Объект исследования в психодиагностическом комплексе: стресс как психическое состояние личности.
Цель диагностического обследования: исследование особенностей психических состояний личности.
Возрастные границы применения психодиагностического возраста: с юношеского возраста.
Проблема психических состояний слабоизучена в психологии. Причина этого заключается в том, что психические состояния как системные явления, характеризующиеся многоуровневостью, многокомпонентностью, полифункциональностью и широким диапазоном проявления, занимают как бы промежуточное положение между психическими процессами, с одной стороны, и психическими свойствами – с другой. Это проявляется в размытости и относительности границ, отличающих психические состояния от психических процессов и свойств личности, что и создает определенные трудности в их диагностике. Еще одна причина трудностей диагностики состояний заключается в слабой разработанности психодиагностического инструментария. [1, 2, 3, 4]
Вместе психодиагностика психических состояний важна для теоретической и практической психологии – в научных исследованиях и психологической работе. условий. Стресс – это состояние психической напряженности, возникающее в ответ на сложные обстоятельства, на разнообразные экстремальные воздействия. Стресс в психологической литературе описывается как неблагоприятное психическое состояние, так как их влияние на физическое и психическое состояние человека, его деятельность преимущественно негативно.
При психодиагностике стрессовых состояний объектом для оценки может выступать:
1. собственное актуальное психическое состояние личности (выраженность стресса);
2. стрессоустойчивость личности, а также иные индивидуально-психологические особенности, влияющие на предрасположенность к стрессу (адаптивность, нервно-психическая устойчивость и пр.);
3. стратегия совладания со стрессом и т.д.
Вышеперечисленные аспекты рассмотрения стресса будут положены в психодиагностическую программу. Программа психодиагностического обследования стрессового состояния личности представлена в таблице 3:
Таблица 3.
Психодиагностический комплекс для исследования стрессового состояния личности
№ | Исследуемая сторона свойств личности | Полное название методики, автор | Назначение методики | Регистрируемые показатели |
Собственное актуальное психическое состояние личности (выраженность стресса) | Методика определения доминирующего состояния, Л.В. Куликов (краткий вариант) [7] | Определение характеристик настроений и некоторых других характеристик личностного уровня психических состоянии с помощью субъективных оценок обследуемого, диагностика относительно устойчивых (доминирующих) состояний. | Шкалы методики: - активное-пассивное отношение к жизненной ситуации; - «тонус: высокий- низкий»; - «спокойствие-тревога»; - «устойчивость-неустойчивость эмоционального тона»; - «удовлетворенность – неудовлетворенность жизнью в целом»; - «положительный – отрицательный образ себя» | |
Стрессоустойчивость личности | Тест самооценки стрессоустойчивости, С. Коухен, Г. Виллиансон [7] | Самооценка стрессоустойчивости личности | Уровень стрессоустойчивости личности |
Окончание таблицы 3.
Стратегия совладания со стрессом | Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуаций» (адаптированный вариант Т.А. Крюковой) [7] | Диагностика копинг-стратегий личности | Стратегии: - копинг, ориентированный на решение задачи, - копинг, ориентированный на решение эмоции, - копинг, ориентированный на решение избегание. Субшкалы: избегание, социальное отвлечение |
Реализация психодиагностического обследования проводится в индивидуальной форме, компетентным психологом-диагностом (т.е. психолог-диагност должен владеть умениями по проведению и интерпретации методик, задействованных в психодиагностическое обследование).
Ожидаемый результат: составление интегрированной характеристики стрессового состояния личности на основе полученных сведений об актуальном психическом состоянии личности (выражены ли признаки стресса у личности, какие из них), о том, насколько личность стрессоустойчива и какие стратегии совладания со стрессом обычно выбирает.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ефимова, Н.С. Основы общей психологии: учебник / Н.С. Ефимова. – М.: НИЦ Инфра-М, 2015. – 288 с.
2. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2005. – 412 с.
3. Киршбаум, Э.И. Психические состояния / Э.И. Киршбаум, А.И. Еремеева. – Владивосток: Дальневосточный университет, 1990. – 143 с.
4. Левитов, Н.Д. Определение психического состояния / Н.Д. Левитов // Психические состояния / сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. – С. 44-47.
5. Методика исследования самоотношения (МИС) / А.А. Аладьин, Л.А. Пергаменщик, И.А. Фурманов Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе. – Мн., 1992.
6. Психодиагностика: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред.: А.Н. Кошелева, В.В. Хороших. – М.: Юрайт, 2017. – 372 с.
7. Психодиагностика стресса: практикум / сост. Р.В.Куприянов, Ю.М.Кузьмина; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол.ун-т. – Казань: КНИТУ, 2012. – 212 с.
8. Распопин, Е.В. Прогностическая валидность методов изучения психических состояний / Е.В. Распопин // URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/48920/1/iurp-2017-162-12.pdf.