Задание 1. Информационная психодиагностическая карточка
Методика: Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева.
1. Полное название методики: многомерный опросник исследования самоотношения.
2. Автор методики (или автор адаптации, модификации): Сергей Рэмович Пантилеев.
3. Источник описания (с указанием фамилии и инициалов автора сборника или редактора, места издательства и год издания): Методика исследования самоотношения (МИС) / А.А. Аладьин, Л.А. Пергаменщик, И.А. Фурманов Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе. – Мн., 1992 [5].
4. Назначение методики (на диагностику, какой сферы методика направлена). Особенности конструкта. Назначение опросника: изучение эмоционально-ценностного компонента самосознания. Опросник содержит 110 утверждений, распределенных по 9 шкалам.
5. Необходимый стимульный материал: бланк методики, ручка.
6. Инструкция: «Вам предлагается ответить на вопросы (в форме возможных утверждений) об особенностях Вашего характера, привычках, интересах и т.п.
На эти вопросы не может быть «правильных» или «неправильных» ответов т.к. каждый человек имеет право на свою собственную точку зрения. Для того, чтобы полученные на основании Ваших ответов результаты оказались наиболее информативными и плодотворными для конкретизации собственного представления о себе, Вам нужно постараться выбрать наиболее точные и правильные ответы. Отвечая, помните простые правила:
Вопросы составлены так, что особого времени на обдумывание не требуется. Давайте первым ответ, который придет Вам в голову (как правило, он оказывается наиболее естественным). Конечно, вопросы слишком коротки, чтобы в них содержались все необходимые подробности. Поэтому отвечайте, представляя себе самые типичные ситуации, не задумываясь над деталями.
|
Возможно, некоторые вопросы Вам трудно отнести к себе. В таком случае постарайтесь дать наилучший предположительный ответ.
Помните, что – плохих ответов быть не может. Не пытайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое собственное мнение.
Читайте последовательно каждое из приведенных выше утверждений и решайте, верно оно по отношению к Вам или неверно».
7. Особенности проведения, требования к процедуре обследования: проведение инструктажа, четкое зачитывание суждений опросника. Допустимые возрастные группы: подростковый возраст и старше.
8. Регистрируемые показатели (субтесты, шкалы, или факторы и т.п.): открытость, самоуверенность, саморуководство, зеркальное Я, самоценность, самопринятие, самопривязанность, конфликтность, самообвинение.
9. Способы обработки. В какой форме будут представлены окончательные результаты. Результаты диагностики обрабатываются по ключу, сырые баллы переводятся в стены, которые позволяют судить о показателях самоотношения. Окончательные результаты могут быть представлены в виде гистаграммы.
10. Интерпретация показателей (как в целом анализируются показатели, какие делаются выводы на их основании): психологической нормой считаются стены от 3 до 7, интерпретация методики осуществляет также и по высоким и низким баллам по каждой шкале.
Задание 2. Психодиагностическое самообследование
Согласно заданию № 2 было проведено психодиагностическое самообследование по трем методикам:
|
1. 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (форма С).
Был заполнен бланк методики (вопросы зачитывались отдельно), произведен подсчет баллов по каждому фактору, перевод в стены (таб. 1, Приложение), построен профиль личности (рис. 1):
Таблица 1.
Сырые баллы и стены (опросник Р. Кеттелла)
Фактор | Сырой балл | Стен | Фактор | Сырой балл | Стен | Фактор | Сырой балл | Стен |
MD | G | O | ||||||
A | H | Q1 | ||||||
B | I | Q2 | ||||||
C | L | Q3 | ||||||
E | M | Q4 | ||||||
F | N |
Рис. 1. Профиль личности
На основе полученных результатов диагностики было составлено психологическое заключение:
1. Запрос, заказ, оформление проблемы: Организовано самообследование с целью выявления личностных черт, свойств, отражающих относительно устойчивые способы взаимодействия человека с окружающим миром и самим собой.
2. Сведения об испытуемом: Зверев Андрей Александрович, 37 лет, женат, двое детей. Место работы, служба в системе МВД.
3. Описание плана и программы диагностики: Используемая методика: «16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла», форма С (105 вопросов).
4. Описание процедуры обследования: Работа производилась с вопросным листом и бланком ответов: вопросы прочитывались, подходящий вариант ответа вносился в специальный бланк.
5. Описание результатов обследования:
Результаты диагностики анализировались через группы коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных и регуляторных личностных свойств:
|
1. Группа коммуникативных свойств (А, Н, Е, L, N, Q2):
- сочетание средних значений факторов А и Н говорит об отсутствии стремления избегать взаимоотношений с людьми, но при этом невысокой собственной активности в установлении и сохранении контактов;
- сочетание средних значений факторов L и N говорит о способности личности человека достаточно тонко разбираться в людях, задумываться над мотивами их поведения, однако при этом крайне редкой ориентации на свои оценки и характеристики;
- сочетание низких значений факторов Е и Q2 говорит о низком лидерском потенциале, отсутствии стремления занять лидирующее положение среди окружающих людей или в группе, предпочтении подчиняться.
2. Группа интеллектуальных свойств (В, М, N, Q1):
- сочетание высокого значения фактора В и низкого значения фактора М говорит о высоких интеллектуальных возможностях личности, увлечении абстрактными идеями, способностью решать отвлеченные задачи, быстро устанавливать причинно-следственные соотношения между явлениями, способностью к творческой, детальной разработке идей, выдвинутых другими;
- сочетание среднего значения фактора N и низкого значения фактора Q1 говорит о склонности быстро ориентироваться в проблемных ситуациях, но не умении просчитывать варианты решения, настороженном отношении к новым вещам.
3. Группа эмоциональных свойств (С, F, H, I, O, Q4):
- сочетание высоких значений факторов С и I говорит о гармоничном сочетании высокой чувствительности личности к эмоциогенным воздействиям и эмоциональной устойчивости;
- сочетание средних значений факторов H и F говорит о стремлении личности находить позитивное в жизни, веру в удачу в том случае, если когда ситуации знакомы и можно использовать проверенные опытом стратегии поведения и решения задач, взвешенным отношением к риску;
- сочетание средних значений факторов O и Q4 говорит об ощущениях личностью тревоги, беспокойства в непривычных для себя ситуациях, попытках объективного восприятия происходящего и окружающих людей.
4. Группа регуляторных свойств (Q3, G):
- сочетание средних значений факторов Q3 и G говорит о способности человека быть организованным и настойчивым прежде всего в ситуациях, в которых адаптировался; в случае неожиданного появления дополнительной нагрузки может действовать хаотично, неорганизованно. Избирательно относится к общегрупповым нормам и требованиям.
6. Психологическое заключение: Уровень осведомленности, способности к логике, обобщениям, аналогиям, анализу соответствуют возрасту и полученному образованию. Достаточно высокий уровень общей культуры, особенно вербальной.
Самооценка в основном адекватная, для восприятия себя, ситуации и собственной жизни в целом характерна адекватная оценка, позитивная концепция собственной личности.
Коммуникабелен, не испытывает сложности в установлении новых межличностных контактов, однако не всегда становится инициатором межличностного взаимодействия. Доверительные отношения устанавливает с теми, кто близок по интересам.
Способен управлять своими эмоциями и настроением, эмоциональные реакции в стабильных и предсказуемых ситуациях контролируемы, адекватный уровень контроля своего поведения и эмоциональных реакций. Достаточно постоянен в своих планах и привязанностях. Может переносить стрессовые ситуации без особого ущерба для деятельности. Что, в свою очередь, не исключает проявления импульсивных действий в экстремальных условиях. В таких ситуациях может проявляться склонность действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций, без предварительного обдумывания своих поступков, повышаться уровень тревожности.
7. Выводы: Личность характеризуется средней потребностью личности в общении, умением общаться, средним уровнем отношения к другим людям, низким лидерским потенциалом, высокими интеллектуальными возможностями, умеренной гибкостью и оперативностью мышления личности, высокой чувствительностью личности к эмоциогенным воздействиям, умеренностью склонностью к риску, способностью быть организованным и настойчивым прежде всего в ситуациях, в которых адаптировался.
8. Адресные рекомендации: Для более эффективного функционирования в обществе рекомендуется развитие регуляторных свойств личности.
2. Методика диагностики копинг-стратегий (тест Хайма).
Цель методики: психологическая диагностика копинг-стратегий, способов борьбы со стрессом. Самообследование было проведено, бланк методики прилагается (Приложение), результаты диагностики располагаются в таб. 2:
Таблица 2.
Результаты диагностики по тесту Хайма
Группа копинг-стратегий | Выбор испытуемого | Интерпретация |
Когнитивные копинг-стратегии | Установка собственной ценности (ответ 10) | Адаптивная копинг-стратегия |
Эмоциональные копинг-стратегии | Оптимизм (ответ 4) | Адаптивная копинг-стратегия |
Поведенческие копинг-стратегии | Сотрудничество (ответ 7) | Адаптивная копинг-стратегия |
Вывод: Среди когнитивных копинг-стратегий используется стратегия «установка собственной ценности», т.е. форма поведения, направленная более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций. Среди эмоциональных копинг-стратегий используется стратегия «оптимизм» – т.е. человек реагирует на жизненные трудности эмоциональным состоянием с уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложной, ситуации. Среди поведенческих копинг-стратегий используется стратегия «сотрудничество», т.е. такое поведение личности, при котором она вступает в сотрудничество со значимыми (более опытными) людьми. Таким образом, испытуемый реагирует на жизненные трудности осознанием собственной ценности как личности, верит, что есть выход в ситуации, который нередко можно найти в сотрудничестве со значимыми людьми, т.е. личностью используются адаптивные копинг-стратегии.
3. Методика измерения мотивации к успеху и мотивации к избеганию неудачи Т. Элерса:
Цель методики: измерение мотивации к успеху. Самообследование было проведено, бланк методики прилагается (Приложение), результаты обработаны (произведен подсчет баллов).
Количество баллов – 19, что соответствует умеренно высокому уровню мотивации к успеху.
Вывод: Испытуемый люди обладает умеренно сильной ориентированность на успех, предпочитает средний уровень риска. Надежды на успех – средние, умеренные.