Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей
Органические нарушения голоса
Органические нарушения голоса у детей делятся на центральные и периферические.
К центральным нарушениям относятся афония и дисфония при различных формах анартрии и дизартрии (бульварной, псевдобульбарной, мозжечковой и подкорковой).
Дизартрия у детей проявляется двумя основными синдромами — нарушением фонетической стороны речи и ее ритмико-мелодико-интонационной окраски. В клинической характеристике дизартрии обнаруживается общность двигательного и речевого расстройства, т. е. патология эфферентной и афферентной регуляции процессов рече- и голосообразования. Неоднородность клинической картины дизартрии выявляет своеобразие голосового нарушения при данном речевом расстройстве.
Нарушение просодической стороны речи является основным и наиболее стойким признаком дизартрии. Именно мелодико-интонационные расстройства в наибольшей степени влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и даже семантическую структуру речи больного.
Причина нарушения голоса при дизартрии — патология эфферентного и афферентного звеньев управления интонацией. Несмотря на различие клинической картины, можно выявить некоторые общие закономерности нарушения голосовой функции. Так, причиной эфферентного нарушения является ограниченность произвольных движений языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани, атаксия, нарушения тонуса, гиперкинезы. Афферентная патология проявляется в нарушении проприоцептивной импульсации от органов артикуляции, дыхания и голосообразования.
Дифференцированный подход к анализу форм дизартрии дает возможность выявить характерные особенности нарушения голосовой функции при данном речевом расстройстве. Выделяются следующие клинические формы дизартрии на основе ведущего синдрома поражения речевой моторики (классификация дизартрии предложена в Московской областной больнице для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата):
1) спастико-паретическая,
2) спастико-ригидная,
3) спастико-гиперкинетическая,
4) спастико-атактическая,
5) атактико-гиперкинетическая.
Данная классификация разработана с учетом особенностей деятельности центральной нервной системы. Кора головного мозга функционирует в неразрывной связи с экстрапира-мидной системой (подкорковыми образованиями), ретикулярной формацией и мозжечком. Поражение экстрапирамидной системы на любом уровне приводит к нарушению произволь-ных движений, в том числе и артикуляционной моторики. Учитывая тесную функциональную зависимость различных уровней экстрапирамидной системы, выделение смешанных форм дизартрии можно считать оправданным.
При спастико-паретической форме дизартрией наблюдается значительное снижение силы и амплитуды произвольных артикуляционных движений. Чрезмерное напряжение мышц артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата сочетается с вялостью движений этих органов. Подобная дискоординация в работе голосообразующих мышц приводит к асинхронности всего процесса голосообразования, что проявляется в своеобразном нарушении высоты, силы и тембра голоса.
Наиболее характерным для данной формы дизартрии являются: 1) слабость артикуляционных и дыхательных мышц, особенно диафрагмы, гипокинезия гортанных мышц; 2) паретичность язычной, губной мускулатуры, мягкого нёба.
Приводим характеристику дыхания и голоса при спастико-паретической форме дизартрии.
Дыхание | |
Дыхание в покое | Речевое дыхание |
Дыхание поверхностное, ключичное. Возможен дифференцированный вдох и выдох через рот и нос. Губной и глоточный выдох свободные | Преобладает ключичный тип дыхания. Вдох короткий, поверхностный, выдох слабый. Асинхронность дыхания и фонации проявляется в быстром истощении силы выдоха в процессе речи |
Голос | |
Неречевая фонация | Речевая фонация |
Крик громкий, звонкий. Голосовые модуляции по высоте и силе недоступны, фонация быстро истощается | Голос слабый, тихий, иссякающий по силе. Голосовые модуляции отсутствуют, звуковысотные изменения не выражены. По тембру голос глухой, назализованный, иногда хриплый, монотонный, немодулиро-ванный, тусклый |
Приводим выписку из истории болезни.
Сережа С, 6 лет.
Диагноз: детский церебральный паралич, спастическая диплегия, задержка психического развития. Дизартрия спастико-паретической формы.
Двигательная сфера: самостоятельно не ходит, активные движения в верхних и нижних конечностях резко ограничены.
Логопедическое обследование
Речедвигательный аспект: лицо амимично. Повышенная саливация. Объем движений языка, губ ограничен, амплитуда движений недостаточная. Движения производятся в медленном темпе, быстро истощаются. При попытках речи повышается тонус мышц языка.
Произносительная сторона речи: гласные звуки редуцированные, нечеткие; шипящие и свистящие звуки заменяет зубными; разборчивость речи снижена из-за фонетического дефекта.
Словарный запас обиходный, фразовая речь не сформирована.
Речевое дыхание поверхностное, выдох короткий, слабый; сила выдоха быстро истощается в речевом потоке, мальчик переходит на речь на вдохе.
Голос: при крике звонкий, громкий. Речевая фонация слабая, глухая, монотонная, назализованная, иссякающая. Речь невыразительная, мелодически не окрашена.
Таким образом, при спастико-паретической форме дизартрии наблюдается дискоординация в работе артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, спастичность или паретичность голосовых складок, что приводит к тяжелому нарушению голоса и речи, вследствие этого нарушается ритмико-мелодико-интонационная окраска речи, ухудшаются разборчивость и внятность.
При спастико-ригидной форме дизартрии наблюдается значительное изменение мышечного тонуса наряду с явлениями спастического пареза. При попытках произвольной речи резко возрастает мышечный тонус в артикуляционном, дыхательном и голосовом аппарате.
Наиболее характерными признаками данной формы дизартрии являются: 1) напряженность дыхательных мышц; 2) гиперкинезия гортани; 3) спастический парез в язычной, губной мускулатуре, мягком нёбе, что приводит к монотонности, назализации голоса.
Дыхание | |
Дыхание в покое | Речевое дыхание |
Дыхание поверхностное, учащенное. Выдох непродолжительный. Воздушная струя слабая, рассеянная, толчкообразная | Дыхание поверхностное, учащенное. Нет дифференциации носового и ротового дыхания. Выдох короткий, слабый. Быстрое истощение силы выдоха в процессе речи. Наблюдается речь на вдохе одновременно с речью на выдохе |
Голос | |
Неречевая фонация | Речевая фонация |
Голос громкий, звонкий при крике, плаче, смехе. Голосовые модуляции по высоте недоступны, по силе — есть, но быстро истощаются | Голос слабый, тихий, иссякающий, по силе голос постоянно меняется. Голосовые модуляции отсутствуют, звуковысотные изменения недоступны. По тембру голос глухой, назализованный, хриплый, монотонный, немодулированный, сдавленный, зажатый, гортанный, форсированный, прерывистый, напряженный. Наблюдаются явления детонации и тремолирования. Голос быстро истощается. Темп речи быстрый. Постоянного ритма нет |
Приводим выписку из истории болезни.
Володя С, 7 лет.
Диагноз: детский церебральный паралич, спастическая диплегия. Дизартрия спастико-ригиднои формы.
Двигательная сфера: самостоятельно не ходит, с поддержкой делает шаговые движения.
Логопедическое обследование
Речедвигательный аспект: лицо амимично, рот полуоткрыт, губы растянуты. Объем движений языка, губ недостаточен, движения неточные, быстро истощаются. При включении в движение резко повышается тонус во всей речевой мускулатуре, увеличиваются синкинезии.
Произносительная сторона речи: гласные звуки нечеткие, редуцированные, приближенные к звучанию звука а. Щелевые звуки заменяет на зубные. Разборчивость речи снижена из-за фонетического дефекта. Лексико-грамматическая система речи в пределах нормы. Дыхание поверхностное, выдох короткий, толчкообразный, быстро истощается, поэтому происходит добор воздуха через 2 слова.
Голос: при крике высокий, громкий, звонкий. Речевая фонация слабая, затухающая, монотонная. Звуковысотные изменения недоступны. По тембру голос сдавленный, хриплый, резкий, прерывистый, напряженный, глухой. Наблюдается детонация и тремолирование. В начале фразы голос громче, звонче, чем в ее середине и в конце.
Речь невыразительная, монотонная, различные интонации недоступны.
Таким образом, при спастико-ригидной форме дизартрии ритмико-мелодико-интонационная сторона речи страдает "в связи с асинхронностью в деятельности артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, что связано с напряжением фонаторной мускулатуры.
При спастико-гиперкинетической форме дизартрии явления спастического пареза сочетаются с атетоидными и хореическими гиперкинезами. Артикуляционные движения беспорядочны, хаотичны, нелокализованы, аритмичны.
Голосовые расстройства при экстрапирамидных нарушениях описал М. Зееман, назвав их экстрапирамидным фонаторным синдромом. М. Зееман отмечает характерное нарушение дыхания, голоса и всей мелодической окраски речи при указанном синдроме. Так, дыхание, обычно укороченное, при аффективном состоянии больного ускоряется, появляется асинхронность между грудными и брюшными дыхательными движениями (напоминает дыхание при заикании). Голос изменяется по силе и длительности звучания в связи с гиперкинезией или гипокинезией гортани, нарушением дыхания. Наблюдается заметное сокращение фонаторного периода — голос замирает через 3-5 с, больной делает частые вдохи. Тембр голоса приобретает носовое звучание в связи с отодвиганием поднятого мягкого нёба от задней стенки глотки. Но, как отмечает М. Зееман, ринофония не носит постоянного характера, увеличивается к концу фразы или к концу фонации. Для такой речи характерна монотония, монодинамия и нарушения темпа (его ускорение или замедление), поэтому во избежание диагностических ошибок необходима дифференциальная диагностика с заиканием. Кроме того, голос может быть афоничным или дисфоничным с ларингеальной гиперфункцией (повышенная двигательная функция гортани), глухим, чрезмерно громким, трудно управляемым. Певческим голосом эти дети обычно не владеют, петь не могут.
Наиболее характерными признаками спастико-гиперкинетической формы дизартрии являются:
1) гиперкинезы дыхательной мускулатуры, которые вызывают ее напряжение или, наоборот, слабость, вялость; следствие.угого явления — слабый, тихий голос, постоянно истощаюпшйся, прерывистый;
2) дискинезия гортани, что обусловливает, с одной стороны, гдавленность голоса, а с другой — его тремолирование и вибрирование;
3) спастический парез язычной, губной мускулатуры в сочетании с гиперкинезами, что придает голосу монотонный отгонок с выкриками и повышением голоса; фонетическая сторона речи страдает обычно незначительно.
Дыхание | |
Дыхание в покое | Речевое дыхание |
Дыхание поверхностное, неравномерное. Выдох слабый, воздушная струя рассеянная. Нет координации вдоха и выдоха | Дыхание поверхностное, хаотичное, неравномерное, ключичное. Выдох слабый, короткий. Добор воздуха делается на каждом слове, часто наблюдается речь на высоте задержанного вдоха. Нет синхронности вдоха и выдоха |
Голос | |
Неречевая фонация | Речевая фонация |
При крике, плаче, смехе голос громкий, звонкий. Голосовые модуляции по высоте и силе доступны в смехе | Голос слабый, быстро истощающийся, отрывистый, толчкообразный. Произвольные голосовые модуляции отсутствуют, звуковысотные изменения недоступны. Звонкость непостоянная — в начале фонации голос звонкий, в конце — глухой. Голос монотонный, назализованный, сдавленный, тремолирующий, вибрирующий, визгливый. Темп речи быстрый, но непостоянный, определенного ритма нет |
Приводим выписку из истории болезни:
Володя, 13 лет.
Диагноз: детский церебральный паралич. Дизартрия спастико-гиперкинетической формы.
Двигательная сфера: ходит самостоятельно. Хореоатетоидные гиперкинезы в руках и мимической мускулатуре лица.
Логопедическое обследование
Речедвигательный аспект: в покое лицо амимично, рот открыт, обильная саливация. Движения губ, языка не-
постоянны по объему и амплитуде. Все движения производит с длительными поисками, в медленном темпе, при этом усиливаются гиперкинезы, что нарушает ритм и качество выполнения движений. Фиксация позы удается лишь в течение 2-3 с.
Произносительная сторона речи: артикуляция гласных и согласных смазанная, нечеткая, хотя по подражанию произносит все гласные, шипящие и свистящие звуки. Звук р одноударный, в речевом потоке опускается. Словарный запас обиходный, фразовая речь бедная, примитивная, двух-, трехсложная.
Наблюдается значительное различие между неречевым и речевым дыханием. Неречевое дыхание глубокое, выдох достаточной продолжительности. При речи вдох короткий и поверхностный, выдох слабый, прерывистый. Наблюдается постоянный добор воздуха (на каждом слове), гиперкинезы во время речи, что резко снижает ее внятность.
Голос при крике звонкий, громкий, слегка зажатый, сдавленный. При речи голос слабый, быстро истощающийся, захлебывающийся. По тембру голос глухой, монотонный, сдавленный, назализованный, тремолирующий, к концу фонации его громкость и звонкость резко падают. Говорит на вдохе. Пытается петь, но мелодические модуляции не удаются.
Речь невыразительная, монотонная, неразборчивая. Интонационный аспект высказывания недоступен, не передает эмоциональные, волевые и логические интонации.
Таким образом, при спастико-гиперкинетической форме дизартрии потенциальные возможности голосообразования значительно выше, чем их реализация в речевом потоке. В процессе произвольной фонации усиливаются гиперкинезы, в связи с чем звонкость голоса редуцируется* сила его истощается и уменьшается разборчивость речи. Мелодико-интонационная сторона речи страдает в значительной степени и с трудом поддается коррекции.
При атактической форме дизартрии артикуляционные движения теряют свою точность, координированность. На фоне понижения (гипотонии) мышечного тонуса может наблюдаться его повышение. Речь скандированная, несколько замедленная. Голос монотонный, немодулированный, прерывистый, хриплый. Звуковысотные модуляции и изменения по силе недоступны, при неречевой фонации голос сильный, звонкий.
Итак, дисфония при различных формах дизартрии у детей характеризуется своеобразным и сложным нарушением высоты, силы и тембра голоса со многими нейродинамическими наслоениями. Характеристика дизартрии осложняется клиническими синдромами детского церебрального паралича. Основной причиной расстройства голоса в одних случаях является асинхронность в деятельности артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, а в других — паретичность движений голосовых складок и артикуляционной моторики. Изучение нарушений голоса может быть важным диагностическим признаком определения формы дизартрии у детей.