Тема 10. Применение приемов в группе собеседников устной речи, приема «личная жизнь», прием «убеждающей речи».




Прием «имя собственное»

Исходя из названия приема можно заключить, что он основан на произнесении вслух имени (имени-отчества) человека, с которым вы разговариваете..

«Так это же просто вежливость! — скажет мой оппонент,— а вовсе не прием!»

— Вежливость, говорите? Тогда решите задачу: в коридоре встретились два сотрудника

учреждения примерно одинакового возраста. Когда они поздоровались, то один из них

(«А») сказал: «Доброе утро, Петр Захарович!», другой («Б») сказал: «Доброе утро!»

Вопрос: кто из них вероятнее всего начальник, а кто — подчиненный? Верно, вероятнее

всего «Б» — начальник. Таков ответ большинства опрошенных нами. Этот ответ вам

подсказал ваш жизненный опыт, который гласит: когда встречаются начальник и

подчиненный и здороваются, то, как правило, подчиненные к словам «здравствуйте»,

«доброе утро» добавляют имя-отчество своего руководителя, а руководители, хотя и

знают, как зовут подчиненного, как правило, этого не делают (хотя есть и исключения).

Так говорит ваш опыт. А почему так принято?

— Это все зависит от того, как человек воспитан!

— Но тогда получается, что большинство начальников хуже воспитаны?

— Очень может быть.

— А как объяснить, что этот же начальник цеха, встречаясь утром с директором, «вдруг»

превращается в воспитанного: «Доброе утро, Петр Захарович!» Нет воспитание, видимо,

тут ни при чем. И не в вежливости дело.

_— Ну хорошо, не в вежливости, — согласитесь вы — Просто так принято.

Но почему принято именно так, а не наоборот1? скажите: кому важнее расположить к себе

другого — подчиненному руководителя или руководителю подчиненного? Ясно. Тому,

кто больше зависит от другого. А кто от кого у нас больше зависит? Пока подчиненный от

начальника, а не наоборот. Так, может быть, Таким путем, чисто интуитивно,

подчиненный и хочет расположить к себе своего начальника? Может быть, произнесение

вслух имени собеседника действительно вызывает

— Вы не замечали? А может быть, не осознавали или просто не помните?

Не припомните ли вы, как однажды на улице совершенно незнакомый человек вдруг

обратился к вам по имени-отчеству? (Допустим: «Николай Николаевич!? Здравствуйте!

Вы тоже здесь?..») Это, вероятно, удивило вас... Ибо вы — не кинозвезда, а руководитель

учреждения. А с каким «знаком» было удивление — с плюсом или минусом?

Большинство дают ответ — «с плюсом», так как удивлены были все-таки приятно. А

почему возникло приятное ощущение? Ведь если рассуждать рационально, то какая

разница, назвал ли он вас по имени или просто спросил: «Гражданин, вы тоже здесь?»

Какая разница?

— Все-таки приятнее, когда к тебе обращаются по имени, а не просто «гражданин» или

даже «товарищ». Хотя, по-моему, бессознательное тут ни при чем.

— Хорошо. Не будем спорить. Приятно — так приятно. Значит, все-таки звучание вашего

имени вызывает чувство приятного?

— Вызывает, но не всегда. Когда слышишь от незнакомого — приятно, а когда от

знакомых — что-то не замечал, чтобы возникло такое ощущение.

— А может быть, просто привыкли, поэтому и не замечаете, т. е. не осознаете? Но если

мы привыкаем к чему-то хорошему, приятному, означает ли это, что приятное перестает

быть приятным?

Вот эпизод, рассказанный одним из руководителей.

«Вчера при встрече с одним из своих сотрудников я вдруг почувствовал какой-то холодок,

хотя мы и двух слов друг другу не сказали, а только поздоровались. Стараясь с некоторых

пор все анализировать, я пытался понять, почему возникло это ощущение. А возникло оно

вот почему. Раньше, когда он со мной здоровался, то всегда к слову «здравствуйте»

добавлял «Игнатий Евсеевич»: «Доброе утро, Игнатий Евсеевич», «Здравствуйте, Игнатий

Евсеевич». А вчера этого не было...»

Человек действительно не осознает, приятно это или нет, когда, разговаривая с ним,

произносят вслух его имя (имя-отчество). И «ощущает холодок» только тогда, когда этого

вдруг нет. И все это потому, что данный прием, как и другие, о которых речь впереди,

воздействует не на сознание человека, а на сферу бессознательного.

Да, действительно, звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое

им чувство приятного. Как писал американский психолог Д. Карнеги, звучание

собственного имени для слуха человека — самая приятная мелодия. Но американский

психолог не дал ответ на главный вопрос: почему так?

Приведем составляющие этого механизма:

1 Имя, присвоенное данной личности, сопровождает ее от первых дней жизни и до

последних. Имя и личность неразделимы.

2 Когда к человеку обращаются, не называя его по имени, — это «обезличенное»

обращение. В этом случае говорящего интересует человек не как личность, а лишь как

носитель определенных служебных функций. Когда же к человеку обращаются и при этом

произносят его имя, а имя — символ личности, то таким образом вольно или невольно

показывают внимание к данной личности.

3 Внимание к личности — это и утверждение данной личности. Каждый человек

претендует на то, что он — личность. И когда наша претензия не удовлетворяется, когда

кто-то ущемляет нас как личность, мы, конечно, это чувствуем.

4 Если человек получает подтверждение, что он — личность, то это не может не вызвать

у него чувства удовлетворения.

5 Чувство удовлетворения всегда сопровождается положительными эмоциями, которые

не обязательно осознаются человеком.

6 Человек всегда стремится к тому, что (кто) вызывает у него положительные эмоции.

7 Если некто вызывает у нас положительные эмоции, то он вольно или невольно

притягивает к себе, располагает, т. е. формирует аттракцию (притяжение, привлечение).

 

«Зеркало души» или «зеркало отношения». В народе говорят, что лицо — это «зеркало

Души». С учетом только что сказанного внесем психологический корректив: лицо — это

«зеркало отношения».

Часто ли вы осознанно, преднамеренно регулируете «изображение» на своем «зеркале

отношений?» Обычно люди редко это делают, точнее очень редко. Вот и получается: что у

человека там, внутри, то часто и на лице... Я читаю лекцию слушателям, разговариваю с

ними, касаясь порой самых больных точек их профессиональной деятельности. И при

этом смотрю на их лица. Ведь в эту минуту никто из них не думает, что там

«изображено».

Вот я подхожу к одному из них, обращаюсь к нему — и мгновенно лицо преображается,

становится доброжелательным, нередко появляется легкая улыбка («Мне приятно», —

говорит лицо). Я подхожу к другому — лицо сфинкса. Это тоже показатель отношения (к

словам ли моим, к личности ли). Но самое главное здесь — ни первый, ни второй и не

думали показывать мне свое отношение. Их «зеркало отношения» работало

автоматически, без предварительного осознания того, что на нем будет изображено.

Отсюда вывод: люди очень редко контролируют и регулируют «изображение» на своем

«зеркале отношения». Следовательно, то, что изображено на их «зеркале отношения»,

чаще соответствует действительному их отношению, чем не соответствует.

Теперь понятно, почему вы решили посоветоваться все-таки с Н., а не с М. Потому что

зная, как редко люди контролируют изображение на своем лице, вы чисто автоматически

просчитали: скорее всего по-доброму ко мне настроен Н., чем М. Теперь понятно, почему

некоторые утверждают, что улыбка — это пароль для друзей. Действительно, мягкая,

добрая улыбка обладает способностью чаще притягивать к себе, чем отталкивать.

Такой пример: руководитель уговаривает К., чтобы он сделал то, что не входит в его

обязанности. А теперь представьте, что при этом было изображено на «зеркале

отношений» этого руководителя? Отчужденность? Холодность? Беспристрастность? Нет,

конечно, нет! На его лице была мягкая, добрая улыбка (на которую способны все, только

не все подозревают, что способны).

Лицо — это «зеркало отношения»

Такие примеры, да и ваш личный опыт говорят о том, что доброе и приятное выражение

лица, легкая улыбка невольно притягивают к вам людей.

Но нам, как всегда, мало знать, что это так. А почему это так? Почему утверждают, что

улыбка — это пароль для друзей? Каков психологический механизм этого «притяжения»?

Составляющие этого механизма таковы:

1 Большинство людей искренне и по-доброму улыбаются своим друзьям, а не своим

врагам.

2 Если при общении с нами у человека, как правило, доброе и приятное выражение лица,

мягкая приветливая улыбка, то скорее всего это сигнал: «Я — ваш друг».

3 Друг в прямом смысле этого слова — это единомышленник в каких-то значимых для

нас вопросах, делах, или, по С.И. Ожегову, «сторонник», «защитник».

4 Одной из ведущих потребностей человека является " потребность в безопасности, в

защищенности. Друг — это тот человек, который повышает защищенность, т. е.

удовлетворяет одну из важнейших потребностей.

Добрая улыбка, приятное выражение лица

Сигнал: „Я - ваш друг"

Друг обеспечивает защищенность

Удовлетворение потребности в защищенности

Образование положительных эмоций

Расположенность к источнику

положительных эмоций

Механизм влияния приема «зеркало отношения»

5 Чувство удовлетворенности вызывают у человека положительные эмоции.

6 Человек всегда стремится к тому, что (кто) вызывает у него положительные

эмоции.

7 Если некто вызывает положительные эмоции, то он вольно или невольно

формирует аттракцию.

Таков психологический механизм приема «зеркало отношения».

В виде схемы этот механизм представлен выше.

В заключение следует заметить, что (как и при использовании других приемов) эффект

указанного механизма не зависит от того, желает или не желает наш партнер иметь эти

положительные эмоции. Важно то, КТО будет использовать этот прием.

Специалист по социальной работе во время первичного при­ема, беседы, социального патронажа использует приемы «убежда­ ющей речи». Во время убеждающей речи один из собеседников может доказывать или опровергать с помощью аргументов какиелибо положения, вызывающие у слушателей те или иные чувства.

Эффект убеждения собеседника достигается с помощью при­ ема «выдвижение аргументов». При выборе аргументов специалист должен знать актуальные потребности клиента. Аргументами могут стать теоретические обоснования, факты, законы, постановления правительства, статистические данные, соображения здравого смысла. Необходимо, чтобы при убеждающей речи логические до­ воды были понятны клиенту. Достоверные факты прозвучат убеди­ тельно, если применяется прием «сравнение и сопоставление фак­ тов». Например: клиент проходит социальную реабилитацию в стационарном учреждении социального обслуживания населения. С о­ поставляя данные диагностики до прохождения курса реабилита­ции и после прошествия определенного времени, можно увидеть положительную динамику в изменении его трудной жизненной ситуации, если, конечно, были эффективно применены методы социальной работы. С помощью данного метода мы можем совместно с клиентом увидеть положительные изменения. Данная ин­ формация может улучшить его эмоциональное состояние. Доверие вызывают аргументы, взятые из сферы профессиональной деятельности клиента. Если мы работаем с молодыми инвалидами, то убеждающее воздействие могут иметь примеры из жизни тех, кто, будучи инвалидом, добился успехов в жизни и достиг высокого социального статуса. Аргументы должны быть наглядными, это предполагает использование видеоматериалов с документальным описанием жизненного пути личности, стремящейся к успеху.

Прием «аргумент к личности» — ссылка на личные качества и нос губки клиента, являющиеся значимыми для преодоления труд­ ной жизненной ситуации и помогающие ему поверить в себя, свои

ВОЗМ0ЖН0СТИ.

Но время первичного приема специалист по социальной работе получает от клиента информацию, которая позволяет определить причины возникновения трудной жизненной ситуации. Искрен­ним и открытым клиент будет только в том случае, если специалист владеет навыками эмпатического и активного рефлексивного слушания. При эмпатическом слушании участник делового взаимоитерпения уделяет большее внимание считыванию чувств, пониманию того, как человек относится к тому, что говорит. Эмпатическое слушание бывает эффективным, если специалист по соци­альной работе вызывает у клиента положительные эмоции (радость,

надежду на лучшее, уверенность в себе, в завтрашнем дне). Эмпашчеекое слушание реализуется с помощью приемов: «зеркало от­ ношений», «терпеливый слушатель».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: