Художественно-публицистические особенности гимнов-проектов г. Тольятти.
Василий Татищев – главный исторический персонаж гимнов-проектов г. Тольятти
Тезисы доклада на Татищевских чтениях 24 ноября 2004 года
Александр Дмитриевич СТЕПАНОВ,
член творческой группы при департаменте культуры Тольятти.
лауреат премии Союза журналистов СССР,
член Союза российских писателей,
заслуженный работник культуры России,
член творческой группы конкурса,
редактор-составитель сборника гимнов-проектов г. Тольятти
“Прославим песней Тольятти-город!”.
ПЕСНЬ РОДИНЕ... БЫТЬ ЛИ ЕЙ В ТОЛЬЯТТИ? БЫТЬ!
Любовь с хорошей песней схожа,
А песню нелегко сложить...
Степан ЩИПАЧЁВ.
Ломать - не строить...
(Из народной мудрости).
ПРОБЛЕМЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ.
1. ПОЛИТИКО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ. Рассматривать объявленный мэрией, его департаментом культуры г. Тольятти конкурс проектов тольяттинского Гимна и самих проектов нельзя без связи с политической ситуацией в обществе и в городе, без ссылки на исторические параллели, без представления традиций и нынешних канонов песенного (гимнового) искусства народов мира и нашего края.
Демократизация по идее должна была б обновить, оздоровить социально-политическую и морально-этическую обстановку в обществе. По тому же закону революционных преобразований общество должно было во всём этом разрушить устаревшие принципы и только тогда возводить новые, но обязательно лучшие.
Но, видно, так уж суждено нашей стране: как в знаменитом Гимне, "весь мир насилья мы разрушим до ОСНОВАНЬЯ, а затем...". Горячие головы-политики, а более всего, наш брат-журналист так увлеклись разрушением коммунистической идеологии и методологии, что во вполне добрых намерениях начали разрушать не только основы российского менталитета, но и вековые общечеловеческие ценности самосознания. А в эту "разруху" стали прорываться идеи и действия, опирающиеся только на природных, уже животных инстинктах самосохранения. Прискорбно, что сила этих идей и поступков прославляется, романтизируется в бурном потоке художественных и публицистических произведений - в кино, на телевидении, в газетах. В связи с этим вызывает недоумение ответ Президента России на вопрос об его представлениях о желаемой нравственности в обществе: "Независимость и свобода в широком смысле этих понятий". Во-первых, свобода и независимость - не только нравственные, но и политические категории. Во-вторых, как понять - "в широком смысле"? Например, свобода от ответственности перед родителями-детьми, независимость от Законов государства и другие свободы, как раз и ведущие не только к жестокостям по отношению к одной личности, но и к разрушению общества, государственности. Наверно, не это имел в виду наш Президент. А разъяснить высказывание не было времени...
|
Процессы разрушительства в этом смысле, на мой взгляд, происходят и в нашем городе. И можно лишь порадоваться чьей-то инициативе (сверху или снизу) иметь в городском сообществе свой Гимн. Пусть это внедряется искусственно, пусть - с шероховатостями в организации, очевидно: соревновательный процесс среди огромнейшей массы самодеятельных и профессиональных поэтов и композиторов должен хотя бы настроить здоровые, конструктивные силы города на некоторое погашение разрушительных и на начало созидательных действий. ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ!
|
Понятно, что даже сам конкурс проектов Гимна, не говоря о будущем Гимне (дай Бог, он состоится!), должен вызвать в земляках чувство уважения к своему городу, своему дому, к себе. Что в своё время называлось патриотизмом, а в пору разрушения других нравственных постулатов недавнего прошлого огульно высмеивалось, компромитировалось, оболгалось. Восстановить его добрый общечеловеческий смысл - этим, думается, продиктована идея иметь и на Родине, и на малой родине символику, геральдику, атрибутику. Как известно, город Тольятти уже обзавёлся своим гербом и флагом.
Естественно, увлечённым "разрушителям" это не по вкусу, не по нраву. Заметим кстати: как правило разрушительные тенденции в действиях человека амбициозны, агрессивны, наступательны. Обратите внимание только на заголовки публикаций, так называемой "жёлтой" прессы, относящихся к проблеме конкурса гимнов. Для других российских городов и краёв: "Чем больше рожа и живот, тем крепче армия и флот" ("КП", 10 апр. 2004 г.); "А гимн для Чукотки Абрамович закажет сэру Полу Маккартни?" (24 июня 2004). А наши газеты и того краше. Вульгарные заголовки: "ГэГэГэ - Гимн Города Готов!!!", "Гимнецо"; "Полезен также унитаз, но это не поэзия!"; писсемистический - "Было бы желание петь"... Не говоря уж об оскорбительном тоне по отношению к организаторам конкурса в самих публикациях: здесь и скрытая многоточиями рифма "старый хрен"... Все эти, с позволенья сказать, статьи выходили огромными кусками на целые газетные полосы, и только нейтральная информация подавалась в других газетах крошечными заметульками с множеством фактических ошибок, а в "крупноблочных", скорее всего намеренно - и того более. В них запутывались цели и задачи конкурса, организационные схемы, а также выдумывались ложные сведения об организаторах и авторах.
|
Нельзя умолчать и о том, что не все организаторы одинаково добросовестно отнеслись к делу: имеются в виду члены творческих групп - в основном литераторы. На мой субъективный взгляд, недобрую услугу предоставила в этом заезжая группа московских литераторов-"чесальщиков", за определённую мзду ограничившись в оценке текстов всего лишь одной фразой о негодности всех огульно и не высказав конкретных замечаний и рекомендаций. Непорядочно вели себя и некоторые местные члены экспертной комиссии, оценивая некоторые работы по дружбе с их авторами. На моих глазах, например, один из них при анонимности авторского текста воспользовался указанием самого автора, на какой странице его стихи и работа друга. Примечателен и такой факт: один из авторов, являющийся в то же время экспертом, в заметках на полях рукописей "в пух и прах" разнёс все до одного текста и рядом со своими отметил фразой "Готовый гимн" с множеством восклицательных знаков. Таким образом, на мой взгляд, уже в процессе самого конкурса были допущены изъяны. Поэтому не удивительно, что и конкурс проектов Гимна, и сами проекты вызывали в городе неоднозначную реакцию. Одни осмысленно и всерьёз выступали против "квасного патриотизма", другие, что более грустно, до неприличия "скалили зубы" над вполне доброй затеей.
Но всё-таки "она вертится". И приступая по просьбе департамента культуры к составлению сборника Гимнов-проектов, я искренне и обоснованно верил и до сих пор верю, что в конце концов, ПЕСНЬ ГОРОДУ ТОЛЬЯТТИ будет создана!
2. ТВОРЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. Особенность гимна-песни в том, что он предназначен для ХОРОВОГО, КОЛЛЕКТИВНОГО ИСПОЛНЕНИЯ (прочувствования). Отсюда и особо строгие требования к тексту для него.
Прав классик советской лирической песни Степан Щипачёв: нелегко сочинить песню. Ещё труднее - Гимн. И если песня требует особых "технологических" и художественных условий, то Гимн - тем более.
А. "ТЕХНИЧЕСКИЕ" условия гимнового стихосложения. Чётко произносимый звукоряд: скажем, недопущение столкновений одинаковых и однородных согласных и ударных слогов. Желательность рифм, оканчивающихся гласными звуками, поскольку не все согласные можно "протянуть" в пении, а отрывистый согласный звук слушается не слишком приятно. И, конечно, напевная, чёткая ритмичность строк!
Условия особенностей русского языка. Слова должны быть простыми и доступными для широкого круга людей, независимо от возраста и образовательного уровня. Плохо звучат в песне вводные слова-предложения, причастные и деепричастные обороты. Простым должен быть и синтаксический строй: это короткие фразы, укладывающие законченную мысль в одной-двух строках. Плохо воспринимаются в песнях, тем более в Гимне - сложно-подчинённые конструкции.
Сложность сочинения текста для Гимна заключается и в стилистическом плане. С одной стороны, это должно быть ХУДОЖЕСТВЕННОЕ произведение с поэтическими образами и приёмами. С другой - требование простоты и доступности для широкой аудитории исполнителей и слушателей ограничивает текст изысканными, глубоко метафорическими аллегориями и образами. Забегая вперёд, скажу, что как раз обе эти крайности наблюдаются в большинстве представленных текстов: то не поддающиеся расшифровки образы-завитушки, то лобовые митинговые сообщения-выкрики. Ко второму ряду относятся также избитые идиомы-штампы типа: "город родной, дорогой, любимый". Художественное сочинение требует не называния, а показ "любимости".
И ещё сложность: Гимн лишён прямых сюжетных линий - только выражение ЧУВСТВ!
Б. ФИЛОСОФСКИЕ, ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ нюансы гимнового стихосложения. Трудность в том, что надо так ХУДОЖЕСТВЕННО выразить нравственно-политические чувства к объекту внимания, чтобы это "задело" за сердце пусть не всякого, но обязательно большинства сограждан (в кулуарах оргкомитета слышал такое условие: "Надо, чтоб при исполнении у каждого слёзы наворачивались"). И тут тоже две крайних опасности могут погубить текст: сюсюкающая сентиментальность или вульгарная героизация. Если угодно, это должна быть ровная, осмысленная, крепкая, "мужская" любовь и гордость!
В отличие от лирической, или даже гражданского звучания песни, где мысли и чувства высказываются и выказываются в "мягкой", задушевной форме как бы от первого лица - Гимн отражает их от коллектива-единомышленника в "жёсткой", громогласной, патетической форме. В связи с этим по духу и форме его можно уподобить художественно-публицистическому жанру в прессе - ОЧЕРКУ, но только в стихотворном, поэтическом виде. Нельзя не учитывать и то, что Гимн волей-неволей слышат не только жители самого объекта посвящения. Его будут оценивать "со стороны", в том числе, по поговорке: "Всякий кулик своё болото хвалит". Поэтому при сочинении текста следует подчёркивать не уникальность своего города, не преимущество и превосходство его над другими поселениями, а только его особенности, или как говорят поэты, "особенки", вызывающие у земляков объективные любовь и гордость к конкретным заслугам и реалиям. Иначе это и будет "квасной патриотизм" и даже шовинизм по отношению к людям других селений, так же любящих свои родные места.
ГЕОГРАФИЯ. Естественно, в Гимне должно узнаваться местоположение города: Волга, горы Жигули, околостепной ландшафт и другие неповторимые приметы местности, отличные от иных мест. Скажем, в одном из текстов указаны лишь две породы деревьев, произрастающих в окрестностях: берёзы и тополя. Мне кажется, что более распространённая у нас порода - сосна. А на жигулёвских склонах и дуб. Иначе - получается, что помещённые в текст породы либо особо любимы только автором, либо взяты для ритмического лада и рифмы.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗНАКИ требуют особой осторожности. Здесь надо соблюдать, так называемую, политкорректность, учитывая неоднозначность оценок каких-то исторических событий и личностей даже среди научных специалистов.
В частности, авторам необходимо досконально знать о такой исторической личности, как Василий Татищев, личности как великой, так и неоднозначной в восприятии нынешнего поколения. Да, он основатель города Ставрополь-на-Волге. Да, он замечательный историк и филолог. Однако, судя по немилости царицы в конце его жизни, какие-то грешки водились за ним. Поэтому у многих авторов песенных текстов, законно включивших упоминание этой личности, например, возникал так и нашедший ответа вопрос о его графском титуле.
Тем не менее, на мой взгляд, достаточно удачно вписали его в свои работы. "Не зря здесь державный Василий Татищев// Пришпорил навеки лихого коня", - пишет о нынешнем памятнике основателю города один поэт. Другой вторит: "И глядит с пьедестала Татищев, // Благодарный потомкам своим". Еще повторы: "Мы памятник Татищеву воздвигли на века// В том месте, где над Волгою крутые берега"; "Глядит с пьедестала с надеждой Татищев// И видом своим говорит: "Так держать!"... "Державный муж Татищев, основатель,// Наш край избрал по замыслу Петра", - достаточно точно отражает исторический факт ещё один автор. А вот очень поэтический образ: "Овеян славой доблестный Татищев -// мы воплотили в жизнь его завет". Замечательно также, что один из авторов имя дальнего знаменитого предка ставит рядом с нынешним героем современности: "Новых героев приняв имена, // Помним Татищева и Полякова".
Надо ещё учесть, что Гимн рассчитан на наших детей и, может быть, внуков-правнуков. Историческая бестактность, к примеру, относится к названию нашего города. Так вот вышло исторически: он носит имя итальянского лидера коммунистической партии. Прошедший несколько лет назад референдум по возвращению городу прежнего имени Ставрополь-на-Волге показал, что большинство проголосовавших не хочет возвращать прежнее. И это нынешняя реальность. Поэтому пока (!) некорректно и в Гимне, предназначенном, по крайней мере на ближайший десяток лет будоражить эту проблему. Для этого и существует в литературе фигура УМОЛЧАНИЯ. Так же некорректно с исторической точки зрения копаться в каких-то биографических грехах основателя города (как правопреемника Ставрополя-на-Волге) Василия Татищева, или обидного особенно для старшего поколения затопления бывшего города-посёлка Ставрополя-на-Волге.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ. Замечательно, что на первых этапах оргкомитет принимал абсолютно все проекты от всех-всех авторов. Это весьма демократично и и вызвало у достаточно широкой массы людей добрые патриотические чувства. Но хотя эти цели хороши, всё же главная цель: создание Гимна. А в достижении её, на мой взгляд, не всё гладко. Досадно, что ни положение о конкурсе, ни профессиональные требования к будущему Гимну не были широко обнародованы в городе сразу же при объявлении конкурса. А недобросовестные, или дилетанты-журналисты давали в прессе информацию, компромитирующую добрую идею. Ну, к примеру, "Городские ведомости" раньше, а "Площадь Свободы" - недавно, поспешили сообщить задолго до рассмотрения материалов экспертами о неудачно проводимом конкурсе: нет достойных текстов - сетовали в газете. Как будто речь о выпечке блинов!
Считаю также, что на первом этапе допущена чья-то недобросовестность в отборе 19 лучших текстов, где наряду с удобоваримыми текстами оказались просто убожески слабые.
Было б правильным наравне с нынешним составом жюри пригласить в качестве экспертов специалистов "со стороны", не зависимых от творческих пристрастий. Я уже предлагал оргкомитету их, людей достаточно квалифицированных в области искусства и, что очень важно, людей порядочных, способных объективно судить о ценности произведений.
Повторюсь. Это прежде всего, тольяттинки: главный редактор информационного отдела департамента образования Светлана Ивановна БАНЮЛИС; профессор ТГУ доктор педагогических наук Галина Николаевна ТАРАНОСОВА; писатели из Самары, чьё творчество близко к конкурсному жанру, Семён ТАБАЧНИКОВ, Борис СИРОТИН, Иван НИКУЛЬШИН, а также композиторы, художественный руководитель Волжского народного хора Владимир ПАХОМОВ и профессор Самарской академии культуры и искусств Александр Кузьмич НОСКОВ. Да будь такая возможность, можно пригласить композитора из Москвы, которая давно дружит с Тольятти по линии "Детских ассамблей искусств, Татьяну Алексеевну ЧУДОВУ.
На мой взгляд, неправильно, что на третий этап было представлено множество текстов без нотного сопровождения. Дело в том, что у песни, тем боле у Гимна - ТРИ АВТОРА: сочинитель(и) текста, композитор(ы), исполнитель(и). И в практике песенного (гимнового) творчества много примеров замечательных произведений, когда не очень яркий текст "вытягивает" прекрасная музыка, аккомпанемент и исполнение. И - наоборот. Поэтому в практике утвердилась система совместной, одновременной работы стихотворца-композитора-исполнителя.
В связи с этим предлагал на 4-м (м.б., не последнем) этапе конкурса по результатам оценки экспертной и творческой групп остановиться на 4-5 лучших текстах из 3-его этапа, добиться, чтобы к ним была сочинена музыка и Гимн исполнен хоровым коллективом. При этом сошлюсь на весьма авторитетное мнение замечательного композитора Александры Пахмутовой по поводу организации работы над песней: "Песня не живёт, пока она не прозвучит. А это путь непростой. Нужно угадать исполнителя, сделать запись. В наше коммерческое время нужно ещё постараться, чтобы она прозвучала " - говорит она ("Аргументы и факты", № 45, 2004 г.).
Думаю, пройдено полпути: издан сборник текстов-гимнов. Нужна музыка, нужны исполнители, нужна запись.
И ни в коем случае нельзя остановиться на полпути, несмотря на сопротивления и скабрезности!
...В старые добрые (доброе было немало и тогда) времена творческие конкурсы преследовали ещё одну цель - учебную. По их результатам проводились семинары с разъяснением решения жюри и оглашения замечаний и рекомендаций. И хотя конкурс Гимнов Тольятти уникален и, возможно, неповторим, всё-таки в творческом плане он способен сыграть и воспитательную, и учебную роль. Именно поэтому, хотя я не эксперт, отзываясь на просьбу оргкомитета, в меру своих знаний и опыта делаю обзор представленных на конкурс работ. При этом допускаю, что в чём-то могу ошибаться, судить придирчиво и субъективно. Готов согласиться с другими доводами.
ТЕПЕРЬ ПО СУЩЕСТВУ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ РАБОТ. Большая часть моих замечаний оставлена на рукописях. А здесь сначала покажу самые существенные по каждому тексту.
Текст 1. "Любимый" - навязчивый штамп. "Любимый Тольятти" - без подсказки можно подумать, что это город - налицо двусмыслие (ещё помнится вождь Пальмиро Тольятти). "Страна "Жигулей" - слишком смелая гипербола. Не только страна "Жигулей", но и ГЭС... "Улиц широкою статью". Стать улиц? Да ещё широкая! Как это может быть? "Созданный богатырями" - богатырь - архаизм. "К небу взлетел корпусами" - не только корпусами. И как можно взлететь корпусами? "Врезался вихрем дорог" (в небо) - тоже непредставимо, как это город может врезаться вихрем дорог в небо? Понятно желание автора сделать красиво - красиво-то получилось, но невнятно, неточно.
1.1. Вариант текста того же автора, но с припевом. По запевам те же замечания. Припев: "По трудным будням славных дней"... Трудные, но славные... Будни дней? Что это такое? "Лети на крыльях "Жигулей" - это что, уже не автомобиль, а самолёт? "От белых склонов Жигулей" - Жигули не так высоки, чтоб быть заснеженными зимой и летом...
2. "Любимый (тот же штамп) Тольятти, родная обитель" ("обитель" - архаизм). "Наш город, наш дом" - "нашго" и "нашдо" сливаются ввиду столкновения ударений двух рядом стоящих слогов. "Строителей ВАЗа мы видим отряд" - историческая несправедливость: ВАЗ строила огромная армия, а не отряд. "Вот эти ребята" - какие? "Ты - гордость России, ты - победитель". Победитель чего, кого, в чём?
Этим же автором представлены тексты 2.1, 2.2, 2.3, 2.4., 2.5, 2.6. - фактически это тот же текст с небольшими изменениями. Все они несостоятельны с точки зрения стихосложения. Достаточно проанализирован один (первый вариант). "Город Тольятти (столкновение однородных согласных звуков ДТ), город труда (кроме такого же столкновения ДТ ещё и фактическая неточность в утверждении, что "город труда", но не только ж труда, но и отдыха, учёбы, искусства). "Родины нашей славный почин" ("почин", начало чего? К тому же "почин" в умах многих людей страны ассоциируется с "ленинскими коммунистическими субботниками" - а это уже двусмыслие, недопустимое в песне). Опять же - штамп "город родной". "Край легендарный, город креста" - это намёк на исторический факт: Тольятти - правопреемник города Ставрополя-на-Волге, "города креста". Но нынешнее название города "Тольятти" не означает то же, что и прежнее название. Если б автор хоть как-то втиснул в текст "Ставрополь-на- Волге", такого недоразумения не возникло. "Здесь гордость - России АВТОзавод, который построил великий народ". Такая сложная конструкция сложно-подчинённого предложения не позволяет определить кто что или что кого построил: получается - и АВТОзавод построил людей (народ). "Седых Жигулей ЕСТЕСТВЕННЫЙ рай" - слово "естественный" из научной лексики. "Величие Волги, леса и поля" - несогласованный по смыслу ряд слов: если у Волги - величие, то что у лесов и полей? Ширь, размах? Или тоже - величие? Тогда фраза должна бы звучат в такой удобоваримой форме: "Величие Волги, лесов и полей". Но тогда строка не будет рифмоваться со следующей: "Да здравствует, наша родная земля". К тому же стихотворение изобилует назывными конструкциями и определениями, одинаково подходящими и для иных мест и поселений в стране и мире. Всё это выдёт автора как лихо рифмующего всё, что попадает под руку.
3. Намеренно опускаю этот текст, как и несколько других, для более подробного анализа в конец обзора.
4. "В Тольятти живут люди разных профессий". Во-первых, люди разных профессий живут во всех поселениях страны и мира, а не только в Тольятти. Во-вторых, такое научное по стилистике заявление непременно требует перечисление этих профессий. Может быть, автор считает рифмовкой слова "профессий-дети"? Напрасно: созвучие не угадывается. "На всех языках о нём (о городе Тольятти) песни поют". Ну очень смелое заявление! "За 35 лет сумел он прославиться". Историческая несправедливость: город Волжской ГЭС, химпредприятий, автозавода прославился и раньше 35 лет. "Цвети, наш Тольятти, зимой или летом". Можно согласиться с пожеланием цвести городу и зимой, и летом. Но почему или-или? То есть, можно только зимой? О каком цветении речь в зимнюю стужу? В старину ещё заметили: "Если бы в декабре не морозы, и зимой бы цветы расцвели..." Рифмуется "взор-живём"! А вот смысловая несуразица: "Не станешь спортсменом, то станешь поэтом". А сели не станешь ни тем, ни другим, а водителем троллейбуса, то что - в петлю?!
5.2. "Он не хуже других в России". Столкновение согласных НН. По логике русской речи, если что-то отрицается, то непременно сообщается о чьём-то ином мнении. По крайней мере, публично вряд ли кто осмелиться заявлять, что Тольятти хуже других городов России. Или может сказать, что в чём-то хуже. Однако в представленном тексте нет такого утверждения, а сразу - бум! - "не хуже"... "Может, чуточку только БЕЛЕЙ" - сообщает во второй строке автор, что предполагает: всё-таки чуточку хуже, потому что БЕЛЕЙ". Но что обозначает белый цвет - чище, умытее? Или - населённый людьми только белой расы? Или в нём только БЕЛЫЕ дома? Но это не совсем так - дома разноцветные. "Да побольше на них (на улицах города) тополей". Уверяю: больше, чем в Джамбуле тополей, кажется, нигде и нет. Правда там тополя - пирамидальные, более неприхотливые к капризам природы. В припеве утверждение "Для кого-то просто город, да и только (это ж очевидно!), а для наС С Тобою - нет его родней". Столкновение согласных - раз. И непонятное протвопоставление: для кого-то просто город, а для нас - нет родней. Какая ж логика? "От шумных дорог вдалеке". Тольяти - ну, никак не вдалеке от шумных путей, ни в прямом (на пути в Москву), ни в переносном смысле - весь мир шумит о Тольятти из-за популярности во многих странах тольяттинского автомобиля "Лада-Жигули". "А вокзалы его и причалы на одной сочитаешь руке". Да зачем их-то считать? И о чём говорит их малое число? О том, что это маленький городок - не правда это. Несмотря на то, что, действительно, вокзало и причалов у нас маловато. "Не забыл он (город Тольятти) о русской ладье". В каком смысле? Ну, скажем, помнит он о русской ладье - какое особенное качество характера это демонстрирует? Или автор имеет в виду логотип автозавода, на котором изображена ладья? Но в тексте этот намёк никак не проявляется.
6. "Под стягом триумфального расцвета". В этой строке и многих других текста проявляется красивость и вычурность художественных образов, затрудняющих восприятие смысла: "стяг", "триумф", "расцвет" - нагромождение метафор, в конце концов, не дающее представления, о чём речь. Кроме того, при произношении слова "расцвет" в ээтом контексте обретает другое значение: "рассвет". Та же невнятная "завитушка" в строчках "И легендарных предков эстафету из века в век достойно пронесли". Не ясно, о каком предмете и качестве ЭСТАФЕТЫговорит автор. То же в строчках "Задорней нашей удали не сыщешь", "Во имя мира в ЛОНЕ старины". А "град", в смысле - "город", не только архаизм, но и двузначен: град как осадки. Словом, текст красив, но неряшлив, а ватор, тем не менее, не лишён поэтического дара.
6.1. Тот же автор, те же невнятные красивости. А утверждение, что Татищев благословил "на подвиг трудовой издалека" неточно. Татищев лишь определил, указал место в излучине Волги, где нужно было пстроить защитную от врагов крепость, которая потом превратилась в город Ставрополь-на-Волге. К трудовому подвигу он, выходит, не имеет отношения. "Горды БЕЗМЕРНО участью своей". "Безмерно" - слишком сильная, выспренняя гипербола. "Здесь - в самой сердцевине Автограда вершил историю двадцатый век". Историю вершит нетолько один век и не только в "сердцевине" (тоже - неточная метафорв) Автограда. Она вершилась всеми веками на всей планете.
7. Громкий не очень внятный набор лозунгов. Штамп: "городлюбимый". Столкновение согласных "В Веках". "Славься людьми, Жигулями, Россией". Славится людьми и Жигулями - понятно. А как славиться всей Россией, всей страной? "А мы будем ЧЕСТНО сынами России". Неуклюжее сочетание "быть честно". Вообще,текст "ни о чём".
8. "Живём в твоём СЕРДЦЕ единой семьёй". Образ сердца применительно к городу неуклюж. "И песни о дружбе народов Тольятти помчат по Руси "Жигули". Народы планеты, народы страны - понятно. А какие народности можно считать сугубо тольяттинскими? "Проспекты, дома и цеха возвели". Дома входят частью в проспекты, без них не существует проспектов. Поэтому в этом перечислении - логическое "неравноправие". "Тольятти и Флинт - города-побратимы". Но у Тольятти есть ещё брат: Вольфсбург. И, кажется, болгарский Казанлык. А почему автором обижен итальянский Турин, "подаривший" нам градообразующий автозавод? Бедна рифмовка стихотворения.
9. "Над Волгой СТОИТ Молодецкий курган" - "застывший" образ. "Веками глядиТ С Него Разин Степан". Очень сложно не только пропеть, но просто произнести стык согласных ТСН. И вопрос: и сегодня Стенька стоит на кургане и глядит (куда?)? Если б хоть статуя его была там, можно было б решиться на такую метафору. "мы помним его и свои пепелища (какие? очём это?) и кто такой тайный советник Татищев". Неплохо б на этот вопрос - кто же он? "Наш город как лада..." Лада - по устаревшему понятию означает "любимая женщина". Выходит, Тольятти и есть такая женщина. "Лик нового города в песнях воскрес" - этот лик не умирал, чтобы воскреснуть. "найдите тех, кто не знает где "Куйбышевфосфор", "СК", "Волгоцеммаш"... Вряд ли знают все о них даже в ста километрах. Да и как можно без спотыкания пропеть эти сложные конструкции и аббривиатуры: один "КуйбышеВФосфор", к тому же разрушивший ритм строки, способен сбить с мелодии! Да если уж начать называть крупные предприятия, то называть все.
10. "КРАСИВЕЙШИЙ город Земли" - гипербола слишком сильна, превосходная степень - как превосходство над иными местами. "С берега всадник из БЕЛОГО КАМНЯ". Насколько известно скульптура всадника Татищева на берегу Волги вылита из металла. "Мы согреты Тольяттинским солнцем" - до сих пор солнце было одно на всех. Тольяттинское солнце - это слишком гиперболизированный образ, выдающий квасный патриотизм лирического героя текста. "Мы посмотрим друг другу В лица". Можно посмотреть НА лица, или В глаза друг друга.
11. "Тольятти! Ставрополь бывший". Не просто Ставрополь, а Ставрополь-на-Волге. Ничем немотивированная для всего текста ссылка на прошлое. Подаривший мечту: "быстро летящих коней". Устойчивый и понятный образ машины - "ЖЕЛЕЗНЫЙ конь" (так же, как самолёт - железная птица). Без этого определения "летящие (?) кони" воспринимаются в буквальном смысле. А автор, похоже хотел сказать об автомобилях. "Славься наш город - гордость России (может быть...), Волжского моря прибой". Первое: до сих пор море называлось Жигулёвским. Второе: по автору получается, что город и есть моря прибой. Как это? "Ладья в небе синем славит народ трудовой". Наверно, речь о стеле возле автозавода, на которой водружен макет ладьи - части автозаводского логотипа, символики. Без этого пояснения в тексте непонятно, почему ладья (ЛОДКА) попала в небо синее. Неправда также, что символом (гербом, логотипом) Тольятти является ладья. На гербе Тольятти - крест. Неверно выражение, что символ, логотип славит людей Тольятти. Наоборот, люди (народ) Тольятти славит этот символ. В предпоследней строке последней строфы "ТЫРОдине дорог" сталкиваются два ударных слога и поэтому произносится "тыро..."
11.1. Тот же автор. Почти те же шероховатости технического порядка. "Два века пролетело и..." - так должно прозвучать строка, если следовать заданному ритмическомй строю стихотворения. Тогда и следующая строка должна "удлиниться" на один слог. В тексте много столкновений одинаковых согласных звуков, затрудняющих чёткое произношение: "кто Б Подумать мог", "и живы будеМ Мы", "стояТь Тебе века". Стык рядом стоящих ударных слогов КАк сАд пОсле зимы". В припеве здравица в честь Земли" "Живи, Земля! Цвети, Земля!" Это ж Гимн города Тольятти, а не планеты Земля. "Жигули" и "Нивы" с конвейера бегут". Бегут - в смысле "удирают", двусмысленно. Правильно же говорится "сходят с конвейера". Ещё вопрос по строке: почему автор называет только две марки машин, сходящих с конвейера. Зачем обижать конструкторов других марок! "Ладья на пьедестале по дорогам мчит и Родине бескрайней с любовью говорит". Если речь ладьи ещё как-то можно вообразить, то как может ладья (лодка), или её макет НА ПЬЕДЕСТАЛЕ мчать по дорогам - невозможно представить. "Века прошлИ И Я скрывать..." Первое: слияние трёх гласных звуков. Второе, принципиальное: Гимн - выражение коллективного (если угодно, стадного) выражения чувств. "Я" - выражение личного, субъективного.
12. "Его (города) судьба в моих руках". Тоже - лирика. И не очень понятно, как судьба огромного поселения может оказаться в "руках" одного человека. Это слишком гиперболизированный образ. "Заводы, город возвела (дружная семья народов)". Заводы - одна из частей города. Называя только одну, автор "обижает" дома, учреждения и другие постройки города. "Мой город - сад и МОЙ ВЕНЕЦ". Не ясно, что подразумевает автор под метафорой "мой венец"? Если его лирический герой "повенчан" городом, то сразу напрашивается вопрос: как и с кем? И то же личное, лирическое обращение к городу: "в моих руках", "мой город". А Гимн прдеполагает: "НАШ".
13. Штамп: "Тольятти родной". "Тольятти, как город... вознёсся". Так кто вознёсся, как город - итальянец Пальмиро Тольятти? Стыки согласных звуков и ударных слогов: "всеМ Миром", "встретим ВАСХЛЕбом". Нам радостно жить и ОТРАДА БЕРЁТ" - совершенно неуклюжее выражение. "Нивы" просторы Земли бороздят". Надо иметь в виду, что "Нивой" в России ещё названы хлебоуборочные комбайны, но они не "бороздят", не пашут просторы земли, а коят и омбмолачиват хлеба. А наша "Нива" требует пояснения - "легковая машина, авто". И она не бороздит! А вот неточности: "На смену, на спорт и на отдых на дачу мы мчимся на них (на авто) и НЕ ЗНАЕМ ПРЕГРАД". Подобные перечисления мест поездок коварны недоразумением: на машинах ездят куда угодно - и всё это перечислять? И ещё какие преграды в прямом и переносном смысле встречаются у нас на автомобилях на дорогах в стране и за рубежом!
14. Как только встречается в тексте слово "центр", которое в нём при соблюдении ритмического строя ("России центр и оплот") должно в стыке двух ударных слогов произнестись как "центЫр", далее читать не хочется. Да и далее: фраза "Ладья как символ-представитель известна миру без прикрас" звучит неуклюже.
15. "Город НАД ВОЛгой стоит". Стык ударных слогов сливает их в непонятное "надвол"... И фраза - из научного, географического плана трактата. "НАД ВАзом лаДЬЯ БЕлой чайкой парит". А тут сразу дважды сталкиваются по два ударных слога и при произношении сливаются в непонятные "надва" и "дьябе" (замечу, кстати, что досттаочно квалифицированный хормейстер и композитор из Самары Александр Носков на мои подобные замечания сказал: "Исполнители знают способы внятно произносить такие "спотыкачки". Согласен: профессиональные исполнители. Но Гимн рассчитан на непрофессионалов). "В ЧЕСТЬ гор... " - оборот сугубо канцелярский. "Когда-то прославился здесь КГС" - эта аббривиатура мало известна широкой общественности. "И чтит имеНА ГРАД: Татищев, Орлов". Стык ударений производит слово "наград". Затем - рядом близкие по произношению "ДТ". Поставив рядом фамилии Татищев и Орлов, автор утверждает об однозначности в истории этих людей. Но это не так. К тому же, не надо забывать, что в истории Самарской области-губернии был ещё тоже крупная величина с той же ыамилией: первый секретарь обкома КПСС Владимир Орлов. Думаю, что и он наравне, а может, более, чем граф Орлов сыграл роль в становлении города Тольятти. И уж если вникать в эту фразу до конца, то автор называет не имена, а фамилии. Кроме того, в песне плохо воспринимаются такие сложно-сочинённые конструкции с двоеточием. Правильнее и понятнее было бы сказать: " И чтит имена Татищева, Орлова", Но это не укладывается в строй стиха. "А Волга ЗВОН ПОМнит бурлацких оков". Насколько известно, бурлаки не были скованы. И стык ударных: "ЗВОНПОМ". "Мы ВПРАВЕ гордиться, что здесь рождены". А если не рождён здесь - не вправе?
16. "На историческом месте" - научный термин. Город - "людей изваянье". Выходит, город, состоящий из людских изваяний. "ОпоРА РОссии"... ЗДЕСЬ люди УМЕЮТ трудиться" - а там не умеют? "ЧтоБЫБЫТЬ" - быбы. "БЕГ "Жигулей" ЛЕТИТ" Как это?
17. "Походка его (города) всей России слышна". Походку только видят. Слышат шаги. "ОТ ДУши". КАК КРЕмень". "И, как бурлаки, тянут вдаль времена". Образ буралаков в нынешнее быстрое цивилизованное время в стран некорректен. "Корабль, что над Волгой поднял паруса". Парусный корабль сегодня может быть только в музейном исполнении.
18. "На земле... на брегах Волги... отражается Тольятти". Может ли? Притом, "брег" - архаизм. "РапахНУЛ ОН ДВЕри"... "И плывёт над Волгой под парусом ладьи" - образ воспринимается натурально. Припев - хороший! "Плещет Волга нам волною". Волнами плещет только обо что, а не кому. Тексты отдельно и в нотном стане разнятся, но одинаково корявы.