Задание 3. Психодиагностический комплекс для исследования особенностей эмоциональной сферы (или психических, функциональных состояний)




 

Объект исследования в психодиагностическом комплексе: стресс как психическое состояние личности.

Цель диагностического обследования: исследование особенностей психических состояний личности.

Возрастные границы применения психодиагностического возраста: с юношеского возраста.

Проблема психических состояний слабоизучена в психологии. Причина этого заключается в том, что психические состояния как системные явления, характеризующиеся многоуровневостью, многокомпонентностью, полифункциональностью и широким диапазоном проявления, занимают как бы промежуточное положение между психическими процессами, с одной стороны, и психическими свойствами – с другой. Это проявляется в размытости и относительности границ, отличающих психические состояния от психических процессов и свойств личности, что и создает определенные трудности в их диагностике. Еще одна причина трудностей диагностики состояний заключается в слабой разработанности психодиагностического инструментария. [1, 2, 3, 4]

Вместе психодиагностика психических состояний важна для теоретической и практической психологии – в научных исследованиях и психологической работе. условий. Стресс – это состояние психической напряженности, возникающее в ответ на сложные обстоятельства, на разнообразные экстремальные воздействия. Стресс в психологической литературе описывается как неблагоприятное психическое состояние, так как их влияние на физическое и психическое состояние человека, его деятельность преимущественно негативно.

При психодиагностике стрессовых состояний объектом для оценки может выступать:

1. собственное актуальное психическое состояние личности (выраженность стресса);

2. стрессоустойчивость личности, а также иные индивидуально-психологические особенности, влияющие на предрасположенность к стрессу (адаптивность, нервно-психическая устойчивость и пр.);

3. стратегия совладания со стрессом и т.д.

Вышеперечисленные аспекты рассмотрения стресса будут положены в психодиагностическую программу. Программа психодиагностического обследования стрессового состояния личности представлена в таблице 3:

Таблица 3.

Психодиагностический комплекс для исследования стрессового состояния личности

Исследуемая сторона свойств личности Полное название методики, автор Назначение методики Регистрируемые показатели  
  Собственное актуальное психическое состояние личности (выраженность стресса) Методика определения доминирующего состояния, Л.В. Куликов (краткий вариант) [7] Определение характеристик настроений и некоторых других характеристик личностного уровня психических состоянии с помощью субъективных оценок обследуемого, диагностика относительно устойчивых (доминирующих) состояний. Шкалы методики: - активное-пассивное отношение к жизненной ситуации; - «тонус: высокий- низкий»; - «спокойствие-тревога»; - «устойчивость-неустойчивость эмоционального тона»; - «удовлетворенность – неудовлетворенность жизнью в целом»; - «положительный – отрицательный образ себя»
  Стрессоустойчивость личности Тест самооценки стрессоустойчивости, С. Коухен, Г. Виллиансон [7] Самооценка стрессоустойчивости личности Уровень стрессоустойчивости личности

Окончание таблицы 3.

  Стратегия совладания со стрессом Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуаций» (адаптированный вариант Т.А. Крюковой) [7] Диагностика копинг-стратегий личности Стратегии: - копинг, ориентированный на решение задачи, - копинг, ориентированный на решение эмоции, - копинг, ориентированный на решение избегание. Субшкалы: избегание, социальное отвлечение

 

Реализация психодиагностического обследования проводится в индивидуальной форме, компетентным психологом-диагностом (т.е. психолог-диагност должен владеть умениями по проведению и интерпретации методик, задействованных в психодиагностическое обследование).

Ожидаемый результат: составление интегрированной характеристики стрессового состояния личности на основе полученных сведений об актуальном психическом состоянии личности (выражены ли признаки стресса у личности, какие из них), о том, насколько личность стрессоустойчива и какие стратегии совладания со стрессом обычно выбирает.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Ефимова, Н.С. Основы общей психологии: учебник / Н.С. Ефимова. – М.: НИЦ Инфра-М, 2015. – 288 с.

2. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2005. – 412 с.

3. Киршбаум, Э.И. Психические состояния / Э.И. Киршбаум, А.И. Еремеева. – Владивосток: Дальневосточный университет, 1990. – 143 с.

4. Левитов, Н.Д. Определение психического состояния / Н.Д. Левитов // Психические состояния / сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. – С. 44-47.

5. Методика исследования самоотношения (МИС) / А.А. Аладьин, Л.А. Пергаменщик, И.А. Фурманов Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе. – Мн., 1992.

6. Психодиагностика: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред.: А.Н. Кошелева, В.В. Хороших. – М.: Юрайт, 2017. – 372 с.

7. Психодиагностика стресса: практикум / сост. Р.В.Куприянов, Ю.М.Кузьмина; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол.ун-т. – Казань: КНИТУ, 2012. – 212 с.

8. Распопин, Е.В. Прогностическая валидность методов изучения психических состояний / Е.В. Распопин // URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/48920/1/iurp-2017-162-12.pdf.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: