Стили семейного воспитания.




Содержание.

Введение…………………………………………………………………………..1

1.Типология родителей…………………………………………………………..3

2.Стили семейного воспитания………………………………………………….7

Заключение……………………………………………………………………....14

Список использованной литературы…………………………………………..16


Введение.

Размышлениям о семье и семейных отношениях, вопросам устройства, функций, общественной и государственной роли семьи, как одной из древнейших форм человеческой общности посвящено немало работ еще со времен Платона и Аристотеля.Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего «Я».От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.

Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Жан-Жак Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

Особенности семейного воспитания изучали А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие.

Огромный вклад в изучение семейных отношений внес А. С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В “Книге для родителей” Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок. А. Е. Личко, изучая проблемы внутрисемейных отношений, выделил неблагополучные ситуации в семье (гиперопека, безнадзорность, ситуация, создающая «кумира в семье», ситуация, создающая «золушек» в семье). В целом, можно сказать, что проблемы семейного воспитания изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов.

Типология родителей.

Вот уже много лет работая с детско-подростковой общностью мы анализировали различных родителей, встречающихся нам на нашем многотрудном педагогическом пути и вот, недавно, пришли к выводу, что все встретившиеся нам родители укладываются в ПЯТЬ основных категорий.

Первая группа — АКТИВНО ПОМОГАЮЩИЕ. Это те родители, которые с большим вниманием относятся к деятельности детского коллектива. Они убеждены в том, что кружок, секция, команда занимается хорошим и серьезным делом, которое нужно и полезно детям вообще и их ребенку в частности. Эти родители с удовольствием участвуют в делах (родительских собраниях и иных забавах), внимательно вникают во все, что происходит в коллективе, интересуются этим, а главное — стараются помогать тем, чем могут. Кто-то словом, советом, кто-то делом или какими-то материальными благами. Такие родители частенько становятся председателями родительских комитетов, зачинателями различных инициатив и вообще приносят очень много пользы.

Вторая группа — СОЧУВСТВУЮЩИЕ. Это родители, которые позитивно относятся к деятельности детского коллектива, благодарны ему и педагогу за то, что они делают для их ребенка. Такие родители тоже участвуют в делах (но реже). К сожалению, у них нет времени и/или возможности, чтобы перейти в категорию активно помогающих, но такие родители всегда расценивают дела коллектива как нужные полезные и интересные. И у ребят, родителями которых они являются, не возникает трудностей в работе и участии в делах коллектива. В качестве совета мы могли бы порекомендовать проявлять настойчивость в общении с такими родителями и почаще, используя различные методы (от тонких уговоров до грубой лести), привлекать их к делам коллектива. Тогда, вполне возможно, под влиянием эмоций они перейдут в группу активно помогающих.

Третья группа — РАВНОДУШНЫЕ. Увы, эта категория родителей склонна относиться к деятельности детского коллектива абсолютно нейтрально, не выделяя ее из всего того многообразия дел, которым занимается их ребенок. Как правило, эти родители знают, что там ребенку нравится, и он хочет туда ходить. Это обычно является основной причиной, по которой ребенок работает в коллективе. Часто (когда кружков, секций и учебы становится больше из года в год) такие родители искренне недоумевают, почему их ребенок так упорно стремится в именно сюда и частенько предлагают ему покинуть коллектив, так как есть более серьезные на их взгляд (а на самом деле просто более понятные им, родителям) вещи. Ребенок обычно наотрез отказывается, родители вздыхают и удивляются, впрочем, не стараясь понять, почему же их сын (или дочь) так рвется на дела именного этой секции, кружка или отряда. Обычно у таких родителей есть на эту тему свои объяснения, причем, как правило, не соответствующие действительности («там много мальчиков — вот она туда и бегает» — про дочь, «там развлекают, а делать ничего не заставляют, а дома-то приходится убираться — вот он там и торчит»). Таких родителей тем более надо вытаскивать на дела коллектива, т.к. не исключено что там они получат-таки ответ на вопрос: «что именно там делает их ребенок». Увы, это удается редко.

Четвертая группа — ТЕРПЯЩИЕ. Такие родители искренне уверены, что клуб, кружок, команда являются ПОМЕХОЙ для их ребенка. Не важно, чему — интеллектуальному развитию ребенка, исполнению его домашних обязанностей, общению с родственниками, заведению новых ПРАВИЛЬНЫХ друзей («а не то, что какие-то товарищи по клубу»). Таких родителей совершенно не интересует, чем занимается детский коллектив. Любое его дело они воспринимают в штыки, потому что с их точки зрения это очередная причина отнять лишние минуты и часы от ТОГО ЧТО НУЖНО их ребенку с их точки зрения. Для таких родителей обычны звонки детям во время дел и занятий, с требованиями «Скорее домой!» Как показывает опыт, часто такие звонки не связаны с реальными проблемами ребенка (его успеваемостью, обязанностями, родственниками и т.д.). Но такими средствами за ребенком проще следить и контролировать его, пусть даже ставя в неудобное положение перед друзьями. Естественно, пребывание ребенка в коллективе и на его делах эти родители лишь терпят какое-то время. Потом в какой-то момент их терпение кончается и тогда возникает конфликт с ребенком с доводами от: «это все баловство и его надо прекратить!», до: «никакой секции нет, это все выдумки, чтобы по подъездам шляться!» (кстати, реальная фраза непридуманных родителей9). Как правило, в этом конфликте они проигрывают. Потому что чем старше ребенок, тем более агрессивно он реагирует на попытки им управлять — в подростковой борьбе за собственную независимость. Найдя в клубе или команде место, где его (ребенка) понимают — в отличие от дома (где часто не принимают его стремлений и мотивов, а требуют лишь строгого послушания) эти ребята стараются как можно больше времени проводить в коллективе.

И наконец, завершить нашу типологию мы хотим пятой группой, о которой мы еще не успели упомянуть — о ТРЕБУЮЩИХ. Как правило, они никак не участвуют в жизни коллектива, и более того, в отличие от ТЕРПЯЩИХ, они обычно не возражают против участия детей в его делах. Наверное, просто потому, что им все равно, и главное — не особо интересно, чем живет их ребенок. Но приходит день, когда, обычно во время какой-нибудь домашней ссоры, они вспоминают, что их ребенок куда-то ходит. А так как ребенок этим увлечен — то значит, можно использовать ее авторитет для давления на ребенка. И в этот момент телефон педагога взрывается звонком с требованиями: «окажите влияние!», «потребуйте от него/нее!», «так ей/ему и скажите!», «он должен!», «она обязана!» Что тут сказать? Всегда очень неловко чувствовать себя, во-первых, дубиной, которой грозят, а во-вторых, встревать в непонятный для тебя конфликт. И очень трудно вести разговор, если в нем не конструктив и предложения улучшить ситуацию, а ультимативные непонятные требования. После долгих разговоров обычно такие конфликты затухают (конечно, никогда не исчезая полностью), отнимая кучу нервов у всех участников (включая вынужденного посредника). Затем еще несколько месяцев молчания и игнорирования и детского коллектива, и своего ребенка. А потом снова звонок и требования, требования, требования…

 

Стили семейного воспитания.

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку.

В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания:
—попустительский,

—состязательный,
—рассудительный,
—предупредительный,
—сочувствующий,
— гармоничный.

1. Попустительский. Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами. Их мало волнует душевное состояние ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на их внимание. Непоследовательно и неумело родители используют метод наказания и поощрения. Они могут наказать ребенка и тут же поощрить его. Главный метод воспитания в такой семье – кнут и пряник. Родители строят свои взаимоотношения с ребенком таким образом, что непроизвольно культивируют у ребенка поиск наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, стимулируя проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж.

Младшие школьники из таких семей не любят ни умственный, ни физический труд. Во время урока они очень быстро устают и стараются под любыми предлогами увильнуть от работы. Часто такие учащиеся недобросовестно относятся к поручениям учителя и к различным обязанностям. Они могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством. Педагоги, работающие с такими учащимися, должны знать, что их мало интересует процесс учения. Но они всегда готовы требовать от педагогов лучшую отметку любой ценой. Такие учащиеся плохо реагируют на критику в свой адрес, при этом у них всегда кто-то виноват. Они не умеют бескорыстно дружить, им трудно вживаться в детский коллектив, потому что им хочется быть всё время на виду, и, если такого не происходит, они готовы обвинять в своих проблемах всех, но не себя.

Нередко родители таких детей говорят о том, что в классе ребенка не любят, ему не дают проявить себя, в классе ничего интересного не происходит. На самом же деле ребенок сам игнорирует и отвергает предложения педагога и класса, резко критикует все, что делается в коллективе, взамен не предлагая ничего.

2. Состязательный. С раннего возраста родители ищут в действиях ребенка нечто выдающееся и необычное. Активность самого ребенка постоянно поощряется. Для раскрытия талантов своего ребенка родители дают возможность ему попробовать себя в различных видах деятельности даже тогда, когда ребенок этого не хочет. Родителям очень хочется при удобном случае заявить о том, что ребенок «увлекается теннисом, занимается вокалом» и т.д. Зачастую это приводит к тому, что ребенок становится уверенным в своем превосходстве над другими детьми. Если же он терпит поражение, это может надолго выбить его из колеи и привести к апатии.

Участие ребенка с раннего детства в различных кружках и секциях нередко приводит и к проблемам, связанным с его здоровьем: хроническая усталость, болезни могут дать о себе знать. В своей любви к ребенку родители порой не обращают внимания на человеческие качества малыша.

Защиту ребенка от всех претензий и нападок со стороны других людей, и в том числе от школы, они ставят на первое место, не обращая внимания на то, прав их ребенок или не прав. Родители не терпят обидчиков своего ребенка, не боятся вступать с ними в конфликтную ситуацию, не обращая внимания на то, взрослый это или ребенок. Учащиеся такого типа могут начиная с первого класса учиться на отлично. Они стараются постоянно демонстрировать свою эрудицию и способности, поэтому уже в начальной школе им трудно общаться с другими учениками. Высокая активность этих детей позволяет им рано достигать значительных успехов. Такие ученики берутся за любые дела в классе, участвуют в любых мероприятиях, лишь бы только их заметили и оценили.

Они могут быть чрезвычайно агрессивны, если результаты их деятельности будут оценены не по достоинству или в том случае, если у них что-либо не получается. В детском коллективе такие учащиеся претендуют на лидерство и официальное признание. Они очень любят командовать другими ребятами и испытывают глубокое удовольствие, если кто-то попадает от них в зависимость.

3. Рассудительный. Родители с раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий. Из своего педагогического арсенала они исключают окрики и упреки. В воспитании ребенка они не пользуются принудительными мерами и физическими наказаниями, считая, что ребенок может сам выбрать себе деятельность по душе, а они вправе лишь дать ему рекомендацию или совет. У родителей и детей складываются теплые и добрые взаимоотношения. Родители заботятся о том, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось ни посторонними людьми, ни родственниками.

Родители таких ребят с энтузиазмом принимают участие в жизни того детского коллектива, в котором находится их ребенок. Дети с раннего возраста привыкают к уважению, потому что так поступают их родители. Если в такой семье ребенок совершает плохой поступок, то родители не спешат с наказанием. Они дают возможность ребенку обдумать совершенное им, осознать свой проступок. Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными. Уже в начальной школе у них сформирована познавательная мотивация. Педагоги, работающие с такими детьми, должны знать, что этим ученикам нельзя скучать на уроке, им нужно быть всё время в деятельности.

Иногда детям из таких семей очень трудно приспосабливаться к школе и учителям, если педагоги придерживаются авторитарного стиля управления детским коллективом. В своей семье они приучены к свободному общению со взрослыми людьми, которые считаются с их мнением. Если педагог не учитывает эту особенность, то дети начинают протестовать.

4. Предупредительный. Одной из причин предупредительного стиля семейного воспитания может быть болезненность ребенка с раннего детства, а второй – особенности характера родителей. В результате того, что ребенок часто болел и болеет, родители становятся чрезвычайно мнительными и болезненно реагируют на любое проявление его нездоровья. Родители ни на минуту не оставляют ребенка без внимания и опеки. Ребенок в такой семье практически лишен активной деятельности, родители сами определяют, что может быть ему интересно, сами являются инициаторами детских игр, сами регламентируют его поведение.

С раннего детства родители стараются оградить свое дитя от каких бы то ни было наказаний со своей стороны и со стороны родственников, а также со стороны чужих взрослых и детей. Очень часто в таких семьях удовлетворяется любая прихоть ребенка. Окружающие люди вызывают у таких родителей большие опасения, так как они считают других людей источником неприятностей для своих детей.

5. Сочувствующий. Условием формирования такого стиля воспитания являются отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие в семье одного из родителей. В таких семьях ребенок с раннего детства предоставлен сам себе. Это приводит к тому, что ребенок рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность, активно помогая родителям. Попадая в детский коллектив, такой ребенок ведет себя настороженно, долго присматривается к окружающим его людям, не желает говорить о себе и рассказывать о своей семье.

6. Гармоничный. В таких семьях ребенок является желанным, и родители задолго до его рождения размышляют над тем, какого человека они хотят вырастить и воспитать. Ребенок рождается, воспитывается и растет в теплой и дружественной атмосфере. Уже в начальной школе он проявляют чуткость к своим сверстникам и внимательное отношение к просьбам взрослых людей. Такие дети умеют верно дружить, в общении с друзьями всегда откровенны и правдивы, открыто делятся своими проблемами, не скрывают своих истинных чувств.

Учеба таких ребят характеризуется высокой исполнительностью и ответственностью. Они не боятся никакой деятельности, сразу определяют, является ли она для них трудной. При этом дети не боятся сказать взрослому о том, справятся они с задачей или нет. Такое отношение к делу не всегда вызывает одобрение взрослого. В младшем школьном возрасте они начинают заниматься самовоспитанием, ведут дневники, описывают свои переживания и изменения в себе. В этом возрасте такие ребята могут нарушать дисциплину, как и все остальные дети, но на все замечания они реагируют разумно и стараются больше не повторять ошибок.

Таким образом, стиль семейного воспитания представляет собой систему приемов и средств, а также характер эмоционального взаимодействия родителей (старших) и детей.

В педагогической литературе описана достаточно обширная его феноменология (А.И.Захаров, Э.Г. Эйдемиллер, А.Е. Личко и др.), однако в последнее время он рассматривается как своего рода реализация личностных особенностей родителей во взаимоотношениях с детьми.

В наиболее обобщенном виде стиль семейного воспитания определяется как:
—авторитарный,
—демократический
—либеральный
с достаточно широким спектром промежуточных вариантов.

Для авторитарного стиля воспитания характерно стремление старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, контролировать их поведение, интересы и даже желания. Ему присуща строгость и безаппеляционность суждений родителей. Угроза с целью принуждения выступает его главным средством. Коммуникация направлена преимущественно от старших к младшим. Такой стиль может вызвать у детей психологическое отчуждение от внешнего мира и враждебность по отношению к окружающим его людям

Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, поощрять их инициативу и самостоятельность. Взрослые не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля над ними от авторитарного стиля, делает основными средствами воспитания одобрение и поощрение. Содержание взаимодействия в воспитании определяется не только старшими, но и младшими, которые часто выступают его инициаторами.

Либеральный стиль предполагает всепрощенчество и нерациональную терпимость в отношениях с детьми. Его источником преимущественно является чрезмерная родительская любовь или отрешенность от воспитания детей. При реализации данного стиля семейного воспитания дети зачастую растут неорганизованными, недисциплинированными и безответственными.

В реальности представленные стили семейного воспитания в чистом виде встречаются редко. Обычно практикуются компромиссные варианты. К тому же старшие члены семьи могут реализовывать не идентичные друг другу стили (например, отец - более авторитарен, мать - либеральна). Следовательно, в каждом случае речь может идти о той или иной технологии семейного воспитания.

Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок. По мнению А. С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения. Роль – это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми.

Заключение.

Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, т. к. именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.

Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл.

К функциям следует отнести: экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреативную, или психологическую, репродуктивную, воспитательную функции. Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности. Социологи считают репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода. Также семья является ответственной за физическое, интеллектуальное и психическое развитие ребенка.

Учитывая все выше описанные функции, стили, тактики, структуры и психологические механизмы воздействия не нужно забывать, что воспитание детей требует самого серьезного отношения, но в то же время самого простого и искреннего.

Цель семейного воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

Главное и основное правило, которое нужно учитывать при воспитании ребенка - это последовательность в разностороннем развитии личности ребенка и демократичность в отношениях с ним.

 

 

Список использованной литературы.

1.Азаров Ю.П. «Семейная педагогика», М.: изд. «Политической литературы», 1987г.

2. Василькова Ю. В. «Социальная педагогика», М.: изд. Центр «Академия», 1999г.

3. Ковалев С.В. «Психология семейных отношений», М.: изд. «Педагогика», 1987г.

4. «Педагогика». Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. / И. П. Подласый. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004г. – Кн. 2. Процесс воспитания.

5. Рапацевич Е.С «Педагогика»: Большая современная энциклопедия / сост. Рапацевич Е.С, М., 2005г.

6. «Философский словарь» / под ред. И.Т Фролова - 6е изд., М., 1991г.

7. Филонов Г. Н. «Воспитание и демократия» // журнал «Педагогика» - № 6, 2006.

8. Шубина А. С. «Педагогическая работа с детьми из неблагополучных семей» // журнал «Семейная психология и семейная терапия» -№ 4, 2006г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: