ПОЛОЖЕНИЕ
о самостоятельной работе студентов Казанского юридического
института (филиала) Федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего профессионального
образования «Российская правовая академия Министерства
юстиции Российской Федерации»
Общие положения
1.1. Самостоятельная работа студента - это один из видов учебных занятий, область реализации его творческих интересов.
1.2. Самостоятельная работа студента нацелена на:
- закрепление, расширение и углубление знаний, умений и навыков студентов, полученных ими во время аудиторных занятий с преподавателями;
- ознакомление студентов с дополнительными материалами по изучаемым дисциплинам;
- создание системы мотивации студентов для проведения аналитической работы и самостоятельного научного исследования;
- воспитание в студентах организованности, самодисциплины, творческой активности и эффективности в учебной работе.
1.3. Основными видами самостоятельной работы студентов являются:
- проработка текущего материала по конспектам лекций и рекомендуемой литературе;
- подготовка к семинарским и практическим занятиям;
- выполнение письменных работ (написание эссе, рефератов, курсовых работ и т.д.);
- подготовка к контрольным работам, тестированию, коллоквиумам и т.д.;
- подготовка к зачетам и экзаменам;
- выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ (Приложение 1).
Организация самостоятельной работы студентов
2.1. Организация самостоятельной работы студентов, связанная с освоением основной образовательной программы высшего профессионального образования, возлагается на преподавателя, ведущего учебную дисциплину, руководство кафедры, факультета.
Преподаватель обязан:
- размещать на персональной странице сайта кафедры программу учебной дисциплины,
- к началу занятий по дисциплине разрабатывать учебно - методический комплекс (УМК), включающий в себя помимо программ учебных дисциплин:
· учебно-методические пособия;
· методические указания студентам по изучению дисциплины и выполнению самостоятельной работы, в том числе в компьютерных классах;
· задания для проведения текущего контроля знаний;
· указания для проведения самоконтроля знаний студентов;
· методические указания студентам по подготовке к семинарским и практическим занятиям; по проведению деловых игр и др.;
· методические рекомендации по написанию рефератов, курсовых работ, выполнению домашних заданий;
· методические рекомендации по выполнению аудиторных контрольных работ.
- разрабатывать задания для письменных работ студентов, выполнение которых требует квалифицированного поиска, анализа и обработки информации с использованием современных методов и инструментальных средств;
- использовать для общения со студентами электронную почту, интернет-форумы;
- осуществлять в библиотеке заказ учебной литературы по преподаваемой дисциплине.
В задачи кафедры входит:
- составление графика индивидуальных консультаций преподавателей и их своевременная корректировка;
- организация проведения групповых консультаций;
- осуществление контроля за деятельностью преподавателя по организации самостоятельной работы студента, учебной группы;
- контроль наличия и доступности учебных программ и учебно-методических комплексов по каждой дисциплине учебного плана, закрепленной за кафедрой;
- назначение руководителей и консультантов при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ.
За учебно-методическим отделом закрепляются следующие функции:
- формирование и контроль графика приема текущих форм контроля знаний студентов;
- обеспечение условий для выполнения студентами самостоятельной работы в библиотеках и компьютерных классах;
- издание аннотированных указателей читаемых учебных дисциплин, включающих следующую информацию:
·фамилия, имя, отчество преподавателя (преподавателей), ведущего (ведущих) учебную дисциплину и название кафедры;
· объемы аудиторной нагрузки и самостоятельной работы студентов;
·перечень письменных работ;
·формы текущего, промежуточного и итогового контроля;
·список рекомендуемой литературы.
2.2. Студент организует свою самостоятельную работу в соответствии с рабочим учебным планом. Студент должен выполнить объем самостоятельной работы, предусмотренный рабочим учебным планом, максимально используя возможности индивидуального, творческого и научного потенциала для освоения образовательной программы в целом.
2.3. Самостоятельная работа студентов может носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.
2.3.1. Самостоятельная работа, носящая репродуктивный характер, предполагает, что в процессе работы студенты пользуются методическими материалами и методическими пособиями, в которых указывается, в какой последовательности следует изучать материал дисциплины, обращается внимание на особенности изучения отдельных тем и разделов.
2.3.2. Самостоятельная работа, носящая частично-поисковый характер и поисковый характер, нацеливает студентов на самостоятельный выбор способов выполнения работы, на развитие у них навыков творческого мышления, инновационных методов решения поставленных задач.
2.4. Обеспечение студентов учебно-методическими материалами и методическими пособиями для самостоятельной работы входит в задачи кафедры.
2.5. Материально-техническое обеспечение самостоятельной работы студентов включает в себя:
- наличие необходимого количества рабочих мест в аудиториях, лабораториях, посадочных мест в читальном зале, посадочных мест в компьютерных классах для выполнения самостоятельной работы в пределах рабочего дня;
- оснащенность учебных аудиторий, лабораторий необходимым оборудованием и техническими средствами обучения; компьютерами, аудио- видеотехникой, системами и средствами телекоммуникаций, средствами INTERNET, мультимедиа-технологиями;
- оснащенность библиотеки книжным фондом, электронными изданиями, достаточными для максимальной индивидуализации самостоятельной работы студентов, включая УМК и необходимые периодические издания;
- оснащенность библиотеки техническими средствами для поиска необходимой литературы и ее копирования, а также свободным доступом студентов к информационным ресурсам;
- наличие базы электронных оценочных средств, обучающих и тестирующих программ.