РИО ПГУ, 2002. – 32 с.
41. Милюгина Е.Г. Быть свободным - это значит быть человеком // Вопросы философии. – 2006. – № 12. – С. 120-137.
42. Модернизация России: научные и образовательные аспекты: Учебное пособие/ Отв. ред. О.Н. Яницкий. — М.: Институт социологии РАН, 2008. — 52 с.
43. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.:
44. Пригожин А.И. Методы развития организации.– М.:МФЭР, 2003.– 864 с.
45. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М.: Банки и биржи, Юнити, 1997.– 227 с.
46. Психология в отборе персонала / Д. Купер, А. Робертсон. – СПб.: Питер, 2003.– 240 с.
47. Разин А.А., Разин Р.А. и др. Человек – главная ценность общества // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – №2.
48. Ромашов О. В. Социология труда: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 1999. – 320 с.
49. Современная западная социология. Словарь. – М.: Политиздат, 1990. – 432 с.
50. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. – 45 с.
51. Социальный менеджмент: Учебник для вузов/ С.Д. Ильенкова, В.Н. Журавлева, Л.Л. Козлова и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, Юнити, 1998. – 271 с.
52. Социология / Под ред. Осипова Г.В. Учебное пособие. – М.: Наука, 1995.
53. Социология управления: от группы к команде: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 220 4 с.
54. Социология: Основы общей теории: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Ю. Мягкова. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 256 с.
55. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 448 с.
56. Тихонов А. В. Социология управления. Теоретические основы. – М.: Дело, 2000. – 198 с.
57. Тощенко Ж.Т. Социология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям (020300) «Социология», (350100) «Социальная антропология» и (351800) «Организация работы с молодежью» и как пособие для преподавателей. / Ж.Т. Тощенко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 640 с. — (Серия «Cogito ergo sum»).
58. Филатова О.Г. Общая социология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 464 с.
59. Франк С.Л. Духовные основы общества. – М.: Республика, 1992. – 511 с.
60. Фролов С.С. Социология организаций: Учебник. – М.: Гардарики, 2001. – 384 с.
61. Фромм Э. Душа человека / Перевод. – М.: Республика,1992. – 430 с.
62. Фромм Э. Иметь или быть? / Пер. с англ. Общ. ред и послесл. В.И. Добреньков. – М.: Прогресс, 1990. – 336 с.
63. Фромм Э. Искусство любви / Изд. 2-е, доп. Пер. с англ. Л.А. Чернышовой. – Минск: ТПЦ «Полифакт», 1990. – 80 с.
64. Хайтун С.Д. Человечество на фоне универсальной эволюции // Вопросы философии. – 2005. – №11. – С. 90-100.
65. Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 238 с.
66. Щербина В.В. Особенности менеджмента как направления управленческой деятельности // Социс, 2001. – № 10.
67. Щербина В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. – М.: Дело, 1997. – 436 с.


Выдвижение гипотез и операционализация понятий



