Нестабильность первого рода и духовный экран




Итак, верхние слои сознания, как правило, довольно слабо резонансны глубоким, т. е. слою универсального единства, архетипам и универсальным модальностям, связанным с природой. Хотя слой универсального единства и отделен энергетическим барьером от поверхностных слоев, его энергия достаточно велика, и он постоянно воздействует на все слои сознания, включая адаптативный. Другими словами, даже весьма далекий от веры и религии человек в глубине души ощущает, что что-то из того, что он делает, не хорошо, не по-божески. Чем больше это что-то отличается от принципов универсального единства и чем выше чувствительность сознания к внутренним сигналам, тем сильнее это ощущение.

Даже такой бескомпромиссный атеист как В. И. Ленин, на закате жизни, одинокий и больной, решился на тайную исповедь. В русской культуре существует масса примеров, когда жестокие разбойники становились святыми отшельниками. Вспомним пословицу: "не согрешишь не покаешься, не покаешься не спасешься", т. е. сильный дисбаланс между слоями (сильный вектор напряженности или совести) и повышенная чувствительность системы к внутренним сигналам болезнь, одиночество создают возможности для перехода системы в более гармоничное состояние; верхние слои подстраиваются под энергию слоя универсального единства. Но только создают возможности...

Будут ли они реализованы? И от чего это зависит?

Если система находится в сильно нестабильном состоянии, она обязательно должна перейти в более стабильное или найти источник энергии для поддержания этой нестабильности.

В этом случае существуют три основные возможности развития системы сознания:

Система использует свою энергию для снижения чувствительности к внутренним сигналам и поддержания существующей нестабильности – для этого могут использоваться:

химические средства, изменяющие сознание алкоголь, наркотические препараты;

"информационный шум", постоянный поток информации извне активные развлечения, действия, связанные с острыми ощущениями, тотальное погружение в определенный вид деятельности;

средства mass media "наркотического" характера — телевизор, компьютерные игры, Интернет и т. д.

Этот способ довольно распространен, потому что возможность заглушить совесть вином и внешним шумом кажется наиболее простой и доступной. Однако это не решает проблемы надолго, так как, во-первых, не позволяет полностью подавить внутренние сигналы (и подавлять их 24 часа в сутки), а во-вторых, требует много энергии, причем со временем все больше и больше. Рано или поздно энергия кончается и система либо саморазрушается, либо деградирует, либо находит другой способ взаимодействия с ситуацией.

Система перестраивается так, что верхние слои подстраиваются к нижнему.

Через осознание, раскаяние и прощение человек приходит к более духовному состоянию. Сильная внутренняя напряженность — один из возможных трамплинов к быстрым и значимым изменениям. Однако такой путь может оказаться очень непростым и, скорее всего, потребует полной изоляции в условиях, где внешняя энергия более резонансна к глубоким слоям — в монастыре или естественной природном окружении. Для человека доиндустриальной эпохи этот путь был несколько проще, так как его подповерхностные слои и слои личностной истории были более подстроены к архетипическим уровням.

Все же этот путь представляет известные сложности, особенно в условиях действия нерезонансной внешней энергии и отсутствии в западной культуре устойчивых навыков к глубоким медитативным практикам.

Система формирует специфические структуры, экранирующие вектор напряженности и приводящие ее в более стабильное состояние.

Этот способ самый быстрый и самый простой (не считая первого, разумеется), при этом в отличие от способов, связанных с употреблением алкоголя или наркотиков, он может давать достаточно стабильный результат. Вероятно, именно формирование специфических экранов является одним из основных способов взаимодействия человека современной западной культуры с проблемами. Особенно это относится к духовной области.

Рассмотрим формирование духовного экрана в двухмерной модели КТИ (рис.4).

Отсутствие резонанса между адаптативным и духовным уровнями приводит к возникновению напряжения в системе ("вектора совести"), причем, чем сильнее модель поведения и восприятия на адаптативном уровне отличается от ценностей, связанных с глубокими слоями сознания, тем большим будет это напряжение (рис.4а).

Появление напряжения приводит к нестабильности адаптативного слоя и, следовательно, к необходимости найти способ стабилизации для всей системы сознания. Естественным способом стабилизации была бы подстройка адаптативного уровня к глубоким экзистенциальным слоям (построение канального кластера), однако такая подстройка представляет сложности, и система может выбрать гораздо более простой и незамысловатый способ стабилизации — сформировать свой собственный экранирующий слой над энергетическим барьером (рис. 4б).

Этот барьер и становится своего рода "заместителем Бога", кумиром, "замещая" слой универсального единства для поверхностных слоев сознания. Таким кумиром или сверхценным экранам (СЭ) могут стать и деревянные идолы, с которыми всегда можно договориться (подкупить или наказать), и ритуалы мировых религий. Отметим, что в отличие от кропотливой работы по формированию канального кластера процесс создания кумира относительно прост; более того, при изменении внешних условий можно легко и просто изменить экран, приспособив его к новым условиям.

Поскольку экран лежит в более поверхностной области, чем глубокий духовный слой, кумир приобретает черты, характерные для адаптативного слоя сознания. Другими словами, такой "бог" удивительно похож на обычного человека, его можно подкупить жертвоприношениями или задобрить выполнением ритуалов. Совершив "не тот" поступок, человек может закласть барана, поставить побольше свечек в церкви, пожертвовать на храм, купить индульгенцию или механически исповедаться, а потом продолжать грешить, как ни в чем не бывало.

В России сверхценные экраны и стереотипы поведения, на них основанные, традиционно играли большую роль в культуре.

Грешить бесстыдно, непробудно,

Счет потерять ночам и дням,

И с головой от хмеля трудной,

Пройти сторонкой в божий храм

......................................................

Кладя в тарелку грошик медный,

Три да еще семь раз подряд

Поцеловать столетний, бедный

И зацелованный оклад.

А воротясь домой, обмерить

На тот же грош кого-нибудь,

И пса голодного от двери,

Икнув, ногою отпихнуть.

А. Блок

У современных российских бандитов вошло в моду жертвовать на церковь и "отмаливать грехи" — яркий пример проявления сверхценного экрана.

Прoцесс сoздания Бoга пo oбразу и пoдoбию челoвеческoму частo приoбретает неoжиданные и забавные фoрмы. Так, худoжница икoнoписнoй мастерскoй рассказывала, чтo некoтoрые бандиты заказывают (и oплачивают) для церквей икoны, имеющие пoртретнoе схoдствo с заказчиками.

Сверхценный экран (кумир), как правило, оформляется в конкретную суженую модель духовности — сверхценную церковь или секту (где основное значение придается ритуалу и догматике), или сверхценный символ — как гроб Господень и Священный Грааль для крестоносцев.

Однако, хотя структура сверхценного экрана (рис. 4б) и экранирует глубокие слои, она не может достаточно равномерно изолировать все верхние слои сознания и, следовательно, создать стабильное поле. Это особенно верно в случае, если экран подстроен к поверхностным слоям и не подстроен к глубоким.

Необходим следующий шаг — формирование биполярного экрана (своего рода плоского конденсатора) с помощью негативного экрана или антикумира (рис. 4в). Негативный экран (НЭ) расположен в более поверхностных слоях, нежели СЭ; часто он даже формирует проекцию в самом верхнем адаптативном слое или за его пределами, так как это позволяет создать более равномерное поле в системе сознания.

Негативный экран — это образ врага. Врагом может быть дьявол, чужие религии, или даже свои, но "неправильные" церкви. При этом, поскольку негативный экран лежит ближе к адаптативному слою, чем сверхценный экран, дьяволу уделяется гораздо больше внимания, чем Богу. Человек с выраженным СЭ может иметь крайне слабое представление об учении Христа и никогда не читать Писание, однако готов жестоко и бескомпромиссно воевать за "свою" веру по любому поводу и без оного. История крестовых походов и многочисленных религиозных войн дает массу примеров этого явления.

Ряд наших сooтечественникoв сoвершил за пoследние нескoлькo лет перехoд от состояния (рис. 4б) к состоянию (рис.4в). Сначала пoиски кумира в вoстoчных религиях, экстрасенсoрике или летающих тарелках, затем перехoд к системе взглядoв с выраженным oбразoм врага (дьявoла, сглаза, пoрчи, жидoмасoнoв, НЛО и т.д.).

Отметим, что обе составляющие биполярного экрана лежат в неглубоких областях сознания и, следовательно, представления о дьяволе и Боге не могут быть достаточно экзистенциальными. В такой структуре сознания дьявол будет выступать не как идея зла или антидуховности, а как существо с хвостом и рогами или как вполне конкретные нехорошие люди в качестве его представителей. Роль негативного экрана могут также играть представители чуждых религий, коммунисты, демократы, жидомасоны, летающие тарелки и т. д.

Итак, сформулируем основные признаки духовного экрана:

Образ кумира идеализирован, но не лежит в трансцендентной сфере. Приверженность ему основана не на личном опыте, а на вере и авторитете лидеров (священников) а также на традициях и социальных установлениях.

Ритуалы из вспомогательных средств становятся самоценными.

Весьма вероятна концентрация на образе врага.

Нетерпимость и агрессивность в отношении инакомыслящих.

Полная уверенность в абсолютной истинности и непогрешимости своих взглядов и идеологии.

Отказ от любой попытки осознания или анализа системы ценностей и их развития.

Несложно заметить, что советская коммунистическая идеология является ярким примером биполярного экрана. В фильме "Чапаев" главный герой не мог ответить, за кого он — за большевиков или за коммунистов — идея светлого будущего представлялась крайне идеализированной и абстрактной, но зато был готов отдать жизнь в борьбе с вполне конкретными врагами.

В России переход: религиозность (борьба с дьяволом) — коммунизм (борьба с врагами) — религиозность (борьба с инакомыслящими и иноверцами) произошел легко и быстро, так как при этом не менялась модель взаимодействия с нестабильностями первого рода. Для системы сознания гораздо легче изменить ярлыки биполярного экрана, чем полностью отказаться от экрана и перейти к другой модели восприятия мира.

Отметим, что, вопреки распространенному мнению, сверхценный экран имеет весьма мало общего с духовными идеями мировых религий, в частности христианством. Религиозные направления, основанные на экранах — это не что иное, как вульгаризация духовных учений, даже если в качестве кумира выступает христианская церковь или древние ритуалы. Действительно, учение Христа не говорит о том, что самое важное — это ставить в церкви свечки, соблюдать ритуалы и беззаветно бороться с дьяволом, бесами и нехорошими людьми. На самом деле в Писании говорится нечто совершенно противоположное, достаточно упомянуть одну из заповедей "Не сотвори себе кумира", причем не плохого или неправильного кумира, а вообще кумира.

Но, если сверхценный экран существует, значит это кому-нибудь нужно. Каковы достоинства и недостатки СЭ?

Положительные стороны уже были упомянуты — быстрый перевод системы в более стабильное состояние. Вектор напряженности экранируется, голос совести замолкает, и можно позволить себе заниматься чем угодно и создавать любую структуру адаптативного слоя. Однако система никогда не придет в состояние гармонии при наличии такого экрана.

Экран приводит к тому, что энергия (и, следовательно, информация) не может свободно распространяться между слоями — осознание окружающего мира и его глубинных истин заменяется искусственно созданной упрощенной, вульгаризированной моделью. Возможность проявления творчества в системе с биполярным экраном ограничена, что же касается создания гениальных произведений искусства — это, видимо, невозможно, так как соответствующая информация поступает именно из глубинных слоев. Не случайно истинно творческие люди плохо уживались с системами, созданными на основе биполярных экранов, будь то коммунистическая партия или реакционная церковь. Купить гения невозможно, так как, согласившись действовать в рамках биполярной модели, он лишается доступа к глубинным слоям сознания и, таким образом, перестает быть гением.

Наконец, блокирование энергии в системе с биполярным экраном может приводить к психическим и соматическим нарушениям и затрудняет формирование сложных кластерных структур. Как уже отмечалось, экранирование делает систему более стабильной, но возможности такой стабилизации ограничены и исчерпываются тем, что может дать конкретная конструкция экрана. Когда данный экран перестает удовлетворять, остается либо пользоваться первым способом (алкоголь и т.д.), либо строить новые экраны, либо менять модель взаимодействия.

Каким же образом?

Стенки и ступеньки

Самый очевидный способ избежать образования экранов — это практиковать осознанность во всех областях жизни, в том числе в духовной области, т. е. во взаимоотношениях с духовными слоями сознания. Не вдаваясь в обсуждение практик осознанности, обратимся к возможности взаимодействия с уже сформированными экранами.

Негативный экран едва ли принесет пользу структуре сознания, и самое разумное — постараться продвинуть его вглубь (т. е. искать зло внутри себя, а не обличать других), а по возможности и интегрировать с экраном противоположного знака (т. е. подойти к пониманию того, что понятия добра и зла зависят от контекста и являются неотъемлемой частью единой картины мира).

Оба этих подхода, а особенно второй, вероятно, вызовут значительное сопротивление у человека, привыкшего делить мир на черное и белое. Однако именно это предлагают великие духовные учения. Вспомним знак, символизирующий единство полярных энергий.

Положительный сверхценный экран может быть использован для прохода в глубокие духовные слои, если перестроить его определенным образом. Если экран подстраивается не под верхние адаптативные слои, а под глубинные, он может стать своего рода "мостиком", ступенькой для постепенной подстройки всей системы к духовному слою. При этом такой экран должен постоянно изменяться, отражая внутреннее развитие системы, и для его успешной динамики желательна поддержка извне (мастер, учитель, община и т.д.). Такой ступенькой могут также служить ритуалы или ритуализованные практики.

Признаки такой системы:

Смысл и ценность ритуалов осознана. Ритуалы рассматриваются как важные вспомогательные механизмы для духовного роста.

Личный опыт является определяющим в развитии системы.

Система постоянно развивается, при этом могут меняться ритуалы и другие детали картины мира.

Анализ и осмысление картины мира является важным инструментом развития системы.

Отсутствует ориентация на внешнюю агрессию и утверждение собственной исключительности и безусловной правильности своей идеологии.

Отметим, что если такая ступенька перестает развиваться, она превращается в уже описанный сверхценный экран (что, конечно же, очень печально).

Локальный экран

Вектор напряженности может формироваться не только слоем универсального единства, но и любыми кластерами как в глубокой, так и в поверхностной и подповерхностной области. Поскольку все слои, кроме самого глубокого, имеют свою структуру, напряженности, создаваемые кластерами этих структур, будут носить локальный характер. Как уже было отмечено, существуют три способа взаимодействия системы с такими локальными напряженностями. Один из них (третий способ) — это формирование локального экрана (рис. 6). В общем случае экран может быть создан вокруг любого переживания, стереотипа, идеи или свойства личности, которые система не может, не умеет или отказывается осознать и интегрировать в общую картину мира.

Наиболее важное отличие локального экрана от сверхценного экрана в том, что он уже не является "плоским конденсатором", а может образовывать замкнутые поверхности и способен практически полностью экранировать кластеры, оказавшиеся "внутри". Чаще всего такие экраны-оболочки формируются в поверхностных и подповерхностных областях.

Рассмотрим сначала ситуацию, близкую к случаю духовного экрана, — экранирование архетипических кластеров. Архетип идеальной женщины (мужчины) создает наводку в верхних слоях: формируется идеализированный образ женщины, возлюбленной, объекта поклонения. Этот идеальный образ не может существовать долго. Он должен быть либо соотнесен с реальной жизнью и, соответственно, измениться, либо экранирован. Что происходит в последнем случае?

Чаще всего выбирается максимально недосягаемый объект, который и играет роль локального сверхценного экрана. Типичный пример — средневековый рыцарь и прекрасная дама. Рыцарь постоянно думает о даме, совершает подвиги в ее честь, вздыхает и пишет ей сонеты, но, по возможности, не проводит с ней много времени. В противном случае быстро бы обнаружилось, что конкретный человек явно не похож на идеальный образец (Сверхценный Экран). Ведь никогда ни один жвой человек не может соответствовать идеализированному и искусственно сконструированному образу. В жизни Дон Кихота произошло именно такое событие, однако сей мудрый рыцарь предпочел не замечать явного расхождения образа "самой прекрасной женщины на земле" и простой крестьянской девушки и счесть за благо боготворить ее издали, никогда больше с ней не встречаясь.

В случае достаточно сильного влияния соответствующего кластера архетипического слоя образ прекрасной дамы становится более трансцендентным и может даже проявляться через сны, видения и т. д. Такие образы вдохновляют поэтов и художников, однако если этот образ экранируется и совмещается с образом реального человека, начинаются серьезные неприятности. Возможно, именно эта особенность объясняет проблемы в семейной жизни многих гениальных людей, причем как гениальных писателей и художников (А. Пушкин, Л. Толстой, А. Блок, А.Белый и другие), так и выдающихся духовных лидеров (Ганди). Вспомним стихотворение А.С.Пушкина " Жил на свете рыцарь бедный ", в котором рыцарь выбирает в прекрасные дамы максимально трансцендентный в европейской культуре женский архетипический образ — Деву Марию.

С той поры, сгорев душою,

Он на женщин не смотрел

И до гроба ни с одною

Молвить слова не хотел.

Дневники Махатмы Ганди также дают много пищи для размышления. Учитель, обладавший способностью к полной эмпатии и состраданию совершенно незнакомым людям, заслужил признание миллионов людей терпимостью и следованием путем ненасилия. При этом третировал жену, требуя от нее полного соответствия образу идеальной духовной женщины, совершенно не считаясь с ее личностью.

Гораздо чаще мы становимся свидетелями более обыденной драмы — любовь не выдерживает испытания близкими отношениями и частым общением. Либо "прекрасная дама" покидает рыцаря, устав от постоянных запросов, придирок и неадекватного поведения (ведь рыцарь вынужден подпитывать экран энергией женщины), либо рыцарь покидает даму, чувствуя себя обиженным, преданным и страшно разочарованным в конкретной даме в частности и в женщинах вообще. При этом такое рассогласование образов требует введения дополнительного стабилизирующего негативного экрана — образа врага (как и в ситуации, описанной в предыдущей главе). Если в средние века враги всегда были готовы к услугам, то сейчас их приходится тщательно выбирать, а иногда и создавать.

Кто же может играть роль образа врага? Здесь возможны варианты - удачливый соперник, реальный или вымышленный любовник (любовница), нехорошая религия, злые родители, плохие подруги. Такой локальный негативный экран мы будем называть козлом отпущения. Стратегия взаимодействия с козлом отпущения состоит в конструировании соответствующего образа и подборе под него подходящего человека. Если образ перестает работать (или его носитель уезжает в длительную командировку), его можно с легкостью заменить другим "козлом". При этом человек уверен, что именно данный конкретный враг и является причиной всех бед, и переубедить его в этом логическими доводами совершенно невозможно.

Случай К.

К. уверена, что причина всех бед в семье в том, что муж завел любовницу, бывшую подругу самой К. Любые доводы в пользу нелепости этого предположения отвергаются с порога. К. старается отомстить проклятой обидчице и готова ее убить. Наконец, мнимая любовница уезжает. И что же? К. начинает искать других претенденток на вакантное место козла отпущения и, перебрав несколько кандидатур, успешно находит новую. Однако муж, в конце концов, не выдерживает и оставляет семью. И что же? Козел отпущения резко меняется — теперь это нехороший муж, загубивший всю ее жизнь и растоптавший светлые чувства. Она и раньше подозревала "обо всей глубине его подлости", но теперь убедилась в этом окончательно. Целыми днями К. готова изливать свои чувства по этому поводу всем, кто готов ее слушать, а также и всем остальным. И что же? Через какое-то время неожиданно выясняется, что муж, в общем-то, прекрасный человек, а во всем виновата его новая жена — ведьма, наведшая на него приворот, а на саму К. — порчу.

Главными действующими лицами таких историй бывают и мужчины, отчего ситуация несколько изменяется, сохраняя, впрочем, все характерные особенности локального экрана. Психотерапевты бывают весьма фрустрированны такими случаями, так как, разобравшись с одним экраном, мы быстро получаем новый, причем часто с совершенно неожиданной стороны.

Отметим незавидную участь несчастных козлов отпущения. Локальный негативный экран требует постоянной энергетической подпитки, и хозяин экрана старается использовать в качестве "энергетического донора" человека, играющего роль такого козла, причем без его на то согласия.

В целом мощные локальные экраны создают их хозяевам немалые проблемы — нужно подпитывать энергией положительный экран (прекрасная дама или что-то еще), негативный экран (козел отпущения), стараясь получать энергию именно от внешних ресурсов (т. е. людей, играющих роль этих экранов). Если человека резко лишить такой возможности, он может даже заболеть, так как придется расходовать собственную энергию на поддержание экранов, пока не найдутся другие объекты, не будут созданы другие экраны или не изменится модель взаимодействия.

Утверждение 1

Базовая модель взаимодействия с нестабильностями структуры сознания одинакова для всех нестабильностей и всех типов экранов.

Другими словами, если человек склонен создавать кумиров и врагов в области религии и духовной жизни, он, скорее всего, также будет склонен создавать локальные экраны, прекрасных дам и козлов отпущения.

Случай В.

В., пройдя через увлечение восточными учениями, выбирает христианскую секту с крайне жестким уставом. Усилия В. сосредотачиваются на борьбе с дьяволом во всех его проявлениях. В. даже посещает лекции и встречи "чуждых" учений и активно выступает, доказывая их неправоту. Знакомые В. (особенно женщины) постоянно разочаровывают его своей духовной незрелостью и невосприимчивостью к высоким чувствам. Среди женщин единственным идеалом В. является его бывшая подруга Л. (с которой, кстати, даже не успели сложиться достаточно близкие отношения). В. преследует ее, признаваясь в любви и утверждая, что все равно она вернется к нему (на что, исходя из реальной ситуации, никак нельзя рассчитывать). Любые попытки Л. убедить В. оставить ее в покое успеха не имеют. В. крайне плохо относится к новым друзьям Л., причем тот, кто поддерживает с ней близкие отношения в данный момент, объявляется низким бездуховным человеком, и В. предпринимает всевозможные усилия, чтобы убедить в этом Л. Впрочем, когда сама Л. расстается со своим другом, он перестает быль козлом отпущения и В. готов с ним помириться.

Интересно также рассмотреть возможности построения экранов на проекции универсальных модальностей и архетипических эволюционных программ.

Отметим только одну такую возможность.

В области древних эволюционных программ существуют три основных паттерна. Первый — программа продолжения рода- стремление соединиться с партнером противоположной энергии, второй -программа самосохранения и сохранения индивидуума, третий — программа развития популяции и самоуничтожения индивидуума после выполнения первой программы. Третья программа была исключительно важна на ранних этапах эволюции на Земле, достаточно упомянуть, что при делении одноклеточного организма клетка уничтожается. В современном мире третья программа является определяющей для ряда видов насекомых (паук черная вдова), рыб (лосось), млекопитающих (австралийская сумчатая мышь) и др.

Программы поведения, сформированные в процессе эволюции живых существ, присутствуют в глубоких слоях сознания, причем чем раньше сформирована программа, тем глубже находится соответствующий кластер.

Кластеры, ответственные за упомянутые три программы, находятся в одной области смыслов и достаточно близко по шкале глубины уровней; как следствие — взаимодействие образа любви и смерти (Эроса и Танатоса), прекрасно отраженное в произведениях искусства, на уровне сказок и мифов разных культур. Одним из следствий такой дуальной структуры любовь - смерть, притяжение отторжение может являться стремление убежать от партнера, как только отношения сформировались и подошли к определенному уровню глубины и интимности, а все препятствия на их пути преодолены — включение одного экрана. Другая возможность неосознанное стремление к смерти в той же ситуации включение другого экрана.

Как правило, влияние глубинных кластеров не очень сильно, и указанные ситуации не реализуются в чистом виде (хотя в некоторых культурах например в традиционной культуре Испании, оба стереотипа достаточно сильно выражены и в искусстве, и в поведении и взаимоотношениях мужчины и женщины), однако в определенных условиях могут происходить специфические резонансы, непосредственно перестраивающие адаптативные слои под один из глубинных паттернов и запускающие одну из программ. И тогда соседство любви и смерти становится из предмета искусства реальностью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: