РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ




РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУРМАНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Направление 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

 

 

«ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ»

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:

Тема 1 Предмет, сущность и содержание теории управления

Тема 2 Методологические основы менеджмента

Тема 3 Стратегическое и оперативное управление

Тема 4 Управление нововведениями

Тема 5 Системный подход в управлении

Тема 6 Эффективность менеджмента

 

Вопросы к экзамену:

1. Понятие и сущность управления. Виды управления.

2. Предмет и задачи теории управления. Наука управления как область комплексных междисциплинарных исследований.

3. Управление как профессия. Профессионализация управления и «менеджмент». Понятие «научного менеджмента» и задачи науки управления.

4. Управленческая деятельность, ее содержание и специфика. Управление как процесс и как субъектно-объектное отношение.

5. Система знаний науки управления. Соотношение науки и искусства в теории и практике управления.

6. Эволюция управленческой мысли в ХХ веке. «Школа научного управления» и ее значение в становлении науки управления (Ф. У. Тейлор).

7. Основные принципы административной школы. Административная теория А. Файоля.

8. Социологическая концепция идеальной бюрократии М. Вебера. Бюрократия и бюрократизм. Административная концепция В. Вильсона.

9. Школа «человеческих отношений» в теории управления как социально-психологический вариант менеджмента.

10. Понятие «социальная система». Основные свойства социальных систем. Социальное управление и его специфика.

11. «Школа социальных систем» в науке и практике управления.

12. Системный подход как методология современного научного исследования сложных объектов и процессов. Принципы системного подхода.

13. Ситуационный подход и ситуационная теория. Ситуационное управление и модель организации как открытой системы.

14. Процессы хаоса, необратимости, неустойчивости в организации с позиций синергетического подхода. Точки бифуркаций в процессе развития системы. Синергетика как наука о самоорганизации.

15. Информационный подход в управлении: методология и практика. Информация, система, обратная связь как ключевые понятия управления.

16. Кибернетический подход в управлении. Кибернетика как наука об общих законах управления.

17. Понятие закона управления. Основные законы управления. Закон синергии.

18. Понятие принципа управления. Основные принципы управления. Принцип иерархии управления и иерархии связей.

19. Принципы внутреннего и внешнего описания системы. Принцип «Черного ящика». Технология применения принципа «черного ящика» для описания сложной системы.

20. Понятие кибернетической системы. Основные компоненты кибернетической системы. Понятия входа и выхода системы.

21. Закон самосохранения и условия выживаемости системы (организации). Принцип экономии энтропии. Принцип наименьшего действия.

22. Устойчивость динамических систем. Принцип Ле Шателье. Понятие внутреннего регулятора и его значение для противодействия внешним возмущениям.

23. Сложная система и ее особенности. Управляемость сложных систем. Закон усиления регулирования и управления. Управление как антиэнтропийный процесс.

24. Управляемость и устойчивость систем управления. «Жесткие» и «мягкие» элементы управления. Принципы централизации и децентрализации управления.

25. Адаптация системы к изменениям внешней среды. Адаптивное управление. Адаптация и эволюция (развитие) системы на основе принципов полифинальности и эквифинальности.

26. Закон необходимого разнообразия и его значение в управлении. «Разнообразие» системы управления как необходимое условие эффективного и оптимального управлении.

27. Система управления как субъектно-объектное отношение. Компоненты системы управления и их характеристика. Режимы функционирования систем управления.

28. Регулирование как функция сохранения устойчивости и равновесия с внешней средой. Понятие регулятора. Основные типы регуляторов.

29. Системы программного управления. Режим программного управления. Управление процессом реализации проектов и программ.

30. Виды целенаправленных систем управления. Режимы управления. «Реактивное» управление. Режим развития объекта управления.

31. Принцип обратной связи в управлении. Виды и типы обратной связи. Положительная и отрицательная обратная связь и их значение в деятельности (функционировании) организации.

32. Концепция обратной связи в кибернетике. Значение и роль обратной связи в процессах управления, адаптации и самоорганизации. Реализация принципа обратной связи в социальной сфере.

33. Концепция организационной культуры. Содержание и особенности формирования организационной культуры. Организационная культура как важнейший, уникальный управленческий ресурс.

34. Качество и эффективность управления. Понятие технической эффективности. Экономическая эффективность. Эффективность и производительность.

35. Анализ и оценка эффективности управления. Критерии и показатели эффективности. Экономические критерии эффективности и затраты на управление.

36. Эффективность как условие успешности организации. «Мягкий» путь повышения эффективности. Проблема развития желания и умения каждого работника работать с максимальной отдачей сил.

37. Понятие и сущность цели управления. Классификация целей управления. Цели и средства.

38. Целевой подход в управлении и его основные понятия: ценности, цели, политика, решения. Определение глобальной цели и ее декомпозиция на основе метода дерева целей.

39. Основные подходы к определению целей управления и способы целеполагания. Формулировка и измерение организационных целей. Неопределенность выбора целей.

40. Управление и руководство в организации. Архетипы руководителя (классификация И. Ансоффа). Организационные роли руководителя (классификация Г. Минцберга). Права, обязанности и ответственность руководителя.

41. Управление и власть в социальных организациях. Понятие влияния, власти и лидерства. Основные формы власти.

42. Понятие и сущность организационной структуры управления. Линейные и функциональные структуры управления.

43. Понятие структуры управления. Элементы, звенья и связи в организационной структуре управления. Современные структуры управления.

44. Структура, организация и порядок в системах. Иерархические структуры управления, их виды, основные достоинства и недостатки.

45. Органические (гибкие) структуры управления, их разновидности, преимущества и проблемы использования.

46. Понятие аппарата (штаба) управления. Типы административного аппарата. Линейные и аппаратные полномочия.

47. Организация как объект управления. Социальная подсистема организации. Типы и виды организаций как объектов управления (классические модели организации, полная модель организации).

48. Механистическая модель объекта управления (организации): особенности управления, стили управления, «жесткие» элементы управления. Централизованное управление. Иерархическая структура управления.

49. Органическая модель организации. Стили управления и «мягкие» элементы управления в органической модели. Концепция совершенствования человеческих ресурсов организации. Тенденция к децентрализации управления. Гибкие, адаптивные структуры.

50. Основные положения концепции организации как «открытой системы». Взаимодействие открытой системы с неопределенной внешней средой. Способность открытой организации к саморегулированию и самоорганизации.

51. Организация как процесс принятия решений, как система, предназначенная для решения проблем. Эффективность управления и эффективность принимаемых решений. Системная методология в процессе решения проблем.

52. Организация как сложная динамическая нелинейная система. Неустойчивость стационарного состояния сложной системы. Значение (роль) малых воздействий на систему. Необходимость сочетания иерархического управления и самоуправления.

53. Процессный подход в управлении организацией. Управленческий процесс как логически взаимосвязанная и взаимодействующая система управленческих действий. Основные виды и типы управленческих процессов.

54. Понятие и содержание процесса управления. Общесистемные процессы управления. Управление как организационный процесс.

55. Управленческая деятельность и режимы функционирования «системы управления». Процесс управления как процесс принятия решений. Процесс принятия и реализации управленческих решений, его содержание и основные этапы.

56. Информация, коммуникации и связи в системе управления. Основные способы получения информации. Качество информации, и ее эффективность.

57. Коммуникации и коммуникационный процесс в управлении. Вербальная и невербальная коммуникации. Основные информационные каналы межличностных коммуникаций. Препятствия (барьеры) обмену информацией в процессе межличностных коммуникаций.

58. Управленческая деятельность как совокупность рутинных процессов и процессов решения проблем. Понятие и сущность функции управления. Виды и типы функций управления.

59. Организация как одна из его основных функций управления. Элементы организации как процесса.

60. Мотивация как функция управления. Основные концепции мотивации. Средства, способы и методы материального и нематериального стимулирования.

61. Контроль как функция управления. Контроль состояния и деятельности объекта управления. Мониторинг и периодическая оценка ключевых показателей деятельности организации.

62. Координация как функция управления. Связь координации с контролем и средствами коммуникации.

63. Планирование как функция управления. Виды и типы планирования. Интерактивное планирование: принципы и основные этапы методологии интерактивного планирования.

64. Программно-целевой подход в управлении. Методология программно-целевого планирования. Системный характер программно-целевого планирования. Понятие целевой программы.

65. Стратегическое планирование: принципы и основные этапы. Целеполагание и прогнозирование в процессе планирования.

66. Понятие метода управления. Классификация методов управления. Научные и эмпирические методы управления. Специфические научные методы управления.

67. Методы управления, основанные на общенаучной методологии. Системный подход, моделировании, экспериментирование (научный эксперимент).

68. Административные и правовые методы управления. Принуждение как метод управления.

69. Организационно - распорядительные методы управления персоналом и их правовой аспект.

70. Экономические методы управления. Экономический механизм как основа экономических методов управления. Методы управления, основанные на использовании прямых материальных стимулов.

71. Социально-психологические методы управления. Методы управления, основанные на использовании моральных стимулов. Поощрение и наказание. Убеждение как метод управления. Методы воздействия через культуру организации.

72. Методы выполнения функции организация: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические.

73. Методы принятия управленческих решений: количественные, качественные, смешанные (нормативные), групповые и методы принятия решений в условиях неопределенности.

74. Технологии и их значение в развитии общества. Социальная технология как проект, как деятельность и как элемент человеческой культуры. Понятие и содержание технологии управления. Виды и типы управленческих технологий.

75. Инициативно-программные технологии: технологи и методологии решения инновационных проблем.

76. Программно-целевые технологии: технологии решения проблем в соответствии методологией системного анализа.

77. Регламентные технологии: «жесткие» технологии, основанные на операциях и процедурах формализованного типа. Понятия и элементы технологии: «процедура» и «операция».

 

Тематика курсовых работ:

 

1. Организационный механизм управления; содержание, элементы и факторы его формирования.

2. Целевой подход к управлению: содержание и особенности его применения..

3. Специфика ситуационного подхода к управлению: его особенности и сферы приложения.

4. Процессный подход к управлению.

5. Организационные структуры управления и факторы, влияющие на их выбор.

6. Особенности и области применения бюрократических структур управления.

7. Гибкие структуры управления: условия и сферы их применения.

8. Матричные структуры управления.

9. Программно-целевые структуры управления.

10. Проектная структура управления.

11. Развитие структур управления.

12. Особенности управленческой деятельности руководителя.

13. «Школа научного управления» и ее значение в становлении науки управления..

14. «Административная школа управления» и ее вклад в развитие науки управления.

15. «Школа человеческих отношений и поведенческих наук» и ее влияние на науку управления.

16. Современный этап развития науки управления.

17. Отечественная школа управления.

18. Внешняя среда организации и ее влияние на эффективность управления.

19. Внутренняя среда организации и особенности ее управления.

20. Функции управления: содержание, виды и особенности их формирования.

21. Общие и частные функции управления: взаимодействие и взаимообусловленность.

22. Система функций управления.

23. Планирование как функция управления.

24. Организация как функция управления.

25. Мотивация как функция управления.

26. Контроль и его значение в управлении.

27. Координация как функция управления.

28. Стратегическое управление и его роль в развитии организации.

29. Методы управления и их значение в функционировании организации.

30. Организационно-распорядительные методы управления.

31. Экономические методы управления.

32. Правовые методы управления.

33. Технология управления: ее содержание и роль в совершенствовании управления.

34. Эффективность управления: содержание и пути ее оптимизации.

35. Централизация и децентрализация в управлении.

36. Роль и значение коммуникаций в управлении.

37. Особенности разработки управленческих решений в организации.

38. Стиль управленческой деятельности.

39. Взаимосвязь стиля и методов управления.

40. Организационная культура управления: ее содержание, особенности формирования и функционирования.

41. Организационное поведение: содержание, формирование и роль в управлении.

42. Проблема совершенствования управления.

43. Исследование систем управления: содержание, принципы и методы.

44. Управление как искусство и как наука.

45. Управление как социальная технология.

46. Власть и властные отношения в управлении. Управление как профессия.

47. Управление и менеджмент.

48. Организационно-административный механизм управления.

49. Современные тенденции развития управления за рубежом.

50. Кибернетика как наука об общих законах управления.

51. Принцип обратной связи в социально-экономических системах.

52. Управление по целям.

53. Управление по результатам.

54. Информационные системы управления.

55. Управленческие нововведения.

56. Законы управления.

57. Принципы управления сложными системами.

58. Управление в условиях неопределенности.

59. Теория управления и теория катастроф.

60. Управление риском.

61. Управление проектами.

62. Кадровая политика и методы управления персоналом.

63. Методы организационно распорядительного воздействия в аппарате административного управления.

64. Национальные аспекты культуры в управлении.

65. Ценности и этика управления.

66. Социальная ответственность руководителя.

67. Технологии социального манипулирования в управлении.

68. Деловой этикет в управлении.

69. Учет и отчетность в управлении.

 

Методические указания по выполнению курсовой работы

Курсовая работа и курсовой проект - это письменные работы, как правило, с элементами научного исследования, которые являются обязательной составной частью учебного плана основной образовательной программы высшего профессионального образования.

Курсовая работа - это законченное самостоятельное исследование, призванное способствовать закреплению и проявлению знаний, полученных в процессе изучения теоретических дисциплин, приобретенных умений и навыков, а также их использованию в исследовательской и практической работе по специальности (направлению подготовки).

Курсовой проект - это законченное самостоятельное исследование, в котором содержится обоснованное решение практической задачи, вытекающее из анализа выбранного объекта, предмета, проблемы, ситуации.

Исходными данными для выполнения курсовой работы (проекта) могут служить результаты научных исследований (монографии, научные сборники, периодические издания и т.д.), нормативно-правовые акты, статистические данные, результаты социологических исследований и др. Курсовая работа (проект) может содержать элементы научного исследования и (или) прикладной результат, выражающиеся в анализе и обобщении полученных сведений, в сопоставлении концепций различных авторов, обосновании своей точки зрения.

При написании курсовой работы (проекта) студенты могут использовать материалы, собранные в период прохождения практик. Для студентов заочной формы обучения возможно использование данных, полученных по месту работы.

 

Подготовка и защита курсовой работы (проекта) имеют следующие цели:

- систематизацию и углубление теоретических знаний по соответствующей учебной дисциплине;

- выработку навыков применения теоретических знаний в решении конкретных практических задач;

- овладение методикой самостоятельного научного исследования;

- подготовку информационной и научной базы для выпускной квалификационной работы;

- формирование компетенций, связанных с профессиональной деятельностью.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: