Чем глубже уровень, тем “менее вербальными” становятся его составляющие. Особенно это относится к уровням, лежащим ниже энергетического барьера (разрыв на рис. 1). Многие аспекты уровней половой и видовой идентификации лежат вне области логических рассуждений и словесных описаний. “Невербальность” духовного уровня уже обсуждалась.
Границы всех уровней сильно размыты, существуют зоны, почти в равной степени, определяемые двумя соседними уровнями.
Уровни СИ образуют единую голографическую картину. Ни один уровень жестко не ограничен определенными рамками. Прямоугольники на рис. 1 имеют смысл тех зон, где влияние именно этой СИ наибольшее. Это как бы срез нескольких волновых функций (рис. 2). Другими словами, в той области СИ, которая определяется влиянием семейно-кланового уровня, достаточно сильно проявляется влияние смежных уровней: социально-профессионального и национально-территориального, но также и всех остальных уровней, причем тем слабее, чем дальше уровень.
Чем выше уровень, тем сильнее он подвергается воздействию окружающих условий и тем быстрее реагирует на их изменение.
Чем выше уровень, тем сильнее и непосредственнее его воздействие на поведение человека и его взаимоотношения с окружающими.
Верхние уровни, лежащие над энергетическим барьером в большей степени описывают самоидентификацию личности в контексте социальных взаимодействий. Глубинные уровни в большей степени имеют отношение к внутренним взаимодействиям и взаимоотношениям с окружающей энергией (не социальной).
Чем выше уровень, тем больше в нем выделенных, относительно разделенных областей, тем фрагментарнее его структура (рис. 3). Наиболее глубокий духовный уровень не имеет разделения. Верхний социально-профессиональный уровень имеет много относительно обособленных подуровней.
Доступ конкретного человека к данному уровню СИ может быть различным. В дальнейшем мы будем говорить, что в данном уровне СИ “содержится больше энергии”. Для крестьянина или ремесленника в строго иерархичном обществе (например, Россия XVII-XIX вв.) больше всего энергии будет в первых трех уровнях. Причем относительно большими будут семейно-клановый и религиозный уровни. Для многих народов Востока важнейшую роль играет семейно-клановый уровень, который достаточно слабо выражен у многих современных американцев (у последних гораздо больше энергии в социально-профессиональном уровне).
Относительная высота прямоугольников на рис. 1 не несет никакой смысловой нагрузки.
Наконец, почему структура уровней СИ выбрана именно такой? Как уже отмечалось, эта структура построена на основе кластерной модели сознания. Каждый слой сознания (рис. 4) и каждый кластер в нем является как бы антенной, работающей и на прием и на передачу. То есть определенные структуры сознания, резонируя с похожими структурами других людей, образуют своего рода базовые частоты со своей внутренней структурой.
Конечно, для каждой личности характерны определенные уникальные особенности структуры СИ, но в целом, в силу указанных обстоятельств, можно проследить и общие закономерности. Именно поискам таких закономерностей, связанных с социальными взаимодействиями, и посвящена настоящая статья.
Что происходит, если структура самоидентификации на одном из уровней претерпела те или иные нарушения? Каким образом можно использовать эту модель для работы с конкретными личностными и социальными проблемами?