«Пратйакша» — первый метод процесса познания
Первый метод на санскрите называется «пратйакша» — эмпирическое чувственное восприятие.
Мы постоянно взаимодействуем с внешним миром с помощью своих чувств - видим, слышим, обоняем, осязаем и пробуем на вкус окружающую реальность. Иногда мы делаем это непосредственно, а иногда с помощью разнообразных приспособлений или приборов. Получив, таким образом, информацию об окружающем мире с помощью воспринимающих чувств, мы затем проверяем ее на практике. И если наш опыт подтверждается, мы принимаем полученное знание как более или менее достоверное. Большинство научных экспериментов и исследований основано именно на этом методе.
Особенность и несовершенство этого метода — результаты, полученные таким способом, нуждаются в перепроверке и поправках извне. Это связано с тем, что наши чувства несовершенны, а потому вероятность ошибки очень велика.
Особенно возрастает эта вероятность в том случае, когда получение информации происходит через какое-то одно чувство восприятия, а не нескольких. Об этом прекрасно знают все иллюзионисты и успешно пользуются этой особенностью человеческого тела для создания своих фокусов.
И чтобы словить себя на ошибочном восприятии, необходимо подключать другие чувства восприятия. Например, нашему глазу Солнце представляется величиной с монету, но астрономические расчеты свидетельствуют, что чувства обманывают нас — Солнце во много раз больше Земли
«Анумана» — второй метод процесса познания
Анумана означает логический вывод. Мы получаем информацию об окружающем мире с помощью чувств. В виде образов она хранится в нашей памяти. И затем, анализируя и сопоставляя эту информацию с уже имеющейся, мы делаем определенные выводы, приписываем ей определенный смысл. Создаём различные теории выводимые из фактов.
Но этот метод так же несовершенен, поскольку не обладает способностью привести к познанию того, что лежит за пределами сферы логического мышления.Как и выводы и заключения в большей степени будут несовершенны, так как основаны на восприятии мира - нашими несовершенными чувствами.Человеку свойственно ошибаться. В основе теории Чарльза Дарвина, да и многих других теорий лежат предположения типа: «это могло быть так, а могло быть эдак...».
Согласно Вед, процесс Анумана сам по себе никогда не может привести к совершенному знанию.
«Ни одна проблема не может быть решена на том уровне сознания, на котором она создана.»
Альберт Эйнштейн
В этом случае истина постигается только посредством следующего способа познания мира — «шабда».
«Шабда» — третий метод процесса познания мира
«Шабда» - слушание первоисточника, или источника, которому можно доверять. Большую часть знаний мы получаем не в результате собственных экспериментов или построения теорий - мы получаем ее от других: от родителей, учителей, друзей, из книг, средств массовой информации. В этом элементарный здравый смысл: зачем тратить время и заново изобретать колесо?!
Единственная сложность здесь состоит в том, чтобы нужно убедиться в достоверности источника.
Мы можем прислушиваться к традиционным авторитетам в обществе: выдающимся ученым, писателям, политикам и т.д. Хотя здесь важно сохранять долю здорового скептицизма и понимать, что, во-первых, сама информация обязательно будет несовершенна, а, во-вторых, люди, которые передают ее, могут осознанно или неосознанно исказить ее для достижения своих целей.
Почему же так происходит? Поскольку люди ограничены и несовершенны, поэтому и их воздвигаемые логические теории и предположения примают качества их создателей, т.е. человека несовершенного. Именно поэтому Веды называют четыре причины, по которым любое знание, не относящееся к категории шабда, будет несовершенным.
· Чувства каждого человека ограничены, или несовершенны. Например в тёмной комнате мы не можем видеть даже собственных рук.
· Именно поэтому, какой бы одаренный ни был человек, на основании своих несовершенных чувств, он не в состоянии избежать ошибок: человеку свойственно ошибаться.
· Совершая ошибки и наделяя свои поступки «истинностью» люди впадают в иллюзию. В шастрах говорится, что всякий материально обусловленный человек пребывает в иллюзии, если воспринимает себя в категориях национальной, расовой, религиозной или родовой принадлежности. Первый шаг человека в трансцендентном знании согласно Ведам, есть осознание того, что его сущность не имеет прямого отношения к окружающему его временному материальному телу.
· В результате всего выше перечисленного, каждый человек склонен к обману. Взять хотя бы человека, который осмеливается учить других, хотя сам далеко небезупречен. По существу, он является обманщиком, потому что его знание несовершенно.
Учитывая всё выше сказанное Ведическое знание в основном есть «шабда».
Шабда относится к абсолютному знанию, полученному в форме звука, передаваемое от Высшего авторитета, поэтому оно считается совершенным. Изначальным источником этого знания является Верховный Господь, что и делает это знание апаурушея (безукоризненным).
-Это единственный метод, который дает нам шанс постичь Абсолютную Истину, лежащую за пределами разума и чувственного опыта.
Вопросы: Три способа познания мира
1. Как называется первый способ познания мира? В чем его преимущества и недостатки?
2. Приведите примеры несовершенства чувств.
3. Как на практике понять, что реальность отличается от нашего относительного восприятия? Приведите примеры.
4. Как называется второй метод познания мира? На чём он основан и чем отличается от первого?
5. Приведите примеры несовершенства этого метода.
6. Как вы считаете можем ли мы полагаться и доверять знаниям в основном состоящих из теорий.
7. Как называется третий метод познания мира? Чем он отличается от двух предыдущих способов.
8. Приведите примеры из жизни, как мы получаем знания минуя чувства и логику.
9. Назовите 4 причины, по которым любое знание предлагаемое в современном обществе будет несовершенным.
10. Почему в ведах Шабда описывается как самый точный верный способ познания мира?
Вопросы: Духовный учитель и ученик: Парампара
1. Как происходит процесс получения знания, какие условия для этого необходимы?
2. Кто такой ученик и какими основными качествами для получения знания он должен обладать?
3. Кто такой гуру? Какие качества в нем должны присутствовать что бы без искажений передавать знания?
4. Почему так важны эти качества? Обоснуйте.
5. Что такое цепь ученической приемственности, в чем ее суть?
6. Почему так важно что бы учитель принадлежал к парампаре?
7. Сампрадая - что это? Почему есть необходимость в таком понятии?
8. Почему веды говорят о необходимости парампары, может достаточно самостоятельного изучения книг? Приведите примеры.