ЗАРОЖДЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................... 3

ЗАРОЖДЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫРАЗВИТИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ........................................................ 4

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ...................................................... 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................... 24

ЛИТЕРАТУРА................................................................................ 25

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экономика является одной из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и всех образованных людей. Объ­ясняется это тем, что изучение экономики — это реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена — от Аристотеля и Ксенофонта до сегодняшних дней. Еще в прошлом веке А.С. Пушкин прежде всего высказался против домашнего образования, а в числе обязательных к изучению наук назвал политическую экономию или экономику.

Сегодня интерес образованных людей к экономике (экономической теории или политэкономии) не только не иссяк, но даже возрастает. И объясняется это теми глобаль­ными переменами, которые происходят во всем мире и в России, в частности. Видный американский ученый П.Самуэльсон назвал экономикс или политическую экономику коро­левой наук. Лауреат Нобелевской премии М.Фридмен писал, что экономика — очаровывающая наука, она удивительна тем, что ее фундаментальные принципы очень просты и могут быть записаны на одном листе бумаги, тем не менее, их понимают немногие. Сложность данной науки, отражающей сложный мир хозяйствования, в том, что при изучении она требует от читателя, по словам известного в мире специалиста по истории экономической мысли А.Хейльброннера, выносливости верблюда и терпения святого.

Сутью термина «политическая экономия», в марксистской интер­претации, является изучение общественных отношений, формирующихся в процессе воспроизводства, и здесь име­ются в виду прежде всего классовые отношения. Вся эко­номическая и политическая история XX в. показывает, что классовый подход в экономической теории грешит одно­сторонностью, а попытка построения общества на его методологической базе заводит в исторический тупик. Аб­солютный приоритет в общественном развитии могут и должны получить общечеловеческие ценности.

Предметом экономической теории является анализ ры­ночного хозяйства. Экономическая теория изуча­ет не ресурсы как таковые, а экономическое поведение людей. Поэтому экономическая теория не техническая, а гуманитарная (общественная) наука. Общепризнанным (в силу своей краткости и точности) является определение предмета экономической теории, данное английским экономистом Л.Роббинсом и с неболь­шими модификациями присутствующее в любом западном учебнике по экономике: «Экономика — это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими аль­тернативное использование».

 


ЗАРОЖДЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫРАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей Древнего мира, прежде всего стран Древнего Вос­тока — колыбели мировой цивилизации. Древнеиндийские "Законы Ману" (IV—III вв. до н. э.) обосновывали существо­вавшее в то время общественное разделение труда и отношение господства и подчинения. В трудах древнекитайских мыслителей, среди которых особенно выделялся Конфуций, обосновывается резкое отмежевание умственного труда от физического. Причем первый объявляется монополией "высших" слоев, а второй — уде­лом "простолюдинов", основную массу которых составляли рабы. Выдающийся мыслитель Древнего Китая Сюнь Цзы призывал к освобождению рабов- земледельцев и рабов-ремесленников. Он считал, что "накопленным богатством" должны пользоваться все люди, которые равны от рождения, и люди из народа могут поль­зоваться правом частной собственности на землю.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей (Ксенофонта, Платона, Аристотеля) образуют теоретически исходные пункты современной экономической науки. Например, идея о полезности как основы ценности хозяйственных благ и правильном обмене хозяйственных благ как обмене эквивален­тов и др. В связи с тем, что в условиях рабовладения физиче­ский труд считался неприличным для свободного гражданина, продукт оценивался только полезностью, а не трудом.

Экономическая мысль Древнего Рима являлась своего рода продолжением экономической мысли Древней Греции. Здесь мы также встречаем обоснование необходимости рабства, но в высказываниях римских мыслителей уже находят свое отражение упадок и разложение рабовладельческого строя. Так, Сенека утверждал, что по природе все люди равны. Он писал: "Они рабы. Но они люди". Сенека осуждал рабство, вы­ступал против ростовщичества, хотя сам через вольноотпущен­ников занимался ростовщичеством и был очень богат. Идеи Сенеки оказали влияние на христианство.

Христианство принесло с собой коренной переворот в общем взгляде на хозяйственную деятельность. Оно объявило самый простой хозяйственный труд необходимым и святым делом. Апостол Павел завещал: "Если кто не хочет трудиться, тот пусть и не ест". Принцип справедливой цены, социальной, а не индивидуальной оценки продуктов и многие другие экономи­ческие проблемы изложены в той или иной степени в христи­анском учении. Но это еще не было систематизированное уче­ние об экономике, хотя термин "экономия" впервые введен в оборот Аристотелем, исследовавшим рабовладельческие хозяй­ства. Термин "экономия" состоит из двух греческих слов: "ойкос" — дом, хозяйство, "номос" — учение, закон.

Как наука экономическая теория возникла в XVI—XVII вв. в период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения рынков, интенсификации денежного обра­щения. На эти процессы экономическая наука откликается по­явлением меркантилизма.

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства, но трактовали они этот вопрос непра­вильно, так как источник богатства они выводили из сферы обращения, а само богатство отождествляли с деньгами, отсюда и название "меркантильный" — денежный.

Идейно близкой к меркантилизму является политика протек­ционизма, на­правленная на защиту, ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем введения таможенных барьеров, ограничений проникновения в страну иностранных товаров и капиталов.

Особую популярность среди меркантилистов имели Томас Ман и Антуан Монкретьен де Ваттевиль.

Томас Ман — купец, богатый английский экономист. Став купцом и нажив солидное состояние, он передал свой опыт в двух небольших сочинениях: "Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией" и "Богатство Англии во внешней торговле или баланс нашей внешней торговли как результат нашего богатства". В то время торговля и обращение денег играли настолько боль­шую роль, что слова "торговля" и "экономика" считались почти однозначными. Томас Ман главным видом капитала считал торго­вый капитал, богатство олицетворял с денежной формой, а путем обогащения признавал торговлю, в которой вывоз товаров преоб­ладает над ввозом, что приносит приращение капитала, богатство.

Антуан Монкретьен вошел в историю как яркий представитель мер­кантилизма во Франции, который обессмертил свое имя тем, что ввел в научный оборот термин "политическая экономия". С выхо­дом в свет его книги "Трактат по политической экономии" (1615 г.) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия.

Первая часть данного термина произошла от слова "политейя", что означает государственное устройство. Следовательно, политэкономия дословно переводится как законы хозяйствования в рамках государства. Появление данного термина в это время не случайно. оно обусловлено возрастающей ролью государства в первона­чальном накоплении капитала и во внешней торговле. Послед­няя, по мнению Монкретьена, является источником прибыли. "главной целью различных ремесел" и лучшим способом приобретения могущества государства. А. Монкретьен видел разницу между деньгами и богатством, благосостоянием. "Не обилие золота и серебра... делает государство богатым, — писал он, — но наличие предметов, необходимых для жизни и для одеж­ды...", Он был противником роскоши, которая, по его словам, "для государства чума и роковое разорение".

Учение Вильяма Петти (1623—1686) является как бы пере­ходным моментом от меркантилистов к классической (подлин­ной) науке — политической экономии. Его работы — "Трактаты о налогах и сборах" (1662 г.), "Слово мудрым" (1665 г.). " Политическая анатомия Ирландии" (1672 г.), "Политическая арифметика" (1676 г.), "Кое-что о деньгах" (1682 г.). Последняя работа оценена Ф.Энгельсом как шедевр политической эконо­мии. Заслуга В. Петти в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю. Известно его изречение: "Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля — его мать".

Новое направление в развитии экономики как науки представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев. Главным представителем и основа­телем этого направления был Франсуа Кенэ (1694—1774). Он родился в семье землевладельца, получил отличное меди­цинское и юридическое образование, был придворным врачом Людовика XV, пользовался покровительством мадам Помпа­дур. В 52 года после научных работ по медицине Ф.Кенэ напи­сал главный свой труд по политической экономии "Экономи­ческая таблица", где была сделана гениальная попытка анализа макроэкономического равновесия с позиции установления опре­деленных балансовых пропорций между натуральными и стоимо­стными элементами общественного продукта. Ф.Кенэ опроверг учение меркантилистов в том, что обмен создает богатство: источ­ником богатства он объявил не просто труд в земледелии, а имен­но превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве. Ограниченность его учения в том, что источ­ником богатства считался труд только в земледелии.

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723—1790 гг.) и Давида Рикардо (1772—1823 гг.).

Адам Смит родился в маленьком шотландском городке Керколди в семье главного контролера таможни его величества. Он получил хорошее образование, окончил два университета, приобрел фундаментальные знания по философии, политиче­ским наукам, математике, астрологии, юриспруденции, социо­логии и экономике. Его первая книга — "Теория нравственных чувств". Он — автор "Истории цивилизации Англии".

А. Смит вошел в историю экономической мысли как осно­воположник классической политической экономии. В возрасте 44 лет он решил исполнить грандиозный и даже чудовищный, по выражению некоторых биографов, план — дать миру теорию социально-экономического устройства. Через 10 лет полного отшельничества он выпустил книгу "Исследование о природе и причине богатства народов" (1777 г.). В этой книге систематизирована вся сумма накопленных к тому времени экономиче­ских знаний, тем самым А. Смит выполнил свою историческую задачу. Основная идея в учении А.Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регу­ляторы он называл "невидимой рукой". А.Смит заложил основы трудовой теории стоимости, возвысил роль производительного труда как создателя стоимости, показал значение разделения труда как условие повышения его производительности, впервые отметил, что в образовании стоимости лежит не только живой, но и овеществленный продукт — "перенесенная стоимость", создал учение о доходах, четко сформулировал принципы налогообложения и многое другое. Его исследование стало как бы библией для ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо родился в семье богатого коммерсанта. С 1793 по 1812 гг. занимался коммерческой деятельностью, нажил миллионное состояние. Будучи крупным землевладельцем, по­святил себя научной работе. Он продолжил разработку теории А.Смита, преодолев некоторые недостатки его учения. Главный труд Д.Рикардо — "Начала политической экономии и налого­вого обложения" (1809 и 1817гг.). Он показал, что единствен­ным источником стоимости является только труд рабочего, кото­рый и лежит в основе доходов различных классов (заработной платы, прибыли, процента, ренты), что прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего; сформулировал законы обратно- пропорциональной зависимости между заработной платой и при­былью, указал на тенденцию к понижению нормы прибыли, рас­крыл механизм дифференциальной ренты. Его учение легло в ос­нову английского утопического социализма.

На ошибки классической школы неоднократно указывали русские экономисты в конце XIX — начале XX вв. Так, B.Я.Железнов писал, что классическая школа облекла свои положения в абсо­лютную формулу, считая свои теоретические выводы пригод­ными для объяснения хозяйственных явлений всех времен, а принципы вечными постулатами создания нормального строя экономических отношений. Этим самым классическая шко­ла исключала способность к историческому развитию. Крупным недостатком классической экономики было игнорирование роли государства в хозяйственной жизни. И это понятно: при нена­висти к абсолютной монархии они невольно уменьшали значе­ние государственного регулирования человеческих отношений.

Определенным этапом эволюции мировой экономической мысли стали труды швейцарского экономиста и историка Жана Шарля Леонара Симонда де Сисмонди (1773—1842). Он учился в Женевском университете, жил во Франции, Великобритании, Италии. Главный его труд — "Новые начала политической экономии" (1819 г.). Сисмонди выступал с критикой экономического механизма капиталистического общества. В центр экономиче­ского учения Сисмонди ставил распределение, от которого за­висят потребление и производство. Он считал, что политическая экономия призвана быть наукой совершенствования социаль­ного механизма ради счастья человека.

Идею создания будущего общества, каждый в своем понимании, выдвинули социалисты-утописты Анри Клод Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837) - Франция и Роберт Оуэн (1771—1858) — Великобритания. Они выступили с крити­кой капитализма и требованием реорганизации производства, распределения и потребления, отмены частной собственности, ликвидации противоположности между умственным и физиче­ским трудом, установления справедливой социальной системы. Последнюю Сен-Симон назвал индустриализмом, Фурье — гармонией, Оуэн — коммунизмом. Они были против револю­ции и политической борьбы.

Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, К.Маркс и Ф.Энгельс создали теоре­тическую концепцию, получившую обобщенное название "марксизм". Их идеи в той или иной степени были дополнены и несколько переработаны В.И.Лениным, а также русскими и советскими экономистами до 80-х годов XX в.

Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) — важнейший этап в теоретической экономике, представляющий со­бой всестороннее исследование законов развития капиталистиче­ского общества и концепцию социализма (коммунизма) как новой экономической системы. Последняя характеризуется формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации наемного труда, равная плата за равный труд, всеобщая и полная заня­тость, ведение хозяйства по единому плану.

Карл Маркс (1818—1883) — немецкий мыслитель-энциклопедист, родился в семье адвоката. Отличаясь большой работо­способностью и увлеченностью, К.Маркс и его многочисленная семья жили в бедности, потому что он почти никогда не имел оплачиваемой работы. Финансовую поддержку он получал в основном от родителей жены — баронессы фон Вестфален и от своего друга и соратника Ф.Энгельса, потомственного фабри­канта. С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без частной собственности на средства производства, опираясь на экономику государственного типа, регулируемую из центра. Главный труд К.Маркса "Капитал" сделал автора одним из величайших экономистов мира. Ф.Энгельс на­зывал "Капитал" библией рабочего класса. Несмотря на слож­ный язык и некоторые несоответствия отдельных положений теории с жизнью, на которые указывал и Ф.Энгельс, это произ­ведение можно отнести к шедеврам немецкой науки. Главные от­крытия К.Маркса заключаются в том, что он раскрыл законы развития капитализма, его внутренний источник самодвижения — противоречия, создал учение о двойственном характере труда, воплощенного в товаре, и прибавочной стоимости, показал ис­торически приходящий характер капитализма как формации, раскрыл сущность абсолютной ренты и т.д.

Догматическое изложение главных идей марксизма при попытке построения социалистического общества в отдельных стра­нах оказало плохую услугу этому великому для своего времени учению. Конечно же не лишено оно и отдельных недостатков. Одним из них является то, что главное внимание в труде уделя­лось антагонизму классов, а практические рекомендации для про­цветания общества в настоящем оказались на заднем плане.

История лишь частично подтвердила справедливость положений и выводов марксистской экономической теории. Так, мысли К.Маркса об абсолютном обнищании пролетариата в условиях капитализма, о капиталистическом обществе как сугу­бо эксплуататорском оказались ошибочными.

Идеи, изложенные в работах К.Маркса, нашли отдельных последователей среди известных российских и западных эко­номистов. В то же время марксизм и в прошлом, и в настоя­щем сурово критиковался и продолжает критиковаться.

Таким образом, классическая школа теоретической эконо­мики, зародившаяся на рубеже XVII и XVIII вв., просущество­вала с различными модификациями до конца XIX в. Она была теорией аналитического типа, то есть изучала сущность эконо­мических явлений и их внешние формы, и классифицировала экономические категории по определенной схеме, согласно -ко­торой сфера производства была объявлена первичной по отно­шению к сфере обращения, а главной, исходной категорией, объявлялась трудовая стоимость (в другой трактовке — издерж­ки производства).

В конце XIX — начале XX вв. происходит отказ от теории классической школы, который характеризует переход от аналитического типа науки к систематическому, переход от вопроса "В чем сущность данного явления?" к вопросу "Как экономиче­ские явления взаимодействуют?" В это время и формируются основные направления экономической мысли XX в.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: