Что такое Карта Мышления/ассоциаций?
Как вы думаете, что самое сложное в работе дизайнера? На мой взгляд, самая трудная часть любого творческого процесса — формирование оригинальной идеи.
Существует много разных техник, как групповых, так и индивидуальных, помогающих дизайнеру развить и сформулировать оригинальную творческую идею. Одна из наиболее эффективных и популярных сегодня техник, называется «Картой памяти», «Картой ассоциаций» или «Картой мышления» (mind map).
Карта Мышления — это схематическое изображение наших мыслей, напоминающее запутанную сеть из идей, слов-ассоциаций, названий и изображений, которая «прорастает» из одной центральной идеи или слова.
С её помощью он придумывает и развивает основную креативную идею работы или концепцию.
Кстати, использовать их можно не только при создании логотипа, но и в любой творческой задаче. При ПРИДУМЫВАНИИ чего угодно!!! (названия, сценария, стихотворения, книги, поиска себя, планировании и т.д.)
Рисуя карту мышления, вам надо уяснить следующие нехитрые принципы:
· Все происходит от мысли
· Каждая ваша мысль — это слово
· Каждая ваша идея — это мысль
· Каждое ваше слово — потенциальная идея
· Каждое изображение — потенциальная идея
· Каждая мысль — потенциальная идея
· Расслабьтесь — и ваши мысли потекут легко и свободно.
С чего начать?
Для работы необходимо взять чистый лист бумаги. Далее выписываем из брифа(техзадания) ключевые слова.
1. Выписываем ключевые слова:
1) Название торговой марки
2) Описание
3) Сфера деятельности
4) УТП (Уникальные свойства ваших услуг)
5) Какие слова должны ассоциироваться с вашей компанией?
Пример
1. Название Торговой Марки: Swebsy (Secured Web Systems)
2. Слоган (если он есть): Swebsy - делаем всё для безопасности вашего сайта!
3. Сфера деятельности: Автоматизированная система для защиты веб-сайтов
4. УТП. Уникальные свойства ваших услуг (уникальное торговое предложение), которые отличают вас от конкурентов: автоматизированная система, в которой пользователь регистрируется, добавляет сайт, выбирает пакет опций и получает отчетность и рекомендации по устранению уязвимостей на сайте
5. Какие слова должны ассоциироваться с вашей компанией? (например "творческая", "современная", "профессиональная" и так далее): современная, технологичная, надежная, обладающая уникальными знаниями.
2. Рисуем карту ассоциаций:
Первое, что появляется на карте – это ключевые слова, На схеме они выделены овалами. Ключевых слов может быть два и более.
После того как определился с ключами, записываем все ассоциации с ключевыми словами, которые приходят на ум, располагаем их рядом с ключевым словом – родителем, соединяем стрелочками.
Совершенно не нужно стараться придумать что-то оригинальное, наоборот, необходимо записывать самые очевидные ассоциации. Таким образом получаются ассоциации первого уровня.
Когда они все исчерпаны, начинаем записывать понятия, связанные уже не с ключевыми словами, а с ассоциациями первого уровня, опять же не стараясь придумать что-то из ряда вон выходящее. Это будут ассоциации второго уровня, и так далее.
Какие бывают ассоциации к объекту:
1. Частью чего объект является или из каких частей состоит.
2. Цвет/текстура/свойства
3. Как/где/кто с ним взаимодействует
4. На что похож.
5. С какими объектами совместно используется.
6. Чем можно его заменить.
7. Причинно-следственная связь
8. Всё что в голову взбредёт..
3. рисуем симфолы/иконки:
Каждую интересную ассоциацию нужно обозначить маленьким изображением – символом.
4. объединяем ассоциации:
Выделите/подчеркните ассоциации, которые по вашему мнению подходят к фирме или продукту наиболее хорошо, и потенциально могут являться частью логотипа.
Попробуйте объединить 2 каких-нибудь символа между собой. Или свойство одного символа применить к другому.
Например для пекарни «Булкин дом» ассоциации первого порядка – «Булка» и «Дом» объединяем в булочный дом или дом из булки с окнами, печной трубой, и хрустящей корочкой.
Например, ассоциации от ключевого слова «безопасность» довольно банальны. Замок, ключ, щит используются повсеместно.
Если же попытаться выстроить цепочку из ассоциаций нескольких уровней, можно получить оригинальную идею: безопасность+информация = кодирование = код доступа = отпечаток пальца.
Основываясь на карте ассоциаций рисуем первые наброски.
6. отрисовываем более детально 3-5 самых удачных вариантов.
Первый вариант.
Изображение отпечатка пальца соединено с символом «коммерческой at» или, проще говоря, собакой. Собаку используют для отделения имени пользователя от доменного имени, например.
Второй вариант. В негативном пространстве буквы «e» помещен замок. Сам по себе замок является как раз ассоциацией первого уровня, от которых я стараемся уходить, и для отделяемого знака не годится. Но как «встроенный» элемент логотипа – вполне.
И третий вариант – полицейский значок с изображением глобуса как символа сети Интернет. Опять же, идея появилась благодаря карте ассоциаций по цепочке: безопасность = охрана = шеврон. В процессе эскизирования шеврон превратился в нагрудный значок.
7. Полученные варианты проверяем, задавая вопросы:
Ставим себя как бы на место потребителя:
- Будет ли смысл логотипа легко усваиваться без лишнего напряжения?
- Не слишком ли перегружен логотип?
- Будет ли символ оставаться читаемым в маленьком формате (на визитке/аватарке)?
- Понятен ли смысл целевой аудитории?
- Адекватен ли логотип «настроению» продукта (или мы выбрали радужного пони для бюро ритуальных услуг)?
8. Показываем варианты 2-3 друзьям, слушаем их мнения и ассоциации, какие вызвал логотип.
9. отрисовываем самые удачные варианты в векторе. подбираем шрифты.
10. показываем их заказчику, чтобы он выбрал финальный вариант из 3-х предложенных.
11. делаем варианты в цвете финального варианта.
12. Дорабатываем логотип,
13. создаем фирменный блок (знак+логотип+титр/надпись).
14. делаем вариант на темном фоне (инверсное начертание).