ЛЕКЦИЯ 3. Педагогическая классификация и характеристика подвижных игр в связи с возрастными особенностями детей




Игры делятся на две группы: командные и некомандные (с водящим и без водящего).

К командным играм относятся игры с одновременным участием всех игроков и с участием игроков по очереди.

Различаются игры сюжетно-ролевые; имитационные, игры-аттракционы, игры-развлечения, подготовительные (с элементами видов спорта

Дети 7-10 лет (учащиеся 1-4 классов) владеют всеми видами естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метания) еще недостаточно совершенно, поэтому подвижным играм, связанным с естественными движениями, должно уделяться большое внимание.

Необходимо учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности детей этого возраста, а также то, что дети данного возраста подвержены различным влияниям окружающей среды и быстро утомляются. Это связано с тем, что сердце, легкие и сосудистая система у детей этого возраста отстают в развитии, а мускулатура еще слабая, особенно мышцы спины и брюшного пресса. Прочность опорного аппарата также еще невелика, а, следовательно, возможность его повреждения повышена (слабость мускулатуры, повышенная растяжимость связок увеличивают возможность нарушения осанки).

Подвижные игры с бегом и прыжками должны быть краткими по времени и сопровождаться частыми передышками. Наиболее подходящими играми являются игры-перебежки, например, «Волк во рву», «Два мороза», в которых дети после краткой перебежки имеют возможность отдохнуть, или игры с поочередным участием играющих в движении – «К своим флажкам», «Заяц без логова», «Пустое место».

Внимание детей в младшем школьном возрасте недостаточно устойчиво. Ребенок часто отвлекается тем, что в данный момент ему кажется более интересным. В связи с этим подвижные игры не должны требовать от них долгого сосредоточенного внимания, иначе дети перестают соблюдать правила, ход игры нарушается и у них пропадает интерес к игре.

Воля и тормозные функции у детей слабо развиты. Им трудно долго и внимательно слушать объяснение игры, поэтому используются игры с небольшим количеством правил (2-3). Правила можно давать не все сразу, а постепенно, по мере усвоения их учащимися.

В первые два года обучения в школе, в связи с образным мышлением у детей большое место занимают игры сюжетные, которые способствуют удовлетворению творческого воображения детей, их выдумки и творчества («Совушка», «Гуси-лебеди» и др.), проводимые во внеклассное время. Используются также игры с элементами таинственности, неожиданности – «Жмурки», «Отгадай, чей голосок», игры с прятаньем и угадыванием – «Прятки», «Часовые».

В этот период в играх воспитываются основы поведения, умение выполнять правила общественного порядка. Появляются игры с разделением на команды, в которых каждый участник борется за интересы своей команды, выручает товарищей, попавших в «плен». Командные игры начинаются к концу первого года обучения и особенно широко применяются в третьем классе.

Учащиеся 5-7-х классов (11-13 лет) увлекаются играми более сложными, чем в предыдущих классах. Объясняется это тем, что дети в этот период обладают большей устойчивостью в работе сердца, большей емкостью легких, хотя дыхательная система еще и недостаточно развита.

Мышцы постепенно растут и укрепляются, но силовые данные еще недостаточно развиты, поэтому организм еще не подготовлен к длительным силовым напряжениям, односторонним нагрузкам. Дыхательная система значительно более развита, нежели в младшем школьном возрасте, но дыхание еще недостаточно глубокое. Нервная система совершенствуется. Тормозные функции у детей 11-13 лет значительно лучше развиты, чем в младшем школьном возрасте, сильнее развита волевая сфера. Игры становятся более длительными по времени и более насыщенными сложными движениями, что способствует воспитанию у подростков выносливости.

Детей в этом возрасте очень интересуют игры, в которых они могут совершенствовать свои действия. Их увлекает сам процесс игры, им нравится проявлять свою быстроту, ловкость, меткость, силу и сообразительность. Появляются игры с преимущественной направленностью воздействия на отдельные скоростные и силовые способности, но не требующие предельного напряжения, причем эти напряжения носят циклический характер («Скакуны» и др.).

Основное место в играх подростков занимают командные игры, потому что в этот период у них особенно развито чувство коллективизма. Они любят игры, в которых каждый может показать свои личные возможности и использовать их в интересах своего коллектива («Вызов», «Часовые и разведчики»). Сюжетность сохраняется только в играх на местности.

В связи с ускорением полового созревания наблюдается дисгармония физиологических функций нервной и сердечно-сосудистой систем. Отмечаются нарушения функций вегетативной нервной системы (головокружение, сердцебиение, повышенная чувствительность к звукам, запахам и др.). Это отражается на играх детей. Они неуравновешенны психологически, бурно проявляют своим эмоции в процессе игры. В связи с этим необходимо повышать требования к соблюдению правил игры, при чрезмерной возбудимости делать перерывы в игре.

В этот период имеются некоторые особенности в играх мальчиков и девочек. Девочек начинают интересовать музыкальные игры с элементами художественной гимнастики, аэробики и т.д. Мальчиков же интересуют больше игры силовые, на выносливость, на скорость бега.

В некоторые подвижные игры вводят строго регламентированные спортивные правила. По этим играм проводятся соревнования между классами, школами. Примерами таких игр могут быть «Пионербол», «Борьба за флажки», «Мяч капитану», «Перестрелка» и др. Также в соревнования по подвижным играм проводятся и с привлечением более младших ребят («Зарница», «Веселые старты» и др.).

Период 14-15 лет (учащиеся 8-9 классов) характеризуется ускоренным темпом роста. Особенно быстро растут кости рук и ног. В результате этого несколько нарушается координация движений подростка. В этом возрасте у мальчиков начинается половое созревание, а у девочек оно заканчивается.

Сердечно-сосудистая система подростка, несмотря на бурную возбудимость, связанную с половым созреванием, хорошо приспосабливается к упражнениям на скорость и выносливость. Это позволяет использовать подвижные игры с длительным бегом, с сопротивлением и борьбой, на выносливость, но при систематическом контроле со стороны педагога и врача.

Продолжается окостенение хрящевой ткани, значительно увеличивается объем мышц и их сила. Еще больше становится разница между силовыми и скоростными возможностями мальчиков и девочек. Поэтому необходимо учитывать эти различия и делить подростков по полу в силовых играх. В различных играх на скорость бега, преодоление препятствий, с метанием на дальность необходимо строго следить за одинаковым количеством мальчиков и девочек в каждой команде, а в некоторых случаях проводить такие игры раздельно.

В этом возрасте подросткам нравятся те игры, в которых они могут проявить себя с лучшей стороны. Большой интерес они проявляют к играм командным. Причем разделение на команды сложное, с дифференцированными ролями. Подростки уже проявляют интерес к постоянным командам, а не случайного характера. Сюжетность в играх совершенно отпадает, основное место занимает моторное содержание и организационная структура игры. Широко используются игры, подготовительные к спортивным, и спортивные игры.

Подростки любят тренировать в играх отдельные навыки, необходимые для спорта. Им нравится играть в игры с мячом, подготовительные к баскетболу, волейболу, футболу, хоккею и др. В этих играх их интересует больше всего сам процесс игры, тренировка технических навыков игры и тактики поведения в ней. Подростки любят строгое судейство и стремятся честно соблюдать правила игры.

Простые подвижные игры частично заменяются спортивными играми, которые проводятся во внеклассное время и во внешкольной обстановке, т.к. требуют много времени для их проведения и ограниченное правилами количество игроков (секции по спортивным играм). Если же спортивные игры и проводятся во время уроков, то по упрощенным правилам.

Широко применяются соревнования по подвижным играм в виде эстафет с преодолением препятствий, с борьбой, метаниями, прыжками, лазанием и перелазанием, а также по полуспортивным играм.

Юноши и девушки 16-17 лет (10-11 классы) достигают высокого уровня физического развития и обладают большим двигательным и игровым опытом. Поэтому спортивная подготовка здесь выдвигается на первый план. Использование подвижных игр помогает решению этой главной задачи.

У учащихся старших классов продолжается рост и развитие организма. Процесс окостенения скелета, развитие мышечной силы еще не заканчивается. Вес юношей увеличивается главным образом за счет увеличения мышечной массы и роста костей. У девушек мышечная система, особенно мускулатура плечевого пояса, развивается медленнее, чем у юношей. Вес тела девушек растет за счет увеличения длины туловища, объема таза и жировых отложений. Завершается формирование суставов, и они становятся менее податливы морфологическим изменениям. В этот период заканчивается половое созревание у юношей. Значительно возрастает способность к абстрактному мышлению, анализу явлений, сознательному отношению к своим поступкам и действиям товарищей. Совершеннее становятся тормозные функции, у учащихся развиваются воля, выдержка, умение более спокойно переносить поражения в играх.

У юношей и девушек стабилизируется интерес к тому или другому виду спорта.

Игры с сильным напряжением длительно проводить нельзя, т.к. они приведут к перенапряжению, перетренировке. Но для совершенствования двигательных навыков необходимо многократное повторение активных действий в игре.

Основное место в этот период занимают спортивные игры, а подвижные игры являются вспомогательным средством, позволяющим совершенствовать и закреплять отдельные навыки, тактику поведения для разных видов спортивных игр и различных видов спорта.

Подвижные игры со спортивными элементами могут быть также использованы в качестве разминки, в качестве активного отдыха на занятиях тем или другим видом спорта.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Как классифицируются подвижные игры?

2. Что необходимо учитывать при подборе подвижных игр для детей различного возраста?

Рекомендуемая литература

1. Андриенко Т.Т. Методические рекомендации по проведению эстафет и игровых заданий. – Луганск: Альма-матер. 2003. – 45 с.

2. Андриенко Т.Т. Игровые упражнения-развлечения: Метод. реком. – Луганск: Знание, 2004 – 56 с.

3. Андриенко Т.Т. Игры, забавы и развлечения. Метод. рекомендации. – Луганск: Знание 2004 – 28 с.

4. Андриенко Т.Т. Подвижные игры и методика их применения в спортивных играх. – Луганск: Альма-матер, 2003 – 23 с.

5. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры – М.: ФИС, 1989 – 182 с.

6. Ефимова Н.Г. Методика преподавания подвижных игр. – К.: Радянська школа. – 1989 – 79 с.

7. Коротков И.М. Подвижные игры в школе. – М.: Просвещение. – 1989. – 191 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: