Задержка речевого развития




Содержание.

1. Введение. Актуальность темы.

2. Задержка речевого развития детей.

3. Диагностика речевого развития и ЗРР

4 Причины задержки речевого развития у детей раннего возраста

5 Помощь специалистов ребенку с задержкой развития речи.

6 Список литературы.

1. Введение

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для правильной диагностики нарушений речи, для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо и для того, чтобы правильно построить всю коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии.

В связи с тем, что в настоящее время значительно возросло число детей с речевыми нарушениями, а как известно правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации, выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в более ранние сроки. Поэтому изучение развития речи детей раннего возраста, а также выявление отклонений в развитии речи в раннем возрасте является наиболее актуальной темой в настоящее время. Пластичность нервной системы у ребенка не беспредельна и с возрастом значительно понижается, поэтому работа по диагностике, профилактике, коррекции и формированию речи должна начинаться в самом раннем возрасте (В.К. Орфинская, К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Б. Эйдинова).

1. Задержка речевого развития детей (ЗРР).

Задержка речевого развития (ЗРР) у ребенка - это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до четырех лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.

Логопеды, дефектологи, психологи и неврологи бьют тревогу по поводу недоразвития речи, ориентируясь на то, что от нее зависит общее психологическое развитие ребенка и формирование сферы межличностного взаимодействия. Также от развития речи зависит и развитие познавательных процессов у ребенка: память, мышление, воображение, внимание.

В последние годы отмечается тенденция к увеличению количества детей с проблемами речевого развития, которое начинает выявляться уже в раннем возрасте (от рождения до 3 лет).

Многие исследователи (А.Н.Гвоздев, Р.Е.Левина, А.С.Галанов, Е.А.Стребелева и др.) выделяют следующие этапы в развитии речи ребенка:

1) гуление – возникает в результате общения ребенка со взрослым в возрасте от 2 до 5–7 месяцев;

2) лепет – возникает в 4 месяца и продолжается до 30 недель;

3) слова – первые слова возникают на фоне продолжающегося лепета в возрасте 11–12 месяцев;

4) предложение (фраза) – формируется у ребенка в возрасте 2–2,6 лет, появляются вопросы “где?, “куда?”, с 3-х лет – “почему?”, “когда?”;

5) связный рассказ – появляется с воспроизведением коротких рассказов, стихов, потешек с 3 лет, к 4-м годам ребенок овладевает умением составлять рассказ по картинке и об игрушке, а к 5 годам овладевает элементами контекстной речи.

Обследование детей в условиях поликлиники показывает, что одна третья часть детей, достигших трехлетнего возраста, страдают речевым недоразвитием.

Если отсутствие речи у детей, воспитывающихся в домах ребенка, кажется вполне объяснимым (изоляция младенца от матери обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллектуального и речевого развития и формирования личностных функций, которые не поддаются исправлению), то увеличение количества детей с задержкой речевого развития (ЗРР) среди малышей, воспитывающихся в семьях и не ограниченных в общении со взрослыми, вызывает тревогу. Неудивительно, что в обществе назрела проблема оказания ранней логопедической помощи детям, страдающим речевым недоразвитием. Многие российские исследователи уделяют большое внимание данной проблеме (А.Н.Корнев, Е.А.Стребелева, Е.И.Морозова, Г.В.Дедюхина, Т.В.Волосовец и др.) По данным Г.В.Жаровой “одним из речевых нарушений является экспрессивная алалия, которая характеризуется двумя основными признаками – отставанием в сроках усвоения языка и его патологическим усвоением. Замедленным темпом усвоения языка характеризуется также задержка речевого развития. Дети с задержкой речевого развития способны к самостоятельному овладению системой языка, что мало доступно детям с экспрессивной алалией”.

Результаты обследования детей с ЗРР показывают, что у большинства из них сохранны интеллектуальные функции, понимание речи чаще всего соответствует возрастной норме. Трудности проявляются в использовании активной речи. У большинства малышей она отсутствует (ребенок мычит, использует невербальные способы общения – жесты и интонацию), некоторые дети употребляют отдельные слова, имеющие усеченное, искаженное строение, слова-заменители или лепетные слова, но объем их значительно ниже возрастной нормы. Фраза не сформирована. Дети не пытаются повторять слова за взрослым, не проявляют интереса к чужой речи. Попадая в детский сад, некоторые из них начинают ощущать свою беспомощность, переживают от того, что их никто не понимает, замыкаются и перестают разговаривать. С возрастом разрыв отставания в развитии речи от нормативных показателей увеличивается в геометрической прогрессии. По данным Н.С.Жуковой, если ребенок 3 лет отстает на 1–1,5 года, то в шестилетнем возрасте он отстает почти на 3 года.

Ученые утверждают, что любая задержка в речевом развитии ребенка может привести к отклонениям в его поведении и в различных видах деятельности. Поэтому детям раннего возраста с речевыми нарушениями, с целью предупреждения вторичных отклонений в развитии, необходима специальная помощь.

2. Диагностика речевого развития и ЗРР

Развитие речи у детей очень сложный и индивидуальный процесс, который зависит от многих факторов. Но, тем не менее, необходимо уделять пристальное внимание процессу развития речи у ребёнка.

Рамки, которые учитываются нормами развития, достаточно гибкие. Если малыш в год говорит не 10 слов, а 7, то тревогу бить не стоит. Колебания в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-3 месяцев. Причём для мальчиков возможно отставание от девочек на 4-5 месяцев.

Обыватели считают, что есть некая зона, область мозга, отвечающая за развитие речи. В реальности речь формируется только при согласованной работе обоих полушарий мозга. Для полноценного и своевременного речевого развития нужно, чтобы гармонично развивались как правое полушарие, которое отвечает за эмоционально-образную сферу, пространственное мышление и интуицию, так и левое полушарие, отвечающее за рационально-логическое мышление. У мальчиков пучок нервных волокон, соединяющих оба полушария, тоньше, чем у девочек, и развивается медленнее. Поэтому бывает, что обмен информацией между полушариями затруднён, из-за чего мальчикам сложнее облечь свою мысль в форму грамматически правильного высказывания. Если нет мозговых и психических отклонений в развитии, при раннем небольшом отставании в речевом развитии, мальчик с помощью специалистов преодолеет его. Более того, именно мужчины обладают более развитой образной речью, отчего писателей и поэтов-мужчин на порядок больше, чем женщин.

Одновременно стоит предупредить родителей мальчиков, что нельзя запускать ситуацию, и если отклонение от нормы значительно, обязательно бить тревогу. В связи с гендерными особенностями развития, именно среди мальчиков высок процент отклонений в речевом и психоречевом развитии. Приведём несколько примеров. Среди заикающихся детей мальчиков вдвое больше, чем девочек. Среди страдающих алалией (почти полное отсутствие речи при сохранном слухе) – мальчиков втрое больше, и такое же количество деток с дизартрией (когда ребенок испытывает трудности при произнесении очень многих звуков и его речь почти не понятна окружающим).

Что считается речью? До возраста 2,5 лет допустимо, если ребёнок говорит «малышковым языком». Словами считаются не только полноценные «мама» и «папа», но и «би-би» вместо «машина», «кар-кар» вместо «ворона», и «куп-куп» вместо «идём купаться». Ребёнок может придумывать собственные обозначения предметам. Если ребёнок упорно называет макароны «камани» - это тоже слово. Допустимо, чтобы одно и то же сочетание звуков использовалось для обозначения разным предметов («ки» - киска, носки, кинуть).

Но если ребёнок в 2,5 года не пытается говорить фразами из 3-4 слов вроде «мама дё куп-куп» (мама идёт купаться), то надо однозначно бить тревогу. В принципе, внимательные специалисты могут отметить задержку речевого развития на достаточно раннем периоде.

 

Перечислим признаки значительной задержки речевого развития:

 

  • Если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка.

 

  • Если ребёнку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки.

 

  • Если ребёнку уже полтора, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов - своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь».

 

  • Если у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока.

 

  • Если в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова.

 

  • Если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения.

 

  • Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»).

 

  • Если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.

 

  • Если трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.

 

  • Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии.

 

  • Если в три года малыш зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!

 

  • Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)

Диагностировать задержку речевого развития (ЗРР) можно только тогда, когда речь уже должна быть развита – в 3-4 года. Как правило, в этом возрасте уже поздно навёрстывать упущенную возможность предотвратить это. Поэтому следует уделять должное внимание развитию речи у ребёнка практически с самого рождения ребёнка.

Только комплексное заключение таких врачей как логопед, невропатолог и психолог может подтвердить диагноз ЗРР.

3. Причины задержки речевого развития у детей раннего возраста

 

Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействие, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть. [16]

Нарушение речи вызывают разные причины. Кратко охарактеризуем основные причины патологии детской речи:

1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 нед. до 4 мес. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др. При этом поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушениями слуха. При внутриутробных поражениях головного мозга отмечаются наиболее тяжелые речевые нарушения, сочетающиеся, как правило, с другими полиморфными дефектами развития (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта).

2. Ведущее место в пренатальной патологии нервной системы занимают родовая травма и асфиксия. Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток. Внутричерепные кровоизлияния могут захватить и речевые зоны коры головного мозга, что влечет за собой различные нарушения коркового генеза (алалия). При локализации поражения мозга в области структур, обеспечивающих речедвигательный механизм речи, возникают приемущественные нарушения звукопроизносительной ее стороны – дизартрии.

3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка.

В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.[23]

4. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

5. Наследственные факторы.

В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью. [24]

6. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи. [7]

Дети раннего возраста, воспитывающиеся в среде с ограниченным или дефектным речевым окружением (глухонемые родители или родители с дефектами речи, длительная госпитализация, ограничение социальных контактов из-за различных тяжелых заболеваний) отстают в развитии речи.

Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать его к ответу. Ему недостаточно слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон). Неблагоприятные условия: отсутствие эмоционально положительного окружения, сверхшумное окружение, задерживают развитие речи ребенка

Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (нечеткость произношения, заикание, нарушение темпа речи и т.д.) могут иметь в своей основе подражание. [30]

Речевые нарушения возникают часто при различных психических травмах (испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье и т.д.) - это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребенка психогенные речевые расстройства: мутизм, невротическое заикание. Так же оказывают неблагоприятное воздействие на развитие речи ребенка: общая физическая слабость, незрелость, обусловленная недоношенностью или внутриутробной патологией, заболевания внутренних органов, рахит, нарушение обмена веществ.

Таким образом, любое общее или нервно-психическое заболевание ребенка первых трех лет жизни обычно сопровождается нарушениями речевого развития. [16]

Итак, основными причинами ЗРР могут быть психологические и неврологические проблемы, а так же проблемы со слухом.

Психологическая проблема выражается в недостатке общения и внимания родителей, что ведёт к отсутствию потребности разговаривать. В этом случае родители должны пересмотреть своё отношение к воспитанию ребёнка, больше общаться с ним и стимулировать ребёнка к общению. Также рекомендуется обратиться к логопеду.

Неврологическая проблема, как правило, связанна с мозговыми дисфункциями, которые являются причиной задержки речевого развития. В этом случае лечение ЗРР назначает невропатолог, который, как правило, проводят специальное обследование головного мозга и выписывают препараты для улучшения кровообращение и интегративных функций головного мозга. Также используется метод транскраниальной микрополяризации, который заключается в воздействии током слабой силы (намного слабее электрофореза) на участки головного мозга, которые отвечают за развитие речи. Эта процедура активизирует деятельность этих участков мозга, а также стимулирует развитие памяти и внимания.

Нарушение слуха также является одной из самых сложных причин нарушения речевого развития. В этом случае ребёнка следует устроить в специальный детский сад, где его будут обучать специалисты в этой области.

Существует достаточно много специальных методик для лечения задержки речевого развития, но не зависимо от диагноза, родители должны уделять достаточно много внимания детям, а также стимулировать развитие речи у ребёнка всеми доступными им способами. Больше играйте и общайтесь с детьми – самый лучший логопед никогда не заменит и не компенсирует общение ребёнка с его родителями!

 

4. Помощь специалистов ребенку с задержкой развития речи.

 

К сожалению, многие родители считают, что задержку развития «лечат» логопеды, но логопеды - это педагоги, а не врачи. Они лишь учат ребенка правильно говорить различные звуки, а этим можно эффективно заниматься лишь с 4-5 лет. Но ждать до 5 лет в случае с ребёнком с ЗРР крайне опасно.

Итак, сначала потребуется достаточно детальная диагностика для выявления причин патологии развития речи.

  • Детям с задержкой речевого развития показана оценка слуха (обследование у сурдолога)
  • Для оценки развития используют соответствующие возрасту тесты: денверский тест психомоторного развития, шкалу раннего речевого развития (Early Language Milestone Scale), шкалу Бейли для оценки развития грудных детей (Bayley Scales of Infant Development).
  • Из беседы с родителями и наблюдений выясняют, каким образом ребенок сообщает о своих потребностях. В отличие от общей задержки развития и аутизма, при снижении слуха, моторной апраксии мышц лица и первичных нейрогенных расстройствах речи дети способны выражать свои нужды.
  • Выясняется, нет ли моторной апраксии мышц лица, что выявляется в виде затруднений при кормлении и неспособности повторять движения языком.
  • Сравнивают понимание и воспроизведение речи.
  • Сведения о домашнем окружении ребенка и его общении помогают выявить недостаточную стимуляцию речевого развития.

 

Для выяснения причин задержки в речевом развитии необходимо обратиться к невропатологу, логопеду, а в отдельных случаях к психиатру и детскому психологу. Могут потребоваться специализированные анализы работы мозга – ЭКГ, ЭХО-ЭГ, МРТ и подобные обследования.

Практически 100 % детей с ЗРР необходимо медикаментозное лечение.

 

Невропатологи могут назначить лечение уже с 1 года, если рано установлена неврологическая патология, которая приводит или может привести к задержке речевого развития.

Дефектологи начинают заниматься с детьми с 2 лет, они помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, моторику.

Специалисты по развитию речи, педагоги-корректологи также начинают работы с детьми с 2-2,5 лет.

Логопеды - помогают «поставить» звуки, учат правильно строить предложения и составлять грамотный рассказ

Методы лечения ЗРР

 

Лекарственная терапия - среди препаратов которые применяются для лечения ЗРР и ЗПРР есть и те которые являются «активным питанием» и «строительным материалом» для нейронов головного мозга (кортексин, актовегин, нейромультивит, лецитин и т.д.), так и препараты «подхлестывающие» деятельность речевых зон (когитум). Все назнаначения делаются ТОЛЬКО врачом-неврологом или психиатром. Заниматься самолечением опасно, ведь препарат, который помог ребёнку вашей подруги, может быть противопоказан вашему ребёнку.

Электрорефлексотерапия и магнитотерапия позволяют выборочно восстанавливать работу различных центров головного мозга, отвечающих за дикцию, словарный запас, речевую активность и интеллектуальные способности. Высокая эффективность электрорефлексотерапии связана с дополнительным лечебным воздействием на гидроцефалию. Однако этот действенный метод запрещён для применения детям с судорожным синдромом, эпилепсией и психическими расстройствами. Противопоказаний для магнитотерапии нет.

Альтернативные методы лечения – иппотерапия (лечения лошадьми), дельфинотерапия и т.п. методы должны также подбираться индивидуально.

 

Однако только лекарственная помощь таким детям приносит мало результата, если не подкреплена педагогическим воздействием.

Основной задачей работы учителя – дефектолога является повышение уровня психического развития детей: интеллектуального, эмоционального и социального.

Педагог обеспечивает коррекцию (исправление и ослабление) негативных тенденций развития; предупреждает появление вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе. В работе учитель – дефектолог использует наглядные, практические, технические средства реабилитации и проводит коррекционные занятия в игровой форме по индивидуальному плану. Нет общей методики, которая помогает абсолютно всем, необходим индивидуальный подход.

Очень важно, чтобы родители, заметив у малыша признаки задержки речевого развития, не просто уповали на помощь специалистов, но и сами активно занимались с ребенком. Дефектолог помогает выбрать направление той работы, которую ежедневно и ежечасно придётся проводить родным ребёнка.

В работе с такими детьми используют арттерапию, музтерапию, методы предметно-сенсорной терапии, специальные методы разработки крупной и мелкой (тонкой) моторики, методы расширения понятийного аппарата ребёнка.

Например, активно используются пальчиковые игры.
В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука — правая, у него больше развито левое полушарие — среди же левшей гораздо больше детей с ЗРР, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры.

Необходимо, чтобы дома родители обеспечили ребёнку возможность разработки мелкой моторики – конструктор, пазлы, игры-вкладыши, мозаика, игрушки-шнуровки, кубики и мячики разного размера, пирамидки и кольцеброс, тренажёры для застёгивания пуговиц и завязывания шнурков. Надо с ребёнком много лепить из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на шнурок, выполнять гравюры и примитивные вышивки.

Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста. В тех случаях, когда у ребенка имеются отклонения в психофизическом развитии, применение массажа (в системе коррекционно-развивающего обучения) нужно продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Рекомендуется использовать подвижные игры (методика логоритмики), развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений, а также игры, в которых движения сопровождаются речью.

Немаловажно и музыкальное развитие ребёнка. Эффективны такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» и др. Ведь почти у всех детей с ЗРР недостаточно развито внимание (меньший объем запоминания и воспроизведения материала), они не умеют сосредоточиться, часто отвлекаются, не слышат ритм и плохо улавливают интонационную окраску голосов окружающих.

Необходимо развивать и зрительное внимание посредством работы с разноцветными полосками, палочками, кубиками, геометрическими плоскостными и объёмными фигурами и специальными карточками.

Любые занятия должны проводиться по системе, поэтому необходимо заниматься ежедневно и под контролем специалиста. Как правило, малышу 3 лет достаточно посещать дефектолога 1 раз в неделю, если родители готовы в полном объёме проделывать дома заданное специалистом.

Дети со значительной задержкой речевого развития должны посещать не общее дошкольное заведение, а специализированные психоневрологические или неврологические ясли, затем логопедический детский сад.

Таким образом, чем раньше диагностируется отставание в развитии и осуществляется необходимое коррекционно-развивающее воздействие, тем меньше выражение степень отставания на начальных этапах развития и тем большая вероятность того, что дальнейшая коррекционная работа даст положительные результаты.

 

 

Список литературы.

1. Волосова Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). М., 1999.

2. Волосовец Т.В. Состояние и перспективы развития системы ранней помощи детям в России. // Дефектология. 2003, № 4.

3. Воспитание и обучение детей раннего возраста. / Под ред. Л.Н.Павловой, М., 1986.

4. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. М., 2003.

5. Дедюхина Г.В. Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. М., 1997.

6. Дети – сироты: консультирование и диагностика развития. / Под ред. Е.А. Стребелевой. М., 1998.

7. Жарова Г.В. Дифференциальная диагностика нарушений речевого развития у детей раннего возраста.//Актуальные вопросы логопатологии, С-Пб., 2009.

8. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста. Клинические и психологические аспекты. С-Петербург. 2006.

9. Малофеев Н.Н. Ранняя помощь – приоритет современной коррекционной педагогики. //Дефектология. 2003, № 4.

10. Морозова Е.И. Новые подходы в организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста. //Дефектология. 1998, № 3.

11. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М., 1986.

12. Программа воспитания и обучения детей в детском саду. М.,

13. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М.,2001.

14. Шматко Н.Д. Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии. Успехи и опасения. // Дефектология. 2003, № 4.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: