ШКОЛА: КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ УЧИТЬСЯ БЕЗ СТРЕССА?
Психологический практикум для родителей ко Дню знаний.
Советы для мальчиков и девочек по выживанию в школе
«Образование развивает все способности, в том числе и глупость» (А.П. Чехов)
Каждый родитель надеется, что школа поможет его ребенку стать более образованным и умным. Обоснованны ли эти надежды? И какой вид ума наша школа развивает в своих учениках? Ставит ли вообще школа перед собой такую цель - помочь ребенку стать умнее?
Что получают ученики в школе, кроме конкретных знаний?Учит ли школа учиться? Существует ли альтернатива массовой школе?Изменило ли школу введение ЕГЭ?
Какие знания потребуются нашим детям через три - пять лет? С какого возраста ребенок может принимать решения сам?
Давайте вместе с читателями библиотеки «Фолиант» МБУК ТБК почитаем книгидокторов психологических наук Галины Цукерман и Александра Асмолова; школьных психологов Натальи Евсиковой, Тамары Гордеевой, Андрея Кончаловского; детского психолога Татьяны Бедник, возрастного психолога Андрея Подольского, социального психолога Кэрол Двек, школьного учителя Эдуарда Веркина. Попробуем прислушаться к их советам о том, как помочь детям учиться без стресса.
Итак…
Добро пожаловать в зоопарк!
«Отец тащит в школу первоклассника. Первоклашка упирается, бьется и кричит.- Одиннадцать лет!!! Одиннадцать!!! За что?» (Анекдот)
Умный ребенок - какой он?
Задача любой школы – развивать способности детей, и интеллектуальные - в первую очередь. Вопрос в том, что мы понимаем под выражением «умный ребенок». Нет людей умных вообще, такое представление - абстракция. Умным можно быть только в чем-то: в математике, в гуманитарных науках, в ручном труде, в человеческих отношениях.
|
Но традиционная массовая школа, в которой учится большинство наших детей, устроена так, что развивает главным образом исполнительскую сторону ума – способность действовать по правилу и инструкции. А творческое умение применять правила в нестандартных условиях или открывать новые законы развивает слабо.
Социальный и эмоциональный интеллект - одаренность в общении, владение своими эмоциями и понимание чувств других людей, вообще чувство сопричастности- в школе не востребованы. Эти стороны детского ума школа не замечает. Хотя уже в начальных классах хорошо видно, в чем именно «умен» ребенок.
Например, девочку, которая в раздевалке всем завязывает шарфики и застегивает тугие пуговки, скорее всего, не заметят как умную в сопереживании и помощи. А ведь многие ее одноклассники (будь у них выбор) хотели бы сидеть за одной партой именно с этой - пусть не самой сообразительной - девочкой, поскольку ее присутствие помогает собраться с мыслями.
Переменная величина, или Аттестат зрялости
Выпускник школы:
- Я помню две вещи: как меня в первом классе мама в школу привела, и как с выпускного папа унес…
(Анекдот, основанный на реальных событиях)
Наши возможности стать умнее во многом зависят от того, как, собственно, мы представляем себе этот «ум», какую теорию на этот счет мы усвоили в детстве.
-Важно, чтобы дети и подростки понимали, что ум - величина переменная, - утверждает Кэрол Двек, социальный психолог, профессор Стэнфордского университета (США). - Тогда умные поступки и действия они воспринимают как результат собственных усилий, правильной стратегии, приобретенных знаний, а значит, могут влиять на то, чтобы таких поступков было больше.
|
Когда же ум представляется константой (сколько нам дано ума от природы, столько и будет), то человек не видит смысла в том, чтобы прикладывать усилия и развиваться, он закрыт для роста.
Сторонники «константного» объяснения уклоняются от проблем, не пытаясь их решить, тратят силы, чтобы «казаться умными», боятся совершить ошибку, в то время как человек, который верит в возможность «поумнеть», принимает вызов и действует.
Можно обнадежить тех, кто пока что считает ум врожденной и постоянной характеристикой: методы позитивной психологии (хвалить действия, а не человека; показывать, что даже самые умные люди сталкивались с трудностями и преодолевали их; рассказывать о пластичности мозга) позволяют изменить изначальные установки.
Наследники Торквемады, или Жизнь за последней партой
«Людей сближают школьная скамья и другие несчастья».
(Надпись на парте)
Что получают ученики в школе, кроме конкретных знаний?
- Традиционная школа, если она использует все свои педагогические резервы, прекрасно развивает исполнительские способности, - говорит Галина Цукерман, профессор Стэнфордского университета (США), доктор психологических наук, школьный психолог, автор нескольких книг. - Большинство ее выпускников обладают внутренней дисциплиной: если перед ними поставлена цель, есть алгоритм решения, они могут наметить план, последовательно выполнить все намеченные действия, довести дело до конца, проконтролировать результат…
|
Но они редко ставят перед собой новые цели самостоятельно, по собственному побуждению. Если нет инструкций, они останавливаются и ждут указаний. В школе дети получают знания в готовом виде. Ум ребенка не работает над тем, как добыть это знание, его кормят с ложечки и одевают в эдакие педагогические памперсы. Воображение, любознательность, пытливость ума остаются невостребованными.
Дело тут не в учителях – в школе работает много умных, добрых, либеральных учителей, любящих детей. Причина в традиционном стиле преподавания: он не только не развивает ум учеников (в широком смысле слова), но и снижает их интеллектуальный потенциал, поскольку не создает условий для того, чтобы дети в учении были инициативны, имели собственное мнение, критически воспринимали информацию.
А ведь именно инициатива, самостоятельность, ответственность, способность отвечать за свой выбор требуются сегодня от умного человека. Недаром об этих качествах пишут почти в каждом резюме.
Не все то золото…, или Спасение утопающих…
«Лучше бы сегодня было уже вчера!»
(Надпись в выпускном альбоме)
Существует ли альтернатива массовой школе? К счастью, в инновационных школах преподавание строится иначе. Сравните, к примеру, два урока истории. В традиционной школе преподаватель, скорее всего, попросит выучить то, что сказано в учебнике, а там, к примеру, написано, что Сталин - эффективный менеджер.
Учитель инновационной школы предложит ученикам изучить документы из разных источников (воспоминания, архивные материалы, передовицы партийных газет…), а потом организует среди учеников круглый стол на тему «Нужен ли нашей стране Нюрнбергский процесс?».
Такой учитель хочет, чтобы дети умели сопоставлять разные точки зрения, имели свое мнение, были способны отстоять его в дискуссии. Когда ребенок вовлечен в такой анализ информации, то он не просто знает факты, он действительно становится умнее.
Уметь учиться - значит понимать себя, видеть границы своих возможностей, суметь до них дойти и выйти за их пределы.
Международные сравнительные исследования качества образования показывают, что сегодня 9–10-летние российские школьники лучше своих сверстников в других странах понимают, например, смысл прочитанного. Значит, с начальным образованием все обстоит неплохо. А вот результаты российских 15-летних - одни из худших в мире: в частности, наши старшеклассники не умеют при чтении извлекать информацию из текста. Иными словами, после того, как ребенка научили читать и писать, ничего не происходит. Детям выдают толстые учебники и говорят: читайте, отвечайте на вопросы, пересказывайте…
Вот в этом и заключается парадокс современной школы. Она не учит учиться! Вроде бы для всех очевидно: чтобы делать самого себя умнее, проживая каждую новую жизненную ситуацию, нужно уметь учиться (учить самого себя). А для этого в первую очередь надо лучше понимать себя, быть способным к рефлексии, уметь определить, что тебе неясно, и знать, где и как следует искать недостающие знания, умения, навыки. Иными словами, надо понимать границы своих возможностей, уметь дойти до этих границ и выйти за их пределы. Но в нашей школе этому не учат.