Программа дисциплины
«Методология и логика научных исследований»
Тема 1. Современная наука и ее структура – 4 ч. (2 ч. лек., 2 ч. сем.)
1. Понятие, структура и функции современной науки.
2. Основания научных исследований. Научная рациональность и ее типы (классическая, неклассическая и постнеклассическая).
3. Основные виды научных исследований и критерии их анализа: фундаментальные, прикладные, предметные, междисциплинарные и др.
4. Уровни рефлексии научных исследований: философский, науковедческий, техноведческий, междисциплинарный, частнонаучный и др.
Тема 2. Современные подходы к анализу научных исследований –
Ч. (2 ч. лек., 2 ч. сем.)
1. Социально-психологические концепция развития науки (концепция научных революций Т. Куна, концепция неявного знания М. Полани).
2. Логические концепции развития науки (концепция роста научного знания К. Поппера, методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса, методологический анархизм П. Фейерабенда).
3. Диалектико-материалистическая концепция развития научной деятельности.
4. Современные направления анализа научных исследований. Концепция «case studies», модельная концепция, системный, синергетический, информационный подходы и др.
Тема 3. Традиции, новации и инновации в научно-исследовательской деятельности – 4 ч. (2 ч. лек., 2 ч. сем.)
1. Научные картины мира (общенаучная, естественнонаучная, социогуманитарная, техническая) и их смена.
2. Типы и виды научных революций. Сущность и особенности научно-технической революции
3. Понятие инновации, инновационной технологии, инновационной стратегии, инновационной деятельности. Уровни и типология нововведений. Понятие технологических пределов.
Тема 4. Методология научных исследований – 4 ч. (2 ч. лек., 2 ч. сем.)
1. Понятие и структура методологии науки.
2. Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование).
3. Формы эмпирического знания (опытные данные, факты, эмпирические закономерности, эмпирические теории)
4. Философские и общенаучные методы и подходы, применяемые в научно-теоретических исследованиях.
5. Методы научно-теоретического исследования (методы идеализации, формализации, аксиоматизации, гипотетико-дедуктивный, мысленные эксперименты и математическое моделирование).
Тема 5. Методология научно-технических исследований – 4 ч. (2 ч. лек., 2 ч. сем.)
1. Понятие и структура научно-технического исследования.
2. Теоретические, эмпирические и междисциплинарные научно-технические исследования.
3. Основные этапы научно-технического исследования в инженерной деятельности.
4. Методология формирования инновационных исследований и виды инновационной научной деятельности.
Тема 6. Логика научных исследований – 8 ч. (4 ч. лек., 4 ч. сем.)
1. Научая проблема и проблемная ситуация, требования к постановке научных проблем.
2. Соотношение научных принципов и законов.
3. Научный факт: понятие, виды и функции в научном исследовании.
4. Научная гипотеза и научная идея: логические и содержательные требования, предъявляемые к постановке гипотез. Классификация гипотез.
5. Понятие научной теории и ее роль в научном познании, структура, виды и функции научных теорий.
6. Логическая структура объяснения и условия его адекватности. Разнообразие видов научных объяснений.
7. Проблема истины в науке. Концепции истины. Соотношение научности и истинности знания.
Тема 7. Аргументация и обоснование в научных исследованиях –
Ч. (4 ч. лек., 4 ч. сем.)
1. Аргументация как логическая процедура.
2. Структура и виды аргументации. Роль аргументации в научном обосновании.
3. Сущность доказательства и его виды.
4. Опровержение и его виды.
5. Специфика подтверждения и критики как видов аргументации.
6. Правила обоснования и возможные ошибки.
Лекции и практические занятия
№ | Наименование темы занятия | Трудоемкостьауд. ч. | Номер темы |
Современная наука и ее структура | |||
Современные подходы к анализу научных исследований | |||
Традиции, новации и инновации в научно-исследовательской деятельности | |||
Методология научных исследований | |||
Методология научно-технических исследований | |||
Логика научных исследований | |||
Аргументация и обоснования в научных исследованиях | |||
ИТОГО |
Основная литература
Берков В. Ф. Философия и методология науки: учеб. пособие - М.: Новое знание, 2004. |
Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие. – М.: Прогресс-Традиция; МПСИ; Флинта, 2005. |
Основы философии науки / под ред. проф. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2005 |
Основы философии науки: учеб. пособие для аспирантов / В. П. Кохановский [и др.]. – 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. |
Философия науки: методология и история конкретных наук. - М.: КАНОН +, 2007. |
Шкляр М. Ф. Основы научных исследований: учеб. пособие. – 3-е изд. – М.: Дашков и К, 2009. |
Дополнительная литература
Кун Т. Структура научных революций. – М.: Изд-во АСТ, 2002. |
Поппер К. Р. Объективное знание. Эволюционный подход. – М.: УРСС, 2002. |
Поппер К. Логика и рост научного знания. Избранные работы / Пер. с англ. // Сост., общ. ред. и вступ. ст. В.Н. Садовского. – М.: Прогресс, 1983. |
Фейерабенд П. К. Против метода. Очерк анархистской теории познания / Пер. с англ. А. Л. Никифорова. – М.: АСТ: АСТ Москва: Хранитель, 2007. |
Методология исследования сложных развивающихся систем / Под ред. Б. В. Ахлибининского. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2003. |
Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки: Учебник. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. |
Основные философские направления и концепции науки и технознания: хрестоматия / сост.: В. Н. Михайловский, А. И. Тимофеев, М. Л. Бурова, А. М. Емельянова и др.; ГУАП. – СПб., 2006. |
История и философия науки: Учеб. пособие для аспирантов / Под ред. проф. А. С. Мамзина – СПб.: «Питер», 2008. |
Иванов А. Ф. Принцип единства исторического и логического в науках о мегамире: Философско-методологический анализ. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2005. |
История инженерной деятельности и философия инженерной реальности / под ред. В. П. Котенко. – СПб.: Изд-во «Технолит», 2010. |