Задания для самостоятельной работы
По учебной дисциплине
МДК 02.05. «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»
Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»
Курс. 44 (1, 2, 3) группа, заочное отделение.
Преподаватель: Плющёва В.К.
Раздел 1. Общие вопросы музыкального развития детей дошкольного возраста | Самостоятельная работа. |
Тема 1.1. Значение музыки в воспитании детей | 1. Прослушать 2-3 пьесы из альбомов композиторов-классиков (П.И. Чайковского, Г.В. Свиридова, Р. Шумана и др.) для дошкольников и определить настроение, жанр и средства музыкальной выразительности: темп, динамика, регистр, лад, тембр, форма. 2. Составить беседу о творчестве одного из композиторов для детей старшего дошкольного возраста и записать ее. |
Тема 1.2. Развитие у детей музыкальных способностей | 1. Дать понятие трех основных музыкальных способностей. 2. Провести наблюдение за детьми и зафиксировать уровень развития музыкальных способностей(группа на выбор). 3. Подготовить музыкально-дидактическую игру на развитие музыкальных способностей, на выбор студента (тема, цель, методические указания, возраст, ход игры) |
Тема 1.3. Формирование основ музыкальной культуры | |
Тема 1.4. Виды музыкальной деятельности дошкольников | 1. Перечислить виды музыкальной деятельности дошкольников. |
Тема 1.5. Методы и приемы музыкального развития | 1.Подобрать один из словесных методов (беседа, рассказ, худ. слово, пояснение, указания, поощрение, замечания) к музыкальным произведениям. |
Раздел 2. Содержание музыкальной деятельности детей. Тема 2.1. Восприятие музыки | 1. Составить конспект по статье В.И. Петрушина «Развитие музыкального восприятия» // Муз. Психология. 1997, с. 175-182. |
Тема 2.2. Слушание музыки | 1. Составить беседу о музыкальном произведении для детей дошкольного возраста. |
Тема 2.3. Детское музыкальное исполнительство: Тема 2.3..1 Пение | 1. Написать конспект по статье из книги Н. Метлова «Музыка-детям» «Возрастные особенности слуха и голоса дошкольников. Охрана детского голоса». 2. Приготовить наглядное пособие книжку-раскладку по содержанию одной из детских песен. |
Тема 2.3.2. Ритмика | 1. Дать определение понятия «Ритмика». |
Тема 2.3.3. Игра на детских музыкальных инструментах | 1. Подобрать наглядный материал с изображением детских музыкальных инструментов, инструментов симфонического оркестра, народных музыкальных инструментов. |
Тема 2.4. Детское музыкальное творчество | 1. Подобрать несколько сказочных сюжетов, которые могут служить основой для песенных и музыкально-игровых импровизаций детей. |
Тема 2.5. Музыкально-образовательная деятельность | 1. Подготовить музыкально-дидактическую игру, направленную на формирование знаний о музыке (возраст, тема, цель, методические указания, ход игры в прямой речи). |
Раздел 3. Формы организации детской музыкальной деятельности Тема 3.1. Музыкальные занятия | 1. Перечислить типы и виды музыкальных занятий. |
Тема 3.2. Музыка в повседневной жизни д/сада | 1. Составить план-схему использования музыки в быту детского сада с указанием конкретного музыкального материала (на один месяц). |
Тема 3.3. Развлечения | 1. Подготовить сценарий развлечения, продумав оформление, наглядные пособия, атрибуты (тема, возраст на выбор студента). |
Тема 3.4. Праздничные утренники | 1. Составить сюрпризный момент для одного праздничного утренника. |
Тема 3.5. Самостоятельная музыкальная деятельность | 1. Подготовить вариант оформления музыкального уголка в группе и папку-раскладку музыкального уголка для родителей. |
Раздел 4. Деятельность педагогического коллектива по музыкальному воспитанию детей. Тема 4.1. Функции заведующего д/сада, старшего воспитателя, воспитателя. | |
Тема 4.2. Методические издания и сборники музыкального репертуара | 1. Написать аннотацию на методическое пособие О.П. Радыновой «Слушаем музыку». М., 1990, |
Тема 4.3. Современные педагогические системы, программы, технологии музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. | 1. Проанализировать программу Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы». М., 2014. |
Список рекомендуемой литературы:
|
|
Основная литература:
1. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М.: Владос. 2000. 302 с.
2. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей младшего возраста. – С.Пб:. Детство-Пресс, 2005. – 383 с.
3. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М., Академия, 2000. – 240 с.
Дополнительная литература:
1. Аничков мост: вчера, сегодня, завтра. Педагогический альманах, вып.3. «Музыкальные минутки для малышей» сост. А. Буренина. – СПб, 2006.
2. Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста: (учебно-методическое пособие) / И.В. Бодаренко – М.: Айрис-Пресс, 2006. Айрис-Дидактика. – 144 с. (ноты)
|
3. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: уч. пособие для студентов вузов / В.И. Волынкин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 441 с.
4. Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада: программа и метод. Рек. /сост.С.Н. Теплюк. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 179 с.
5. Воспитание и обучение во второй младшей группе детского сада: программа и метод рекомендации /сост. М.Б. Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 179 с.
6. Воспитание и обучение в средней группе детского сада: программа и метод рекомендации /сост. В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 184 с.
7. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада: программа и метод рекомендации /О.А. Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 216 с.
8. Воспитание и обучение в подготовительной группе детского сада: программа и метод рекомендации /сост. Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 217 с.Зарецкая Н.В. Сценарии праздников для детского сада / Наталия Зарецкая. – М.: Айрис-Пресс, 2006. – 208 с.