Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у
Дошкольников
(методика А.М.Щетинина, М.А.Никифорова «Коммуникативные качества личности»)
Фамилия, имя Группа_______________ ребёнка________________________________ Возраст ______________
Проявления | Редко (1 балл) | Чаще всего (2 балла) | Всегда (5 баллов) |
1. Коммуникативные качества личности | |||
1.1. Эмпатийность: - ребёнок проявляет эмоциональный отклик на чувства и переживания партнера по общению; - идентифицируется с партнером, заражается его чувствами; | |||
- выражает сочувствие, сопереживание собеседнику; - выражает понимание потребностей, желаний другого (соглашается, заинтересованно спрашивает, повторяет мимику другого, стремится помочь). | |||
1.2. Доброжелательность - ребёнок проявляет расположенность слушать партнера; - старается понять и ответить на вопросы собеседника; - выражает симпатию (улыбается, обнимает, чем-то делится с партнером); - не конфликтует, уходит от конфликта, предвидя его; - проявляет выраженный интерес к тому, что говорит собеседник. | |||
1.3. Непосредственность, аутентичность, искренность: - ребёнок говорит и действует напрямую, открыто демонстрируя своё отношение к людям, проблемам; - искренен в своих высказываниях, в проявлениях своих чувств; |
- открыто заявляет о своих намерениях («Если ты мне не дашь машинку, то я тебя ударю»); - не «подхалимничает». | |||
1.4. Открытость в общении: - ребёнок открыт к общению, выражает готовность к нему (позой, мимикой); - выражает желание общаться как со взрослыми, так и со сверстниками. | |||
1.5. Конфронтация: - ребенок смело отстаивает (но бесконфликтно) свою позицию; - доказывает, аргументирует, пытается убедить в своей правоте. | |||
1.6. Инициативность: - ребенок сам проявляет инициативу в общении; - понимает и поддерживает инициативу другого. | |||
2. Коммуникативные действия и умения | |||
2.1. Организационные: - ребенок выступает организатором, инициатором игр, общения, взаимодействия; - является лидером в отдельных видах деятельности; - владеет организаторскими навыками. | |||
2.2. Перцептивные: - ребенок стремится понять другого, его мысли, чувства («А чего ты обиделся?»); - наблюдателен, видит и осознает особенности других детей, взрослых. | |||
2.3. Оперативные: - ребенок в общении экспрессивно выразителен (у него богатая мимика, жесты, позы); - свободно владеет -вербальными средствами общения (язык); - увлекает партнера по общению своими действиями; | |||
- умеет продолжительное время поддерживать контакт; - умеет спровоцироватьжелаемую реакцию партнера. | |||
Количество баллов: | |||
Итого (всего): |
|
Дата ____ ______________
Провела студентка ________________ Ф.И.О. ____________________
Психолог/соц.педагог _______________ Ф.И.О. _____________________
Интерпретация и обработка результатов по методике
А.М.Щетинина, М.А.Никифорова «Коммуникативные качества личности»):
подсчитывается общая сумма баллов по всем показателям, на основании данных таблицы дается вывод об уровне развития коммуникативных способностей ребенка: 87 – 145 баллов – высокий;
|
58 – 86 баллов – средний; 29 – 57 баллов – низкий.
Высокий уровень (87 - 145 баллов): ребенок активно выражает готовность общаться как со взрослым, так и со сверстником, проявляет сам и поддерживает инициативу другого в общении, умеет договариваться, слушать, владеет навыками коммуникативного поведения, проявляет доброжелательность в общении, симпатию к партнеру по общению, понимание его потребностей, искренен в своих высказываниях, редко конфликтует, эмоционально откликается на чувства партнера по общению, умеет уступить, оказать и с благодарность принять помощь, умеет аргументировано отстоять свою позицию, свободно владеет вербальными и экспрессивно-выразительными средствами.
Средний уровень (58-86 баллов): ребенок проявляет готовность общаться как со взрослым, так и со сверстником, но сам проявляет инициативу лишь в некоторых ситуациях, иногда умеет договариваться, слушает не всегда внимательно, имеет некоторые навыки коммуникативного поведения, доброжелательность и симпатию по отношению к другим проявляет не всегда, иногда конфликтует, умеет в ряде случаев проявить эмоциональный отклик на чувства и переживания партнера по общению, недостаточно развита культура общения, достаточно хорошо владеет вербальными и экспрессивными средствами общения.
Низкий уровень (29-57 баллов): ребенок проявляет готовность к общению, но чаще со взрослыми, чем с детьми, редко выражает симпатию и доброжелательное отношение к партнеру по общению, часто конфликтует, почти не умеет эмоционально откликаться на чувства и переживания партнера по общению, не умеет договариваться, слушать, навыки коммуникативного поведения развиты слабо, плохо владеет вербальными средствами общения, а экспрессия зачастую носит негативных оттенок.
Нулевой уровень - не проявляется ни одного из компонентов способности к партнерскому диалогу.