Общие методические указания по написанию курсовой работы




 

1. Курсовая работа должна отвечать следующим требованиям:

· Наличие в работе всех структурных элементов исследования: теоретической, аналитической и практической составляющих.

· Наличие обоснованной авторской позиции, раскрывающей видение сущности проблемы автором.

· Использование в аналитической части исследования обоснованного комплекса методов и методик, способствующих раскрытию сути проблемы.

· Целостность работы, которая проявляется в связанности теоретической и экспериментальной его частей (для исследований, содержащих экспериментальную часть).

· Перспективность исследования: наличие в работе материала (идей, данных и пр.), который может стать источником дальнейших исследований.

· Достаточность и современность использованного библиографического материала и иных источников.

2. Объем курсовой работы, не считая приложений должен составлять, как правило, 25-30 страниц.

3. В процессе подготовки и защиты курсовой работы студент должен продемонстрировать:

· знания, полученные им как по учебным дисциплинам, учитывающим как направленность образовательной программы, так и по направлению подготовки в целом;

· умение работать со специальной и методической литературой, нормативной документацией, статистической информацией;

· навыки ведения исследовательской работы;

· умение самостоятельного обобщения результатов исследования и формулирования выводов;

· владение компьютером и специальным программным обеспечением как инструментом обработки информации;

· умение логически строить текст, формулировать выводы и предложения.

4. Последовательность выполнения работы предполагает следующие этапы:

1) выбор темы (заявление на имя заведующего кафедрой о закреплении темы работы

и научного руководителя;

2) составление плана (см. пример оформления);

3) изучение теоретических аспектов темы работы;

4) сбор, анализ и обобщение эмпирических данных, исследование аспектов

деятельности конкретного объекта (предприятия/организации/региона/рынка), связанных с темой курсовой работы;

5) разработка предложений и рекомендаций, формулирование выводов;

6) оформление работы;

7) представление работы на проверку научному руководителю;

8) защита курсовой работы.

5. Работа содержит следующую структуру (см. пример оформления):

· титульный лист;

· содержание;

· введение;

· основную часть, состоящую, как правило, не менее чем из 2-х разделов (теоретического, обзорного по заявленной проблематике; аналитического, организационно-экономического по рассматриваемой проблеме; практического, с рассмотрением реальной практики, опыта функционирования объекта исследования, расчетами и обоснованиями рациональности предложений);

· заключение, включающее выводы и предложения (рекомендации);

· список используемых источников;

· приложения (при необходимости).

6. Основными требованиями к работе являются:

· четкость и логическая последовательность изложения материала;

· краткость и точность формулировок, исключающая возможность неоднозначного их толкования;

· конкретность изложения полученных результатов, их анализа и теоретических положений;

· обоснованность выводов, рекомендаций и предложений;

· соответствие содержания и темы.

7. Введение: во введении должна содержаться краткая оценка современного состояния рассматриваемой проблемы, обосновываться актуальность выбранной темы, цель и задачи работы, объект и предмет исследования, теоретико-методологические основы работы. Введение должно быть кратким (1-2 страницы).

8. Первый раздел работы – теоретический,должен содержать полное и систематизированное изложение состояния вопроса по теме работы.

Сведения, содержащиеся в этом разделе, должны давать полное представление о состоянии и степени изученности поставленной проблемы. Данный раздел, по существу, должен представлять собой обзор и анализ имеющихся литературных источников по исследуемой проблеме, позволяющий найти пути решения поставленных задач и выявить умение автора обобщить и критически рассмотреть существующие теоретические воззрения.

Написание первого раздела работы проводится на базе предварительно подобранных литературных источников, в которых освещаются вопросы, в той или иной степени раскрывающие тему курсовой работы. Подбор необходимой научной литературы проводится с использованием библиотечных каталогов, реферативных журналов, научных журналов по соответствующему направлению, а также монографий, учебников, справочников, нормативной документации, патентной литературы, других публикаций, электронных ресурсов.

Изучение литературных источников важно проводить в определенном порядке, переходя от простого материала к сложному, от работ общего характера, к работам по более узкой проблематике и затем – к узкоспециализированным публикациям.

Вначале следует ознакомиться с общетеоретической литературой (учебники, статьи в теоретических журналах), а затем с работами прикладного плана.

Таким образом, сбор материала эффективнее начинать с книг и обзоров, а затем знакомиться со статьями и первоисточниками.

Поиск требуемых литературных источников проводят в библиотеках и поисковых системах в обратнохронологическом порядке, т. е. вначале выявляют необходимые источники среди материалов, опубликованных в последние годы, а затем переходят к поиску более ранних публикаций (как правило, за последние 5–10 лет).

Особое внимание следует обратить на законодательную, нормативную и специальную документацию, посвященную вопросам, связанным с предметом и объектом исследования.

Автор должен ознакомиться с содержанием основных работ по избранной теме. При этом следует составить список вопросов, являющихся основой содержания намеченной темы, разделив их примерно на такие группы:

– вопросы, получившие общее признание;

– недостаточно разработанные дискуссионные вопросы, требующие изучения;

– неразработанные вопросы, появившиеся в порядке постановки или вытекающие из ранее проведенных исследований.

Излагая содержание работ других авторов, следует показать их вклад в изучение проблемы.

Работа над первоисточниками состоит в основном из двух этапов:

1) предварительного просмотра материала, когда выделяется основное содержание работы в целом и ее главные мысли. Это позволяет оценить важность данной работы и обосновать необходимость более деятельной ее проработки;

2) изучения материала с критическим анализом.

При работе с научными книгами (монографиями, сборниками трудов и т. д.) необходимо ознакомиться с их содержанием по оглавлению, просмотреть книги, прочитать аннотацию, введение, заключение. В том случае если имеющиеся в книге материалы представляют интерес, следует провести детальное изучение данной работы.

При работе с первоисточниками и монографиями целесообразно придерживаться определенных правил работы с научной литературой:

– отделить в материале основное от второстепенных деталей;

– разобраться в незнакомой терминологии, понятиях и определениях;

– записать возникающие при чтении вопросы;

– прочитать главу книги или статью, составить для себя конкретные вопросы типа: «В чём главная мысль работы?», «Каковы аргументы в подтверждение этой мысли?», «Что можно возразить автору?», «Какие выводы вытекают из работы?».

Завершающим этапом этого раздела должны стать анализ современного состояния вопроса, выявление круга неразрешенных пока задач, что весьма важно для определения актуальности и перспективы дальнейшего изучения проблемы.

Иллюстрации, графический и табличный материал могут быть приведены в этом разделе работы только в случае крайней необходимости, если приведенные в них материалы не могут быть сформулированы словами в виде закономерностей и зависимостей.

Раздел заканчивается обоснованием необходимости проведения аналитической части работы по уточненному фокусу.

Раздел должен иметь название, отражающее существо изложенного в нем материала. Не допускается выносить в качестве названия этого раздела заголовки типа «Теоретическая часть», «Обзор литературы» и т. д., не раскрывающие содержания приведенного в разделе материала.

Раздел может состоять из ряда подразделов, имеющих свои подзаголовки.

9. Второй раздел работы предполагаетанализ особенностей объекта исследования, а также раскрывает практические аспекты проблем, рассмотренных в первом разделе.

Анализ должен проводиться на основе конкретных данных, полученных автором курсовой работы.

Для получения конкретных данных и решений поставленных вопросов при подготовке данного раздела работы:

– изучается конкретный аспект деятельности объекта (организации/региона/рынка);

– исследуются причины и следствия, связанные с этим аспектом проблем;

– выявляются основные тенденции развития объекта (организации) в установленных условиях;

– определяются возможные способы повышения эффективности функционирования объекта.

Также в этом разделе должны быть сделаны самостоятельные выводы и рекомендации (предложения), вытекающие из полученных результатов, основанные на самостоятельно проведенных расчетах или наблюдениях, и направленные на повышение эффективности и развитие объекта исследования. В этом разделе должны быть использованы статистические и другие данные, обработанные и обобщенные автором.

Должны быть представлены таблицы, графики, схемы, диаграммы и другой иллюстративный материал.

10. Заключение – важнейшая неотъемлемая структурная часть курсовой работы, в которой подводится итог проведенных исследований.

В заключении должно содержаться краткое изложение основных результатов работы и их оценка, сделаны выводы по проделанной работе, даны предложения по использованию полученных результатов, включая их внедрение, а также следует указать, чем завершилась работа.

Заключение может состоять только из выводов и рекомендаций (предложений).

Выводы должны быть по всей работе, написанными по пунктам в последовательности, соответствующей порядку выполнения практической части, а также краткими, четкими, не перегруженными цифровым материалом.

Выводы общего порядка, не вытекающие из результатов и содержания курсовой работы, не допускаются. После изложения выводов, отражающих существо работы и ее основные результаты, формируются конкретные предложения или рекомендации; предложения должны быть конкретными и адресными.

Рекомендации (предложения) излагаются по пунктам либо в общем разделе заключения «Выводы и рекомендации (предложения)», либо в самостоятельном подразделе «Рекомендации (предложения)».

Общий объем раздела «Заключение» («Выводы и рекомендации») – до 2-х страниц.

11. Список использованных источников (см. пример оформления) включает литературу, отчеты, интернет-ресурсы, подается в конце работы (перед приложениями) и составляется в алфавитном порядке.

Сведения о книгах (монографии, учебники, справочники и т.п.) должны включать: фамилию и инициалы автора (авторов), название книги, город, издательство, год издания, количество страниц. При наличии трех и более авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого из них и слова «и др.». Наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже, допускается сокращение названия только двух городов - Москва (М) и Санкт-Петербург (СПб).

Сведения о статье из периодического издания должны включать: фамилию и инициалы автора, заглавие статьи, наименование издания (журнала), наименование серии, год выпуска, том, номер издания (журнала), страницы, на которых помещена статья.

Сведения о стандарте должны включать: обозначение и наименование стандарта.

12. Приложения к курсовой работе оформляются как ее продолжение на последующих страницах или в виде отдельной части.

В приложения помещают необходимый для отражения полноты исследования вспомогательный материал, который при включении в основную часть курсовой работы загромождал бы текст.

К вспомогательному материалу, включаемому в приложения, можно отнести:

– методики, математические доказательства, формулы и расчеты;

– таблицы вспомогательных цифровых данных;

– нормативные и финансовые документы по исследуемой проблематике;

– иллюстрации вспомогательного характера.

13. Требования к оформлению курсовой работы. Работа выполняется при помощи компьютерной техники и печатается с одной стороны листа формата А4. При использовании текстового редактора Word текст набирается 14 кеглем шрифтом Times New Roman через 1,5 интервала. Абзацный отступ должен быть одинаковым на протяжении всего текста и равняться 1,25 см. Число строк на странице – до 30, количество знаков в строке, включая интервалы – 63–65. Размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.

Заголовки структурных частей курсовой работы («ОГЛАВЛЕНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ГЛАВА», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЯ») печатают заглавными буквами полужирным начертанием посередине листа с новой страницы.

Заголовки параграфов печатаются строчными буквами (кроме первой заглавной) полужирным начертанием с абзацного отступа. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой.

Между заголовком главы и параграфа оставляют одну пустую строку. Расстояние между заголовком главы (параграфа) и последующим или предыдущим текстом должно быть не менее одной строки.

Первой страницей курсовой работы является титульный лист, который включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется. Нумерация страниц начинается с введения. Страницы нумеруют в правом верхнем углу без знака № и точки после номера. Нумерация страниц, глав, подглав, таблиц, формул представлена арабскими цифрами.

Иллюстрации (схемы, графики, рисунки) и таблицы приводятся непосредственно после текста, в котором они впервые упоминаются, либо на следующей странице первыми.

Таблицы или иллюстрации размещают (см. пример оформления) на листе таким образом, чтобы их можно было читать, рассматривать без поворота переплетенного блока работы или с поворотом по часовой стрелке.

Таблицы нумеруют последовательно (за исключением таблиц, приведенных в приложении) в рамках главы. В правом верхнем углу над соответствующим заголовком таблицы размещают надпись «Таблица» курсивом с указанием ее номера. Номер таблицы должен состоять из номера главы и порядкового номера таблицы, например: «Таблица 1.2» без точки в конце (вторая таблица первой главы).

Каждая таблица должна иметь название, которое размещают над таблицей и печатают симметрично тексту полужирным начертанием. При перенесении части таблицы на следующую страницу слово «Таблица» с номером и название указывают один раз справа над первой частью таблицы, а над другими частями, выравнивая текст по правому краю, курсивом пишут «Продолжение табл.» и указывают номер. Например: «Продолжение табл. 2.2».

Заголовки граф таблиц должны начинаться с больших букв, подзаголовки – с маленьких, если они составляют одно предложение с заголовком, и с больших, если они являются самостоятельными.

Суммарное количество таблиц и рисунков (схем, графиков, диаграмм) должно быть, как правило, не менее 10.

Под таблицей и иллюстрацией необходимо указать источник информации и степень участия автора работы. Возможны варианты оформления:

· Источник: [23, с. 35], т.е. материал заимствован со страницы 35 источника номер 23 согласно списка литературы.

· Источник: составлено (сформировано) автором по материалам [21, с. 48; 43, с. 120].

· Источник: составлено автором по материалам финансовой отчетности предприятия.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных страницах, включаются в общую нумерацию страниц соответствующей главы.

Каждая иллюстрация должна иметь название. Образец оформления рисунков и таблиц приведен в Приложении. Иллюстрации обозначают словом «Рис.» и нумеруют последовательно в рамках главы, за исключением иллюстраций, помещенных в приложениях. Номер иллюстрации в главе состоит из номера главы и порядкового номера иллюстрации в рамках этой главы, между которыми ставится точка. Например: «Рис. 1.3.» – третий рисунок первой главы. После номера рисунка ставят точку, и название рисунка печатают с прописной буквы без точки в конце названия рисунка. Например: «Рис. 3.1. Структура активов ООО «Сэлма». В конце названия рисунка точку не ставят. Номер иллюстрации, ее название и пояснительные надписи размещают последовательно под иллюстрацией.

Формулы нумеруют в рамках главы. Номер формулы состоит из номера главы и порядкового номера формулы в главе, между которыми ставится точка. Номер пишут с правого края текста страницы в одной строке с соответствующей формулой, в круглых скобках. Например: «(3.1)» – первая формула в третьей главе. Значение каждого символа и числового коэффициента необходимо подавать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия.

Ссылки на источники. При написании курсовой работы необходимо дать ссылку на источники, материалы или отдельные результаты, которые приводятся в работе, или на идеях и выводах которых разрабатываются проблемы, задачи, вопросы исследования. Такие ссылки дают возможность найти документ и проверить достоверность сведений о цитировании документа, предоставляют необходимую информацию о нем, помогают выяснить содержание, язык текста, объем. Ссылаться следует на последние издания публикаций. На более ранние издания можно ссылаться лишь в тех случаях, когда у них есть материал, который не включен в последнее издание.

Если используются материалы из монографий, обзорных статей, других источников с большим количеством страниц, в ссылке необходимо точно указать номера страниц, иллюстраций, таблиц, формул из источника, на которые ссылаются. Ссылка в тексте оформляют c использованием квадратных скобок, в которых отмечается порядковый номер источника в списке использованной литературы и соответствующая страница. Например: [6, с. 17]. Ссылки в тексте работы на источники следует указывать порядковым номером по перечню ссылок, выделенным двумя квадратными скобками, например, «... в работах [1-7]...».

При цитировании текст цитаты помещается в кавычки, а после кавычек дается ссылка на источник с указанием страницы. Например: «… сегодня важно то, что макроэкономическую стабильность и интеграцию в мировую экономику смогут реализовать те страны с переходной экономикой, темпы роста ВВП которых находятся на уровне не менее 5-6% …» [6, с. 23].

Список литературы располагают непосредственно после заключения, продолжая сквозную нумерацию страниц. Образец оформления библиографического описания списка литературы приведен в Приложении. Библиографическое описание обязательно выполняется на языке публикации (украинском, русском, английском и др.). Количество ссылок на источники информации в тексте работы должно быть не меньше числа источников в списке. Источник считается использованным только при наличии ссылки на него.

Приложения размещают после списка литературы на последующих страницах, размещая их в порядке появления ссылок в тексте работы. В них приводится информация вспомогательного характера, прежде всего ксерокопии финансовых отчетов предприятия, статистические данные о состоянии рынков конкретных товаров, работ и услуг. На базе этих данных автор составляет аналитические таблицы, графики, диаграммы для второй главы работы, анализирует их, выявляет причинно-следственные связи и тенденции развития. Каждое приложение начинают с новой страницы. Приложениям дают заголовки, которые печатаются в верхней части страницы строчными буквами, начиная с первой заглавной. Посередине строки над заголовком печатается слово «Приложение __» и заглавная буква, обозначающая приложение (за исключением Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ).

В приложениях приводятся громоздкие таблицы, необходимые для проводимого анализа, первичные финансовые документы и статистические данные.

 

Далее следуют примеры оформления

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: